Кафедра истории зарубежной философии
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра истории зарубежной философии
Античная философия
Рабочая программа дисциплины
для направления подготовки 47.03.01 – Философия (бакалавриат)
форма обучения(очная, заочная)
Москва 2015
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа дисциплины
Составители:
кандидат философских наук, доцент С.В.Месяц;
ответственный редактор
доктор философских наук, профессор В.Д. Губин.
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры истории
зарубежной философии Руководитель ОП ВО
№_____ от_________________ Философия
_____________________
(подпись, ф.и.о.)
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой
подпись расшифровка подписи дата
Составитель
подпись расшифровка подписи дата
Директор Научной библиотеки
подпись расшифровка подписи дата
© Российский государственный гуманитарный университет, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
1. Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи дисциплины
1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате
1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
2. Структура дисциплины
3. Содержание дисциплины
4. Образовательные и информационные технологии
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины
5.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Список источников и литературы
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
8.1. Планы практических (семинарских) и лабораторных занятий. Методические указания по организации и проведению
8.2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
8.3. Методические рекомендации по подготовке письменных работ
Аннотация рабочей программы
Рабочая программа дисциплины «Античная философия» подготовлен на кафедре истории зарубежной философии. Тема «Античная философия» является составной частью дисциплины «История зарубежной философии». Отличительной чертой данного комплекса является концентрация внимания на наиболее значимых проблемах истории европейской философии в эпоху античного мира (VII в. до н.э. – VI в. н.э.), оказавших огромное влияние на формирование системы философского знания.
Дисциплина «Античная философия» является частью базового цикла дисциплин подготовки бакалавров по направлению 47.03.01 – Философия. Дисциплина реализуется на философском факультете.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с развитием представлений фундаментальных представлений о человеке, способах и форм функционирования его сознания, формах познавательной деятельности, которые разрабатывались философами в данный исторический период.
Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника
ОПК - 4 способность использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме оценок за подготовку к семинарским занятиям; промежуточная аттестация в форме зачёта; итоговая аттестация в форме экзамена.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 10 зачётных единиц, 360 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (64 часов), семинары (64 часов), самостоятельная работа студента (232 часов).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи дисциплины
Цель курса: систематическое рассмотрение основных проблем и понятий основных представителей античной философии. В нём дается анализ известных концепций, открывших новые горизонты философской мысли и оказавших огромное влияние на всю последующую философию.
Задачи курса:
· глубокое овладение историко-философским материалом, прежде всего наследием античных философов, и умение самостоятельно анализировать соответствующие первоисточники.
· овладеть навыками ведения дискуссий по философской проблематике;
· научиться характеризовать те или иные концепции с точки зрения их философского смысла.
1.2. Формируемые компетенции, а также перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Философия и методология науки (знания, умения владения), сформулированные в компетентностном формате.
Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника
ОПК -4 способность использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующий результаты образования:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: различные методы научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности
Уметь: использовать в профессиональной деятельности знание основных концепций античной философии, ее вклада в развитие философского знания
использовать в профессиональной деятельности понимание природы философского знания, функций философии, методологии философского познания, основных категорий философии, её влияние на современную философскую мысль
Владеть: методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
Данная дисциплина в соответствии с учебным планом изучается в 1-ом и 2-ом семестрах 1-го курса направления подготовки «Философия», бакалавриат.
1.3. Место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы
Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу (базовая часть), предназначена для студентов, обучающихся по направлению 47.03.01 (Философия, квалификация «Бакалавр»). Основными темы курса связаны с такими дисциплинами как античная философия, онтология, теория познания, психология, этика, социальная философия.
