Соотношения шкал достоверности

Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это — шкала „лжи" — L, собственно шкала «достоверности»'— F и шкала «коррекции» — К. Кроме этого, имеется еще одна шкала, обозначенная вопросительным знаком — «?».

Шкала „?" регистрирует количество утверждений, на которые испы­туемый не смог дать определенного ответа; при этом показатель шкалы «?» превысит цифру 26, которая соответствует количеству изъятых из обсчета утверждений, сопровождающихся в буклете ремаркой — „Номер данного утверждения следует обвести кружочком". Если показатель шкалы «?» выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 30 с.б. — это нормально; результаты от 40 до 60 с.б. свидетельствуют о настороженности. Пра­вильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижает недоверие и скрытность, отра­жающиеся на росте незначимых ответов.

Шкала «L» включает в себя утверждения, которые выявляют тенден­цию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале «L» /70Т и выше/, т.е. более 10 с.б. — указы­вают на умышленное стремление украсить себя, показать себя в «лучшем свете», отрицая наличие в своем поведении слабостей, прису­щих любому человеку — способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сгла­женным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показате­ли шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60—69 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем самообразования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречается крайне редко. Умеренное повышение L — до 60 Т — отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возраст­ных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения.

Низкие показатели по шкале L /0—2 с.б./ свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер.

Профиль недостоверен, если L — 70 Т и выше. Требуется повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым.

Другая шкала, позволяющая судить о надежности полученных результатов, — шкала достоверности F. Высокие показатели по данной шкале могут поставить под сомнение достоверность обследо­вания, если показатели F выше 70 Т. Причины могут быть разными: чрезмерная взволнованность в момент обследования, повлиявшая на работоспособность и правильность понимания утверждений; небрежность при регистрации ответов; стремление наговорить на себя, ошеломить психолога своеобразием своей личности; подчеркнуть дефекты своего характера; тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения; попытка изобразить другое, выдуманное лицо, а не свои особенности; сниженная работо­способность в связи с переутомлением или болезненным состоянием. Следует также иметь в виду, что высокое F может быть результатом небрежности самого экспериментатора при обработке результатов тестирования.

Некоторое повышение F может быть результатом избыточной старательности, самокритичности и откровенности. У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии диском­форта F может находиться на у ровне 65—75 Т, что отражает эмоциональ­ную неустойчивость, Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью.

В отличие от других шкал, для шкалы F нормативный разброс на 10 Т выше, т.е. достигает 80 Т. Однако, показатели выше 70 Т, как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связа­но как с выраженным стрессом, так и нервно-психическими наруше­ниями не психогенного характера.

Если данные профиля, несмотря на высокое F /выше 80 Т/, по сведениям объективного наблюдения и результатам других методик все же отражают реально существующие переживания обследуемого /а так нередко бывает/, они могут рассматриваться в контексте всей суммы имеющихся данных как заслуживающая серьезного внимания информация, но при статистической обработке и выведении усреднен­ных результатов изученной группы эти профили не должны включаться, так как их статистическая достоверность низка.

Показатели шкалы коррекции К бывают умеренно повышены /55—60 Т/ при естественной защитной реакции на попытку вторжения в мир сокровенных переживаний человека, т.е. при хорошем контроле над эмоциями. Значительное их повышение /выше 65 Т/ указывает на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие каких-либо проблем и конфликтов. Высокие показатели К позитивно коррелируют с наличием защитных реакций по типу вытеснения. Профиль с высоким К /65 Т и выше/ нередко сопровождается повышением показателей по 3-й шкале и утопленными 4-й, 7-й и 8-й. Такой профиль свидетельствует о том, что испытуемый о себе откровенно рассказать не захотел и демонстрирует лишь свою социабельность и стремление произвести приятное впечатление.

