Тема 1.3. Этическая мысль XVII-XIX вв.
Обоснование суверенности индивида как морального субъекта и его права на удовлетворение потребностей – основной пафос этики Нового времени. Этический рационализм Нового времени. Р.Декарт о «высочайшей и совершеннейшей науке» и о временных правилах морали.
Замысел и построение этической теории Б.Спинозы. Механистический детерминизм против признания случайностей, чудес и свободы воли. Свобода человека – основа подлинной морали. Учение об аффектах и рабстве человека. Учение Б.Спинозы о свободе как познанной необходимости своей собственной природы. Стоические мотивы в этике Б.Спинозы.
Натурализм и механистический антропологизм основания социально-этических воззрений Т.Гоббса. Учение Т.Гоббса о «человеческой природе» и представлениях о добре и зле. Утилитаристская трактовка Т.Гоббсом природы моральных ценностей. Учение Т.Гоббса о естественном и гражданском состоянии жизни человека. Соотношение права и морали по Т.Гоббсу; проблема объективности моральных требований и критерии моральности.
Проблема сущего и должного в этике Д.Юма, его представления о задачах этики и преодолений в ней морализаторства. Учение об аффектах как основа этической концепции Д.Юма. Основные мотивы человеческого поведения по Д.Юму, утилитаризм и альтруизм его этики. Просветительские мотивы в этике Д.Юма и критика им религиозной морали.
Сенсуалистическая этика и ее разновидности. Натуралистический эвдемонизм: Д.Локк, К.Гельвеций. Пантеистический эвдемонизм: Ж.-Ж.Руссо. Б.Мандевиль о соотношении частного и общественного блага. Утилитаризм И.Бентама и Дж.Милля.
Этика Просвещения и ее основные направления. Разум как высшая нравственная ценность Просвещения.Французское (Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескьё), немецкое (Вольф, Кант, Лессинг, Гербарт), английское (Шефтсбери, Хатчесон, Мандевиль, Толанд) и американское (Джефферсон, Франклин) Просвещение.
Социально-историческая обусловленность кантовской философии практического разума. Обоснование И.Кантом автономии морали. Критика им натуралистических представлений о природе морали и всех разновидностей гетерономной этики. Постулаты практического разума и их роль в структуре этической теории И.Канта. Учение И.Канта о долге, доброй воле и добродетели. Категорический императив и его основные формулировки. Категорический и гипотетические императивы. Обоснование И.Кантом человеческой свободы. Априоризм, формализм и ригоризм кантовской этики.
Этическая «максима» Г.Гегеля и ее интерпретации. Различение Гегелем понятий «мораль» и «нравственность». Учение Г.Гегеля о свободе воли, этапах её развития и осуществления в наличном бытии – праве, морали и нравственности, философия права Гегеля как учение об абстрактном праве, моральности и нравственности (семье, гражданском обществе и государстве). Защита Г.Гегелем собственности, социального разделения труда, правового равенства людей в гражданском обществе и государстве.
Кризис классической этики и антинормативисткий поворот в этике. Этическая составляющая в «философии жизни». Пессимистическая этика А.Шопенгауэра: этический путь преодоления злой воли. Страдание и сострадание – основа нравственной жизни по А.Шопенгауэру. Различие между подлинной и обыденной моралью в учении А.Шопенгауэра.
Радикальный нигилизм Ф.Ницше и его концепция «переоценки всех ценностей». Ф. Ницше об аристократической морали и морали рабов, о происхождении понятий добра и зла. Ф.Ницше о роли зла в истории морали. Происхождение ответственности; ответственность как свобода, ответственность как совесть в учении Ф.Ницше.
Критика К.Марксом морали как отчужденной формы общественного сознания и новая перспектива философии (от объяснения мира к его изменению). Приоритет общественного интереса над личным в этике марксизма.
С.Кьеркегор: идеал этической жизни и подвиг веры. Возможность, страх и отчаяние как экзистенциалы человеческого бытия (С.Кьеркегор). М.Вебер: у истоков реконструкции становления морали. Понятие хозяйственной этики у М.Вебера.
Этические поиски в русской религиозной философии конца ХIХ – начала ХХ в. Этика «всеединства» Вл. Соловьева. Три проекции человеческого существования (отношения к животной природе, к другим людям, к Богу) и три формы морали: стыд, жалость, благоговение. Бытие человека в философии Н.Бердяева. Назначение человека, моральная и сверхморальная перспектива его жизни; парадоксы свободы и нравственности (Н.Бердяев).