2. Структура дисциплины
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (64 часов) занятия, семинары (64 часов), самостоятельная работа студента (232 часов), для заочной формы: лекционные (8 часов) занятия, семинары (14 часов), самостоятельная работа студента (338 часов),
Структура дисциплины для очной формы обучения
64ч.- лекции, 64ч. - семинары, 232ч. – самостоятельна работа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | прак- тичес-кие заня-тия | семи- нары | само-стоятель-ная работа | |||||
Место и роль античной философии в истории мысли; источниковедение античной философии и вопросы хронологии | ||||||||
Предфилософская традиция; древнегреческий эпос: Гомер и Гесиод | 2-3 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Древнегреческая философская мысль архаического периода; «досократики»: общая характеристика; «Милетская школа» | 4-5 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Философские учения представителей раннего пифагореизма; орфизм | оценка подготовки к семинару | |||||||
Философское учения Гераклита Эфесского; Ксенофан Колофонский | 7-8 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Элейская школа: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс | 9-10 | оценка подготовки к семинару, | ||||||
Философские учения Эмпедокла и Анаксагора | оценка подготовки к семинару | |||||||
Атомистика Левкиппа-Демокрита | 12-13 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Древнегреческая философская мысль классического периода: общая характеристика; философские учения представителей древней софистики | 14-15 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Философское учение Сократа; сократические школы: мегарская, элидо-эретрийская, киренская, киническая | 16-17 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачёт | |||||||
Философское учение Платона | 1-4 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Философское учение Аристотеля | 5-8 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Философские школы эпохи эллинизма: общая характеристика; античный скептицизм; философские воззрения Цицерона | оценка подготовки к семинару | |||||||
Школа Эпикура | оценка подготовки к семинару | |||||||
Античный стоицизм | 11-12 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Средний платонизм | оценка подготовки к семинару | |||||||
Античный неоплатонизм | 14-15 | оценка подготовки к семинару | ||||||
Итоговая аттестация | Экзамен | |||||||
Итого |
Структура дисциплин для заочной формы
8 –лекций, 14 – семинары, 338 – самостоятельная работа
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | прак- тичес-кие заня-тия | семи- нары | само-стоятель-ная работа | |||||
1-2 | Место и роль античной философии в истории мысли; источниковедение античной философии и вопросы хронологии Предфилософская традиция; древнегреческий эпос: Гомер и Гесиод | 1-4 | ||||||
3-5 | Древнегреческая философская мысль архаического периода; «досократики»: общая характеристика; «Милетская школа» Философские учения представителей раннего пифагореизма; орфизм Философское учения Гераклита Эфесского; Ксенофан Колофонский | 4-5 | оценка подготовки к семинару | |||||
6-8 | Элейская школа: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Философские учения Эмпедокла и Анаксагора Атомистика Левкиппа-Демокрита | 5-13 | оценка подготовки к семинару, | |||||
9-10 | Древнегреческая философская мысль классического периода: общая характеристика; философские учения представителей древней софистики Философское учение Сократа; сократические школы: мегарская, элидо-эретрийская, киренская, киническая | 14-15 | оценка подготовки к семинару | |||||
11-12 | Философское учение Платона Философское учение Аристотеля | 1-8 | оценка подготовки к семинару | |||||
14-16 | Философские школы эпохи эллинизма: общая характеристика; античный скептицизм; философские воззрения Цицерона Школа Эпикура Античный стоицизм | 9-12 | оценка подготовки к семинару | |||||
17-18 | Средний платонизм Античный неоплатонизм | оценка подготовки к семинару | ||||||
Итоговая аттестация | Экзамен | |||||||
Курсовая работа | ||||||||
Итого |
3. Содержание дисциплины.
Тема 1. Место и роль античной философии в истории мысли; источниковедение античной философии и вопросы хронологии.
Античная философия как древнейший источник западноевропейской философской мысли. Вопросы источниковедения: история вопроса; состояние первоисточников; доксография. Периодизация античной философии и проблемы хронологии.
Тема 16. Средний платонизм.
«Средние платоники» – общая характеристика: Евдор Александрийский, Модерат из Гадиры, Антиох Аскалонский, Филон Александрийский, Плутарх Херонейский,
Апулей, Никомах из Герасы, Альбин, Алкиной, Нумений Апамейский.
Тема 17. Античный неоплатонизм.
Неоплатонизм как последний этап греческой эллинистической философии: «неоплатонический синтез». Учение об иерархическом строении «истинного бытия»: Единое, Ум, Душа, Космос, Материя. Плотин как основоположник неоплатонической философской традиции: влияние на последующую традицию. Философские воззрения Порфирия Тирского. Поздние неоплатоники: Ямвлих, Прокл, Симпликий, Дамаский. Эдикт императора Юстиниана 529 г. и конец античной классической философской эпохи.
4. Информационные и образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Античная философия» используются проблемный метод изложения лекционного материала.
Темы семинаров отражают последовательность тем изучения курса, предполагая обсуждение докладов и дискуссий по наиболее актуальным проблемам классической античной философии.