В связи с тем, что шкала К регистрирует намеренно скрытые или бессознательно вытесненные психологические проблемы (эмоциональ­ную напряженность, антисоциальные тенденции и неконформность установок), определенная часть показателя данной шкалы, как уже говорилось выше, добавляется к сырым данным некоторых наиболее зависимых от нее шкал: 0,5 — к 1-й шкале, 0,4 — к 4-й, 0,2 — к 9-й и по 1,0, т.е. целому К /в сырых баллах/ — к 7-й и 8-й шкалам.

Низкие показатели по шкале К обычно наблюдаются при привышенном и высоком F и отражают откровенность, самокритичность. Пони­женное К характерно для лиц с невысоким интеллектом, но может быть также связано со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженности и личностной дезинтеграции.

Хорошим ориентиром для оценки достоверности профиля и выяв­ления установки испытуемого на процедуру тестирования помимо указанных критериев является фактор «F — К», т.е. разница между сырыми результатами этих шкал. В среднем его величина не должна быть выше +6 и ниже —6. Если F— К= +7 и более, у испытуемого при обследовании была установка к подчеркиванию имеющихся проблем, к драматизации своих трудностей, к аггравации состояния. Если F—К = —7 и более, то выявляется негативное отношение к тестированию, закрытость, неоткровенность. Величина „F— К", превы­шающая ±11 в ту или иную сторону ставит под сомнение надежность полученных данных, которые по крайней мере должны рассматриваться через призму выявленной установки.

соотношения шкал достоверности - student2.ru

соотношения шкал достоверности - student2.ru

соотношения шкал достоверности - student2.ru

К содержанию

КОДИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ.

Помимо графического изображения в повседневной практической работе и при изложении материала в публикациях удобно описывать профили в закодированном виде, что требует знания правил кодиро­вания.

Наиболее точно отражающим особенности профиля является метод кодирования по Уэлшу. При этом все базисные шкалы записываются соответственно их порядковому номеру в такой последовательности, чтобы на первом месте находилась наиболее высокая шкала, затем — остальные по мере их снижения. Чтобы показать их место на графике в соответствии со шкалой Т-баллов, необходимо поставить следующие знаки: отделить номера шкал, находящиеся на уровне 120 Т и выше знаком «!!», 110 – «!», 100 – «**», 90 – «*», 80 Т - ("), 70 Т –« ' », 60 Т – « - », 50 Т – «/», 40 Т – « : », 30 Т – «#». Те же обозначения и принцип расположения для шкал достоверности. Профиль типа 2*34" 187'0—6/5:9 F—K/L означает, что ведущий пик по 2-й шкале расположен выше 90 Т, 3-я и 4-я шкалы расположены выше 80 Т и находятся на одном уровне (об этом говорит черта под обозначениями этих шкал в коде; в данном тексте черта не пропечатана), 1-я, 8-я и 7-я шкалы расположены выше 70 Т, из них 1-я — наиболее высоко расположенная, затем соответственно по степени снижения идут 8-я и 7-я, 0-я шкала — выше 60 Т, 6-я выше 50 Т, 5-я - выше 40 Т, 9-я - выше 30 Т, F выше К и L и расположена выше 60 Т /но до 70 Т/, К и выше 50 Т, a L - ниже 50 Т, но выше 40 Т.

Иногда удобнее использовать более простой способ кодиро­вания по Хатауэю. Шкалы, находящиеся в зоне 46—54Т не записывают­ся вовсе; шкалы, расположенные выше 70 Т отделяются апострофом « ' », за ними приводятся шкалы, находящиеся на 55 Т и выше; вместо школ, находящихся в зоне 46—54 ставится прочерк, затем записывают­ся низко расположенные шкалы по степени их снижения, а показатели шкал достоверности приводятся в сырых баллах последовательно /L:F:K/ через двоеточие, при этом ставится знак „X" перед рядом шкал достоверности, если хотя бы по одной из них профиль недосто­верен.

Описанный выше профиль при кодировании по Хатэуэю выглядит следующим образом:

234187’0-9/5:12:13

Кодирование удобно для более краткого описания профиля, а также для более четкой и быстрой разбивки материала на типологи­чески или клинически сходные группы. Кодирование способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей.

