Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов

По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда и др.

Пример: Разговаривал со мной, по крайней мере, как командующий армией (Симонов).

Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание

Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней и др.

Пример:Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (Пушкин).

Сравнительные обороты

Сравнительные обороты, начинающиеся союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что в значении «будто», выделяются запятыми. В предложениях сравнительные обороты обычно являются обстоятельствами.

Примеры: Откуда-то тянуло сыростью, точно из погреба (Мамин-Сибиряк); Ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу (Пушкин); Мне показалось, что они [звёзды] гораздо выше, чем у нас на севере (Лермонтов); Ночью лететь было безопаснее, нежели днём (Первенцев).

2. Запятыми не выделяются обороты с указанными союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что в следующих случаях:

- если обороты являются фразеологизмами:

Что пристал словно банный лист? (Тургенев);

- если обороты входят в состав сказуемого:

Огни фонарей словно маяки; Весёлая песня что крылатая птица.

Домашнего задания в виду количества записанного не задаю.

Первое декабря

Классная работа

Тема: Синтаксический разбор простого предложения

Параграф 44, с. 104-105

Переписать в тетрадь «Порядок синтаксического разбора» со страницы 104.

Выполнить упражнение 228.

Домашнего задания не задаю.

Четвёртое декабря

Классная работа

Тема: Синтаксический разбор простого предложения

Разобрать предложения:

1. Колобок, колобок, я тебя съем! (напоминаю, что обращение не является членом предложения)2.Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза. 3. Весёлые голоса, шутки и смех разносились по долине.

Домашнего задания не задаю.

Пятое декабря

Классная работа

Тема: Развитие речи. Подробный пересказ художественного текста повествовательного характера (о случае из жизни)

БАРАБАНЩИК ВЕСНЫ

Взял я с полки книжку русских сказок. Сел на крыльцо и стал картинки рассматривать. А дедушка меня и спрашивает:

— Ну-ка, скажи, почему медведя с ульем рисуют? Я усмехнулся:
— Очень уж косолапый мед любит. — А почему белку и ежа рисуют с грибами?
— Осенью звери себе на зиму запасы делают. Грибы, яблоки, орехи собирают.
— А почему зайца рисуют с барабаном?

Я задумался. Ну зачем косому барабан? Ведь всем известно, что он такой трус, каких свет не видывал. Я часто видел, как ребята в колхозном саду зайца гоняют. Заметят издали, свистнут или в ладоши хлопнут, а он бежит со всех ног. Только пятки сверкают!

Я не находил ответа.

И тут дедушка выручил меня:

— Помнишь, как на прошлой неделе гроза прогремела?
— Помню.
— А ночью мороз сковал землю ледяной, коркой. Все ходят и падают, гололедицу ругают. И к зайцу беда пришла. Лужи льдом подернулись, трава к земле примерзла. Не стало у зайца ни воды, ни еды. Пора в ход задние лапы пускать. Прыгнул заяц на лед и стал барабанить по нему, пока до воды не достучался. С тех пор и прозвали косого барабанщиком весны. Даже на картинках художники часто рисуют его с барабаном!

(По А. Баркову)

БЕРЕЗОВЫЙ СВЕТ

По пути на работу я поднял на дороге сосновую шишку. Глянул, а она расклевана дятлом. И вспомнилась мне зима. Березовая роща. Сугробы у забора. Белый заревой свет исходит от раннего утреннего снега, от тонкоствольных берез.

Далеко впереди бежит мой сын Серега. Меж стволов мелькают его темный свитер и синяя шапка. Мне видно, как он крадется от дерева к дереву. Выслеживает кого-то!

— Папа! — раздается среди снегов его звонкий голосок. — Здесь птица какая-то чудная! Длинноносая!
— Где?
— За стволами прячется. Нос высунет, хитрым глазком сверкнет и незаметно на другое дерево перелетит.
— Да это дятел вздумал с тобой в прятки играть...
—Ну!
— Помнишь сказку про лесного доктора — дятла, который вылечил больную сосну?
— А как же! — согласно кивнул Серега.

Тем временем дятлу надоело прятаться. Зимний день недолог, а дела не ждут! Выбрал он старую, покосившуюся березу. Короткими скачками побежал по стволу от земли вверх, причем не по прямой линии, а кругами, спиралью, гордо откинув назад голову. Заметил трещину в коре, прицепился покрепче лапами. Хвостом уперся, приосанился, и по роще посыпалась веселая барабанная дробь.

Мы подошли ближе к «лесному доктору». Ну и нарядный же он! Шапка красная. Щеки белые. Спина черная, а на крыльях белые горошины. Бум! Бум! Бум! — полным ходом идет работа. На снег сыплются желто-розовые кусочки древесины.

На зов «лесного доктора» подоспели голубые синицы-лазоревки. И принялись за работу, стали подбирать оброненных короедов.

Если синица — самая веселая птица в зимнем лесу, то дятел — самая трудолюбивая. И в будни, и в праздники он всегда занят делом.

Побродив вдоволь по перелескам, по молодому березняку, надышавшись ядреным морозным воздухом, мы остановились у расщепленной молнией осины. Под деревом валялась целая груда шишек.

— Здесь дятел пирует, — сказал я.
— Тут его кузница!

Вдруг над нами пронеслась небольшая птица, сложила крылья и опустилась на дерево.

— Опять дятел! — вскрикнул Серега,
— Шишку принес!

«Лесной доктор» огляделся по сторонам, мигом забрался по стволу на свое излюбленное место, положил ношу на лапы и выдернул из углубления в стволе старую шишку. Она чуть не упала Сереге на голову. Вместо нее дятел тут же вставил новую. А чтобы прочнее было, он вколотил носом-молоточком шишку поглубже и начал мастерски разделывать ее, доставая языком семена.

— Хороша кузница! — улыбнулся Серега. — И высоко, и удобно!

А «лесной доктор», не удостоив нас даже взглядом, продолжал с азартом долбить шишку.

— Обедает! — сказал сын. Я взглянул на часы:
— Самое время!

Мы с Серегой пожелали «лесному доктору» приятного аппетита и повернули к дому.

(По А. Баркову)

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧЕСТЬ ОБА ТЕКСТА И ПЕРЕПИСАТЬ ИХ СВОИМИ СЛОВАМИ, ВЫБИРАЯ САМОЕ ВАЖНОЕ.

Домашнего задания не задаю.

Наши рекомендации