Семинарские занятия могут проходить в различной форме – обсуждение заданных планом вопросов, обсуждение докладов и рефератов, дискуссии, рассмотрение конкретных проблемных ситуаций.
Выбор тем для семинарских занятий обосновывается методической взаимосвязью с программой курса и строится на ключевых, узловых темах курса. Планы семинарских занятий в основном подготовлены в соответствии с программой лекционного курса.
Задания к семинарским занятиям могут быть обязательными для выполнения в аудитории или даваться студентам для самостоятельной работы дома.
Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов, эссе и при выполнении тематических заданий), а также и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке.
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины (модуля) | Код контролируемой компетенции (компетенций) | Наименование оценочного средства |
| Предпосылки формирования философии нового времени | ОПК-4 | собеседование |
| Философия Декарта | ОПК-4 | приём практических заданий |
| Философия Паскаля | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару |
| Философия Спинозы | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару |
| Текущая аттестация | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару |
| Философия Мальбранша | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару |
| Философия Лейбница | ОПК-4 | контрольная работа |
| Главные особенности философии французского Просвещения | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару |
9. | Философия Руссо | ОПК-4 | собеседование |
10. | Промежуточная аттестация | ОПК-4 | экзамен |
Итоговый контроль
Экзамен
Вид работы | Количество | Срок отчетности | Максимальное количество баллов | |
За одно занятие | Всего | |||
Устный ответ по терминологии | 2,4,6,8,12,14,15 недели | |||
Контрольная работа | 14 неделя | |||
Письменные домашние задания | 3 и 10 недели | |||
Итоговая контрольная работа | 16 неделя | |||
ИТОГО: |
Полученный совокупный результат (максимум 100 баллов) конвертируется в традиционную шкалу оценок и в шкалу оценок Европейской системы переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer System; далее - ECTS) в соответствии с таблицей
Шкалы оценивания для проведения промежуточной аттестации по дисциплине:
100-балльная шкала | Традиционная шкала | Шкала ECTS | |
95-100 | отлично | зачтено | A |
83-94 | B | ||
68-82 | хорошо | C | |
56-67 | удовлетворительно | D | |
50-55 | E | ||
20-49 | неудовлетворительно | не зачтено | FX |
0-19 | F |
5.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Текущий контроль
При оценивании устного опроса и участия в дискуссии на семинаре учитываются:
- степень раскрытия содержания материала (0-2 балла);
- изложение материала (грамотность речи, точность использования терминологии и символики, логическая последовательность изложения материала (0-2 балла);
- знание теории изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков (0-1 балл).
При оценивании контрольной работы учитывается:
- полнота выполненной работы (задание выполнено не полностью и/или допущены две и более ошибки или три и более неточности) – 1-4 балла;
- обоснованность содержания и выводов работы (задание выполнено полностью, но обоснование содержания и выводов недостаточны,но рассуждения верны) – 5-9 баллов;
- работа выполнена полностью, в рассуждениях и обосновании нет пробелов или ошибок, возможна одна неточность -10-15 баллов.
Промежуточная аттестация
Шкалы оценивания | Критерии | ||
Традиционная | Баллы | ECTS | |
Отлично | 95-100 | A | Теоретическое содержание дисциплины «Античная философия» освоено в полном объеме. Студент демонстрирует необходимые практические навыки работы с освоенным материалом, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. |
Отлично | 83-94 | B | Теоретическое содержание дисциплины «Античная философия» освоено в полном объеме. Студент демонстрирует необходимые практические навыки работы с освоенным материалом, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному. |
Хорошо | 68-82 | C | Теоретическое содержание дисциплины «Античная философия» освоено в полном объеме. Некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. |
Удовлетворительно | 56-67 | D | Теоретическое содержание дисциплины «Античная философия» освоено частично. Практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных рабочей программой дисциплины учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. |
Удовлетворительно | 50-55 | E | Теоретическое содержание дисциплины «Античная философия» освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания не выполнены, либо выполнены и оценены числом баллов, близким к минимальному. |
Неудовлетворительно | 20-49 | FX | Теоретическое содержание дисциплины «Античная философия» освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания не выполнены, либо выполнены и оценены числом баллов, близким к минимальному. При дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий. |
Неудовлетворительно | 0-19 | F | Теоретическое содержание дисциплины «Античная философия» не освоено. Необходимые практические навыки работы не сформированы, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены с грубыми ошибками. Дополнительная самостоятельная работа над материалом дисциплины (модуля) не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий. |
5.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
«Античная философия»
- Космогония и космология в текстах Гомера и Гесиода. Учение Гесиода о «пяти веках человеческих».