К содержанию

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Анализ профиля может идти различными путями. Наиболее примитив­ный подход к интерпретации обычно сводится к последовательной интерпретации каждой шкалы, т.е. «слева направо». Такая интерпретация чревата противоречиями и не создает целостного образа личности и ее проблем, даже если учитываются контрастирующие понижения. При этом можно отметить, что многих ставит в тупик такая проблема: допустим, одна из высоко расположенных шкал выявляет высокую мотивацию достижения и спонтанный, стенический стиль межличностного взаимодействия, а другая, противоположная ей по значению, расположена значимо ниже, на 6 Т — 7 Т, однако в абсоплютных величинах она значительно повышена по отношению к средненормативным данным. В таком случае одни интерпретаторы выделяют содержание первой из шкал, нивелируя значение второй, другие интерпретируют сперва одну, затем другую. В первом варианте профиль остается недорасшифрованным, интерпретация — неполной. Второй вариант дает противоречивую информацию, как будто описаны два разных человека.

Поэтому при интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контра­стирующих понижений, как абсолютных, так и относительных.

С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация „свер­ху вниз", рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из показателей „высоты". Для такой интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля; однако, такая интерпретация звучит скорее как оценка степени адаптированности обследуемой личности, оставляя в тени нюансы характерологической интерпретации, так как сложные соотношения шкал, оказавшихся в норме, выпадают из интерпретации, хотя эта информация имеет большое значение для пра­вильного понимания и оценки компенсаторных механизмов и скрытых внутриличностных резервов.

Как уже говорилось выше, каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, которые должны рассматриваться в качестве ведущей типологической тенденции в том случае, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации — взависимости от высоты профиля. С этой точки зрения рассмотрим далее значения базисных шкал в их последовательности.

К содержанию

Я шкала.

1-я шкала соответственно заложенному в ней ведущему, стержне­вому признаку обозначена как шкала «сверхконтроля». Будучи веду­щим пиком /60—69 Т/ в профиле, в котором остальные шкалы нахо­дятся на уровне 45—54 Т, она выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Основная проблема личности данного типа — подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, поверия, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться.

Стиль мышления инертный, несколько догматический с опорой на существующие общепринятые точки зрения, лишенный свободы, независимости и раскованности.

В межличностных отношениях — высокая нравственная требова­тельность как к себе, так и к другим.

Скупость эмоциональных проявлений, осторожность, осмотритель­ность. Противоречивое сочетание сдержанности и раздражительности, что создает смешанный тип реагирования, свойственный лицам с пси­хосоматической предиспозицией, проявляющейся постоянной напря­женностью, а гиперсоциальность установок выглядит как «фасад», за которым скрывается брюзгливость, раздражение, назидательность интонаций. Характерологическим прототипом данного варианта личнос­ти в литературе является чеховский Беликов /«Человек в футляре»/, отличавшийся с одной стороны конформностью и исполнительностью, с другой — ханжеством и «занудством»; его любимое выражение — «Как бы чего не вышло» — весьма образно дает представление о сущности этого человека. Однако следует помнить, что это гротеск, карикатура.

Обычно лица с этим профилем преуспевают в таких видах профес­сиональной деятельности, где уместны и необходимы такие качества, как исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным инструкциям и директивам, аккуратность, умение сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам /конторский тип служащего, чиновнический аппарат, кадро­вая служба в армии; такие особенности встречаются среди служителей культа, у миссионеров-помощников — в отличие от миссионеров-лидеров или фанатов, а также как одна из черт в структуре достаточно сложного рисунка личности педагога современного типа/.

При избыточной эмоциональной напряженности затрудненная дез­адаптация проявляется повышенной сосредоточенностью на отклонени­ях от нормы как в плане межличностных отношений, где лиц этого типа раздражает безответственность и недостаточная нравственность поступков окружающих, так и в сфере самочувствия, где чрезмерное внимание к работе внутренних органов может перерасти в ипохондричность.

В структуре невротических расстройств или в рамках неврозоподобной патологии высокие показатели по 1-й шкале /выше 70 Т/ выяв­ляют ипохондрическую симптоматику. Ипохондричность усугубляется и приобретает характер сенестопатий при сопутствующем пике по 8-й шкале. Сочетание 1-й и 2-й шкал свойственно стареющим мужчинам, при этом проявляется не только известная ипохондричность, но и усиливаются такие личностные черты, как догматизм, ханжество, ста­новится более инертным мышление, в межличностных контактах сильнее проявляется осторожность, дидактичность, назидательность тона. 1-я шкала в структуре невротической триады 123' выявляет механизм защиты по типу „бегства в болезнь", при этом болезнь — явная или мнимая — является как бы ширмой, маскирующей стрем­ление переложить ответственность за существующие проблемы на окружающих, как бы единственным социально приемлемым способом оправдания своей пассивности.

Подъем по 1-й шкале сопутствует, как правило, психосоматической предиспозиции, а в профиле типа «зубчатой пилы» высокая 1-я является основной составляющей в структуре «язвенного типа личности» и нередко отражает на психологическом уровне гастроэнте­рологические проблемы, язвенную болезнь желудка, 12-типерстной кишки. В профилях больных терапевтических клиник и амбулаторий высокие показатели 1-й шкалы выявляют явления госпитализма и ипохондрическое развитие личности. Психотерапевтическая податливость личностей данного типа в силу инертности их установок чрезвычайно мала.

Профиль с кодом 13 /читается как один-три/ является довольно распространенным, чаще встречается у женщин. Психологические свой­ства 3-й шкалы в значительной степени заслоняют и поглощают ха­рактеристики 1-й, если шкалы находятся на одном уровне. При пока­зателях 1-й, превалирующих над 3-й, выявляется пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, эгоцентричность, маскируемая декларацией гиперсоциальных установок. Как правило, это лица, страдавшие в детстве от недостатка эмоционального тепла со стороны близких и лишь в периоды, связанные с какой-либо болезнью, окружавшиеся вниманием, что способствовало закреплению механиз­ма защиты от проблем «уходом в болезнь». Наличие такого механизма защиты свидетельствует об эмоциональной незрелости, что особенно явно в структуре переживаний невротической личности, когда компен­сирующая роль защитного механизма перерастает в ригидный, некон­структивный стиль переживания, снижающий уровень свободно­плавающей тревоги, но оставляющий достаточно выраженной эмоциональную напряженность. В поведении лиц данного типа борьба с болезнью перерождается на самом деле в борьбу за право считаться больным, так как статус больного для них /как правило—неосознанно/ представляет нечто вроде алиби по отношению к чувству вины за недостаточную социальную активность. Отсюда нередко возникающее «рентное» отношение к своему заболеванию, т.е. стремление быть более социально защищенным и поддерживаемым в качестве хронически больного со стороны различных общественных институтов /лечебных, профсоюзных, социального обеспечения/.

К содержанию

Я шкала.