- Гомеровская психология и антропология. Раскрыть содержание понятий: «френес», «псюхе», «тюмос», «сома»).
- Философское учение «Милетской школы» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен): космогония, космология, теология, антропология.
- Орфизм. Миф о Дионисе и учение о душе. Раннее пифагорейство: аритмология (учение о природе числа) и психология. Алкмеон Кротонский.
- Раннее пифагорейство. Космогония и космология. Учение Филолая Кротонского о строении мироздания.
- Ксенофан Колофонский. Критика традиционных религиозных представлений. Натурфилософия и теология.
- «Элейская школа»: учение Парменида о «бытии». «Путь истины» и «путь мнения».
- Гераклит Эфесский. «Космос» и «логос». Теория познания и учение о душе.
- «Элейская школа»: апории Зенона Элейского. Мелисс.
- Эмпедокл: космогония, космология и психология. Принцип «подобное познается
подобным».
- Анаксагор: космогония, космология и теория познания.
- Атомистика Левкиппа и Демокрита: космогония, космология, психология, этика.
- Древняя софистика.
- Сократ и сократические школы: мегарики (Евклид Мегарский, Евбулид и Диодор Крон) и киренаики (Аристипп, Гегесий, Анникерид и Феодор «Безбожник»).
- Сократ и сократические школы: киники (Антисфен Афинский и Диоген Синопский).
- Платон: учение о душе («Федон», «Федр», «Тимей»).
- Платон: учение о бытии. Теория «идей».
- Платон: теория познания («Федон», «Теэтет», «Государство»).
- Платон: этика и политика.
- Аристотель: теология и ноология («Метафизика», кн. XII; «Физика», кн. VIII).
- Аристотель: онтология (учение о категориях, теория причин, учение о «бытии в возможности» и «бытии в действительности»).
- Аристотель: натурфилософия и космология.
- Аристотель: этика и политика.
- Античный скептицизм (Пирронизм: Секст Эмпирик, «Три книги Пирроновых основоположений»).
- Учение Эпикура: каноника и физика.
- Учение Эпикура: этика. Лукреций, «О природе вещей».
- Стоицизм: теория познания и физика.
- Стоицизм: этика. «Римский стоицизм» (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).
- Философское учение Плотина: генология, ноология, психология.
- Поздний неоплатонизм: Порфирий, Ямвлих, Прокл, Дамаский (общая
характеристика).
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплин:
6.1. Список источников и литературы
Источники
Основные:
Дамаский. Затруднения относительно первых начал и разрешение их. Глава 6. Пер. с греч. М.А. Гарнцева // Логос, 1999, № 6 ( 16 ), стр. 31-32.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. с греч. М.Л. Гаспарова. 1-е изд. – Москва, 1979 (Философское наследие, 79); 2-е изд. – Москва, 1986 (Философское наследие, 99).
Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. Пер. с греч., статьи и комментарии С.И. Соболевского. – Москва – Ленинград, 1935; перепечатано: Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Пер. с греч., статьи и комментарии С.И. Соболевского. – Москва, 1993 (Памятники философской мысли).
Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Пер. Ф.А. Петровского. – Москва, 1983 (Библиотека античной литературы. Рим).
Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследования. – Ленинград, 1970.
Маковельский А.О. Софисты, вып. 1-2. – Баку, 1940-1941.
Марк Аврелий Антонин. Размышления. Второе издание. Издание подготовили А.И. Доватур, А.К. Гаврилов и Я. Унт, Санкт-Петербург, 1993 (1-е изд. – 1985) (Литературные памятники).
Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. Под общей редакцией А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи, т. 1. – Москва, 1990; т. 2. – Москва, 1993; т. 3. – Москва, 1994; т. 4. – Москва, 1994 (Философское наследие).
Плотин. Сочинения (Плотин в русских переводах). Составитель М.А. Солопова. – Санкт-Петербург – Москва, 1995 (Античная библиотека. Философия).
Плотин. О благе или едином ( VI 9 [ 9 ] ). Пер. с греч. М.А. Гарнцева // Логос № 3, 1992, стр. 217-227; перепечатано: Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астро-логия, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV веков. Составление и общая редакция И.Т. Касавина, Москва, 1996, стр. 232-241.
Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому (фрагменты). Пер. с греч. В.В. Петрова // Историко-философский ежегодник’ 95. – Москва, 1996, стр. 233-247.
Прокл. Первоосновы теологии. Пер. с греч. А.Ф. Лосева. – Москва, 1993 (1-е изд. – Тбилиси, 1972).
Секст Эмпирик. Сочинения, тт. 1-2. Под общей редакцией А.Ф. Лосева. – Москва, 1976 (Философское наследие, 69-70).
Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Пер. с лат. С.А. Ошерова. – Москва, 1977 (Литературные памятники).
Фрагменты ранних греческих философов, ч. I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. Издание подготовил А.В. Лебедев. – Москва, 1989 (Памятники философской мысли).
Марк Туллий Цицерон. Избранные сочинения (Речи. Диалоги: Тускуланские беседы. Катон Старший, или О старости. Лелий, или О дружбе). Составление и редакция М.Л. Гаспарова, С.А. Ошерова, В.М. Смирина. – Москва, 1975 (Библиотека античной литературы. Рим).
Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты (О природе богов. О дивинации. О судь-бе). Пер. с лат. М.И. Рижского. Составитель Г.Г. Майоров. – Москва, 1985 (Памятники философской мысли).
Марк Туллий Цицерон. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. Пер. с лат. Н.А. Фёдорова. – Москва, 2000 (Памятники мировой культуры).
Дополнительные:
Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей (Антисфен, Диоген, Кратет, Керкид, Дион). Издание подготовил И.М. Нахов. – Москва, 1984 (Памятники философской мысли).
Беседы Эпиктета.Пер. с греч. Г.А. Тароняна. – Москва, 1997 (Античная классика).
Гесиод. Полное собрание текстов (Поэмы, фрагменты). Вступительная статья В.Н. Ярхо. Подготовка текста О.П. Цыбенко и В.Н. Ярхо. – Москва, 2001 (Античное наследие. Мифология и поэзия).
Гомер. Илиада. Пер. с греч. Н.И. Гнедича. Редакция и комментарии И.М. Тронского при участии И.И. Толстого. – Москва – Ленинград, 1935; см. также любые другие издания, например: Гомер. Илиада. Пер. с греч. Н.И. Гнедича. – Москва, 1985.
Дамаский Диадох. О первых началах: Апории, относящиеся к первым началам, и их раз-решение. Комментарий к «Пармениду» Платона. Изд. подготовили Л.Ю. Лукомский и Р.В. Светлов. – Санкт-Петербург, 2000.
Евнапий.Жизни философов и софистов. Пер. с греч. Е.В. Дарк и М.Л. Хорькова // Рим-ские историки IV века. – Москва, 1997, стр. 225-294 (Классики античности и сред-невековья).
Прокл. Платоновская теология. Пер. с греч. Л.Ю. Лукомского. – Санкт-Петербург, 2001.
Учебники платоновской философии. Составитель Ю.А. Шичалин. – Москва – Томск, 1995.
Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета, т. 1. – Москва, 2000.
Фрагменты ранних стоиков, т. I: Зенон и его ученики. – Москва, 1998; т. II: Хрисипп из Сол. Часть 1: Логические и физические фрагменты ( Фрг. 1-521 ). Перевод и комментарии А.А. Столярова. – Москва, 1999; т. II: Хрисипп из Сол. Часть 2: Физические фрагменты. –
Москва, 2002; т. III: Хрисипп из Сол. Часть 1: Этические фрагменты. – Москва, 2007.
Литература
Учебная:
Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер, Дж. Барнза, Л. Бриссона, Ж. Брюнсвига, Г. Властоса, тт. I-II. Перевод с франц. – Москва, 2006-2008.
История философии. Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. - Москва, 2005.
Научная:
Адо П. Что такое античная философия? Пер. с франц. В.П. Гайдамака. – Москва, 1999.
Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. – Москва, 2001 (1-е изд. – 1965; 2-е изд. – 1976).
Богомолов А.С. Античная философия. – Москва, 1985.
Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. Пособие для студентов. – Москва, 2002.