2-я шкала /шкала «пессимистичности»/. В качестве ведущего пика в профиле, не выходящем за пределы нормы, выявляет преобладание пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность — избегание неуспеха. Для лиц данного типа свойственны следующие особенности: высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в при­нятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях. Они способны на отказ от реализации сиюминут­ных потребностей ради отдаленных планов. Во избежание конфликта с социальным окружением оттормаживаются эгоцентрические тенденции. В отношении к авторитетной для данного индивида личности проявляются черты зависимости. Аффилиативная потребность — потребность в понимании, любви, доброжелательном к себе отношении — одна из ведущих, покути дела никогда не насыщаемая и в то же время в первую очередь фрустрируемая, что в значительной степени определяет зону психотравмирующего воздействия. В стрессе — склон­ность к стоп-реакциям, т.е. к блокировке активности, или ведомое поведение, подвластность лидирующей личности. Защитный механизм — отказ от самореализации и усиление контроля сознания. Коррекция поведения в стрессе должна быть направлена на повышение самооцен­ки и уверенности в себе и проявляться как поощрение и поддержка. В профессиональном плане потребность в таких видах деятельности, которые ближе к „кабинетному" стилю работы с гуманитарным или общетеоретическим направлением /если есть объективные данные о наличии достаточно высокого интеллекта/, где особенно важно серьезное, вдумчивое отношение к выполняемой работе. Пик по 2-й шкале, достигающий уровня 70 Т выявляет акцентуацию по гипотимному /дистимическому/ типу. Высокие показатели по 2-й шкале могут быть связаны с ситуацией резкого разочарования после пережитой неудачи или в связи с заболеванием, нарушающим обычный ход жизни и перспективные планы человека, т.е. такой профиль обрисовывает определенное состояние, как минимум — депрессивную реакцию в рамках адаптационного синдрома. Однако, это лишь количественный аспект, выявляющий особенности не только психогенно спровоцированного состояния, но и предусматривающий предрасполо­женность данного индивида к такого рода реакциям в ситуации стресса. Депрессивное состояние — это наиболее распространенная антропотипическая /т.е. присущая большинству людей/ реакция на дистресс. Тем не менее, при ярко выраженном стеническом /или гиперстеническом/ типе реагирования даже в ситуации жестокого стресса, каким, например, является судебно-следственная ситуация с весьма пессимистической перспективой, мы отмечали отсутствие депрессии как таковой; напротив, тревожное ожидание исхода ситуа­ции и социальная депривация вызывали у личностей этого типа реакцию экзальтации, бравады, беспечности, самодостаточности.

(Л.Н. Собчик „Психодиагностические аспекты изучения легких форм реактив­ных депрессий". Психологическая диагностика при нервнопсихических и психосоматических заболеваниях. Л., Медицина, 1985.)

Таким образом, депрессивный тип реагирования вовсе не является универсальной и сугубо обязательной реакцией на психо­травму и развивается на почве определенной предиспозиции. Поэтому подъем профиля по 2-й шкале выше 70 Т выявляет у обследуемого не только пониженное настроение в связи с негативными переживаниями, но и личностные особенности — склонность к острому переживанию неудач, к волнению, повышенному чувству вины с самокритичным отношением к своим недостаткам, неуверенность в себе.

Эти черты усугубляются в профиле типа 270'—/9, свойственном лицам с акцентуацией по тормозимому типу, с тревожно-мнительными чертами. В извечном конфликте между эгоцентрически­ми и альтруистическими тенденциями представители этой группы лиц отдают предпочтение последним с отказом от самореализации, выравнивая тем самым баланс между этими противоречивыми тен­денциями и снижая риск возникновения конфликта со средой. Если повышение по 1-й шкале означает неосознаваемый, вытесненный отказ от самоактуализации, то повышение по 2-й выявляет осознанный самоконтроль, когда нереализованные намерения — в силу внешних обстоятельств или внутренних причин — отражаются в пониженном настроении как результат дефицита или потери. В то же время лица этого круга могут проявлять достаточную активность, следуя за лидером, как наиболее конформная и социально податливая группа.

Умеренное повышение 2-й шкалы с наступлением зрелого возраста рассматривается как естественный „нажитой скептицизм", более мудрое отношение к жизненным проблемам в противовес беспеч­ности и оптимизму молодости, проявляющимся относительно более низкими показателями по 2-й и высокими по 9-й /шкале „оптимизма"/. Одновременное повышение 2-й и 9-й шкал отражает склонность к перепадам настроения, циклотимный вариант личности или цикло­тимию. Профиль типа 24'—/9 должен настораживать в плане повышен­ного суицидального риска, так как, помимо характеристик 2-й шкалы, добавляется снижение уровня жизнелюбия и оптимистичности (опреде­ляемого 9-й шкалой) и повышенная импульсивность (4-я шкала).

Лица с умеренным подъемом по 2-й шкале в качестве доминирую­щего пика — благодатная почва как для индивидуальной, так и груп­повой психотерапии.

К содержанию

Я шкала

3-я шкала носит название шкалы „эмоциональной лабильности". Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в причастности к инте­ресам группы, эгоистичность — с альтруистическими декларациями, агрессивность — со стремлением нравиться окружающим. Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональ­ных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустой­чивостью самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего «Я» декларируемым идеалам, некоторой «ребячливостью», незрелостью установок. Легкая вживаемость в различные социальные роли, артис­тичность поз, мимики и жестов привлекает внимание окружающих» что служит для них стимулирующим фактором, возбуждающим и льстящим их тщеславию. У лиц с веду щей 3-й шкалой тропизм (влечение) к видам профессиональной деятельности, в которых насыщается потреб­ность в общении, переживании ярких чувств. Личностям данного типа необходима возможность само демонстрации; повышенная эмотивность, выраженная склонность к перевоплощению, черты демоистративности, потребность в сопричастности к общему настроению окружающих создает благоприятную почву для самоопределения в сфере артисти­ческой деятельности, где эти свойства вполне уместны, в педагогике или на ниве общественной деятельности, где данные качества могут быть хорошим дополнением при условии достаточно высокого интеллек­та и зрелой гражданственной платформы. Эти личностные особенности могут также найти себе применение в условиях работы в сфере обслуживания, в художественной самодеятельности — как хобби или как вариант профессионала-руководителя, в офицер­ской кадровой службе, так как эти люди способны и подчиняться и командовать, легко переходя из одной социальной роли в другую.

Впечатлительность по отношению к внешним эффектам и потреб­ность в немедленном социальном поощрении у лиц данного типа могут успешно использоваться как рычаги при попытке управлять их поведе­нием со стороны руководителя с учетом значимости для них мнения референтной группы.

Профиль с ведущей 3-й шкалой /70 Т и выше/ выявляет акцентуацию по истероидному типу, в котором вышеперечисленные особенности заострены. Выявляются признаки эмоциональной незре­лости более характерные для женского типа поведения с известным инфантилизмом, жеманством, иждивенческими тенденциями. Несмотря на выраженный эгоцентризм и склонность жалеть себя, эти личности стремятся к нивелировке конфликта и придают большое значение статусу семейного человека.

Личностям с высокой 3-й шкалой /выше 75 Т/ свойственна повы­шенная нервозность, слезливость, избыточная драматизация происходящих событий, склонность к сужению сознания вплоть до обморока

В ситуации стресса лицам с высокой 3-й шкалой впрофиле свойст­венны выраженные вегетативные реакции; защитный механизм про­текает двояким путем: это — вытеснение из сознания той негативной информации, которая является конфликтогенной или наносит урон реноме личности, субъективному образу собственного „Я"; или психологическая тревога трансформируется на организмическом (биологическом) уровне в функциональные нарушения. Эти механиз­мы, дополняя друг друга, создают почву для психосоматических расстройств и так называемой конверсионной симптоматики, когда возникающие нарушения в двигательной сфере, речевой деятельности, в сфере тактильной, слуховой или зрительной чувствительности носят на себе отпечаток условной „желательности" в связи с субъективной невозможностью разрешить конфликт конструктивным путем. Такие проявления встречаются при выраженном стрессе у лиц, акцентуиро­ванных по истероидному типу и в клинике истерического невроза. При этом профиль отличается особой конфигурацией: сочетание высоких 1-й и 3-й с относительно низкой 2-й выглядит как римское V и называется „конверсионной пятеркой". Свойства, присущие 3-й шкале, выступают на первый план, поглощая в значительной степени признаки 1-й шкалы. При этом остается актуальной ориентация на со­циальные нормативы, которые лишь маскируют эгоцентрические тенденции личности. При высокой конверсионной пятерке трансфор­мация невротической тревоги в функциональные соматические расстройства в известной степени служит способом завоевания удоб­ной социальной позиции.