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. Пер. с франц. под общей редакцией Ф.Х. Кессиди и А.П. Юшкевича. – Москва, 1988
Виндельбанд В. История древней философии с приложением истории философии средних веков и эпохи Возрождения. Пер. с нем. слушательниц Санкт-Петербургских высших женских курсов под ред. А.И. Введенского. 4. изд. – Санкт-Петербург, 1908 (1-е изд. – 1893); перепечатано: Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. – Москва, 1980 (Библиотека Всемирной истории естествознания).
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Пер. с нем. Кн. 1. – Санкт-Петербург, 1993; кн. 2. – Санкт-Петербург, 1994.
Гомперц Т. Греческие мыслители, т. I-II. Пер. с нем. Д. Жуковского и Е. Герцык. – Санкт-Петербург, 1999 (Античная библиотека. Исследования) (1-е изд. – Санкт-Петербург, 1911-1913).
Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. – Москва, 1980.
Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. Пер. с англ. М.Л. Хорькова. – Москва – Санкт-Петербург, 2000; см. также: Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. Пер. с англ. С.В. Пахомова. Послесловие Ф.Х. Кессиди. – Санкт-Петербург, 2000 (Античная библиотека. Исследования).
Йегер В. Пайдейя. Воспитания античного грека, т. 1. Пер. с нем. А.И. Любжина. – Москва, 2001; т. 2. Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. – Москва, 1997.
Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. 1: Ранняя классика. – Москва, 1963; т. 2: Софисты. Сократ. Платон. – Москва, 1969.
Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета. – Москва – Ленинград, 1947.
Надь Г. Греческая мифология и поэтика. Пер. с англ. Н.П. Гринцера. – Москва, 2002 (В зеркале языка).
Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. Пер. с англ. Л.Б. Сумм. – Москва, 1999 (В зеркале языка, 1).
Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о «природе». – Москва, 1979 (Библиотека Всемирной истории естествознания).
Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. Пер. с франц. Н.Н. Полыновой, Э.Л. Радлова, Г.Ф. Церетели и др. с предисловием А.И. Введенского. – Санкт-Петербург, 1902.
Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества, т. 2: Первые философы. Пер. с англ. – Москва, 1959.
Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Пер. с нем. С.Л. Франка с 9-го изд., редактированного Ф. Ларцингом. – Москва, 1912; перепечатано: Санкт-Петербург, 1996 (Античная библиотека. Исследования).
Barnes J. The Presocratic Philosophers, vol. I. 2. revised ed. – London, 1982; vol. II. – London, 1979.
Betegh G. The Derveni Papyrus. Cosmology, Theology and Interpretation. – Cambridge, 2004.
Burnet J. Early Greek Philosophy. 4. ed. [ed. by W.L. Lorimer]. – London, 1930 (1. ed. – London, 1892).
Claus D.B. Toward the Soul: An Inquiry into the Meaning of «Psyche» before Plato. – Yale, 1982 (Yale Classical Monographs, 2).
Cornford F.M. From Religion to Philosophy. – New York, 1957 (1. ed. – Arnold, 1912).
Cornford F.M. Principium Sapientiae. A Study of the Originis of Greek Philosophical Thought. – Cambridge, 1952.
Fränkel H. Dichtung und Philosophie des frühen Griechentums. Eine Geschichte der griechischen Literatur von Homer bis Pindar. 3. Aufl. – München, 1969 (1. Aufl. – New York, 1951; 2. Aufl. – München, 1962); см. также англ. перевод: Fränkel H. Early Greek Poetry and Philosophy. Trans. By M. Hadas & J. Willis. – Oxford, 1975
Fränkel H. Wege und Formen frühgriechischen Denken. Literarische und philosophische Studien. 3. Aufl. – München, 1968 (1. Aufl. – 1955; 2. Aufl. – 1960)
Furley D.J. & Allen R.E. (eds.) Studies in Presocratic Philosophy. Vols. I-II. – London, 1970, 1975.
Gigon O. Der Ursprung der griechischen Philosophie. Von Hesiod bis Parmenides. 2. Aufl. – Basel – Stuttgart, 1968 (1. Aufl. – Basel, 1945).
Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy, vol. I: The Earlier Presocratics and Pythagoreans. – Cambridge, 1962; vol. II: The Presocratic Tradition from Parmenides to Democrites. – Cambridge, 1965; vol. III: The fifth-century Enlightenment. – Cambridge, 1969.
Jones W.H.C. Philosophy and Medicine in Ancient Greece. – Baltimore, 1946.
Kirk G.S., Raven J.E. & Schofield M. The Presocratic Philosophers. A Critical History w