Сочетание высоких показателей по 3-й и 4-й шкале значительно усиливает характеристики 3-й, увеличивая вероятность поведенческих реакций по истерическому типу со склонностью к „самовзвинчиванию" в конфликтных ситуациях и выраженным стремлением к эмоциональ­ной вовлеченности. Коррекция этих реакций чрезвычайно трудна, так как при кажущейся внушаемости эти личности скорее “самовнушаемы", т.е. податливы лишь в отношении того, во что верят, в чем субъективно убеждены. В связи с зтим истерический вариант дезадап­тации сложен для психокоррекции и поддается лучше всего разным вариантам арттерапии, а в клинически сложных случаях наиболее эффективен гипноз.

Низкие показатели 3-й шкалы /ниже 50 Т/свидетельствуют об эмо­циональной устойчивости, пониженной чувствительности к средовым воздействиям с относительно низкой откликаемостью на проблемы социального микроклимата, что отражается в поведении субъекта менее гибким стилем межличностного взаимодействия, отсутствием необходимой „дипломатичности" и созвучности настроениям референтной группы.

К сочетаниям данной шкалы с другими шкалами целесообразно будет вернуться по мере знакомства с характеристиками остальных шкал.

К содержанию

Я шкала

4-я шкала - „импульсивность". В качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках нормативного разброса, она выявляет актив­ную личностную позицию, высокую поисковую активность, в струк­туре мотивационной направленности — преобладание мотивации дости­жения, уверенность и быстроту в принятии решений. При объективных показателях, свидетельствующих о наличии достаточно высокого интеллекта, данный эмоциональный паттерн выявляет интуитивный, эвристический стиль мышления, который без опоры на накопленный опыт и при поспешности в принятии решений может приобретать спеку­лятивный характер. Поэтому окончательные выводы по данному фактору можно делать лишь по совокупности признаков с учетом уров­ня интеллекта. Выявляется нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зави­симость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, успешности предпринятых действий. Поведение раскованно, непосредственность в проявлении чувств, в манерах и поведении. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков.

Тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться в основном на собственное мнение, а еще больше — на собственные побуждения. Отсутствие выраженной конформности, стремление к самостоятельности и независимости.

В состоянии эмоциональной захваченности — преобладание эмоций гнева или восхищения, гордости или презрения, т.е. ярко выраженные, полярные по знаку эмоции, при этом контроль интеллекта не всегда играет ведущую роль. В личностно значимых ситуациях может прояв­ляться конфликтность.

Интерес к видам деятельности с двигательной активностью, любовь к высоким скоростям /к технике/, к работе, позволяющей проявлять больше самостоятельности, где можно найти применение доминантным чертам характера. В стрессе проявляется действенный, стенический тип поведения, решительность, мужественность. Лица данного типа плохо переносят однообразие, монотония, нагоняет на них сонливость, стереотипный тип деятельности — скуку.

Императивные способы воздействия, авторитарный тон могут натол­кнуться на заметное противодействие, особенно, если лидер не поль­зуется должным авторитетом и не вызывает у данной личности эмоций уважения, восхищения или изумления.

Защитный механизм — вытеснение из сознания неприятной или зани­жающей самооценку личности информации; в отличие от 3-й шкалы, вытеснение сопровождается отреагированием на поведенческом уровне /критические высказывания, протест, агрессивность/, что в значитель­ной мере снижает опасность возникновения психосоматического варианта дезадаптации.

Высокие показатели по 4-й шкале /выше 70 Т/ выявляют гипер-тимный /возбудимый/ вариант акцентуации, характеризующийся повы­шенной импульсивностью; перечисленные выше свойства, выявляемые повышенной 4-й шкалой в нормальном профиле, здесь гротескно заострены, («провожаются затрудненным самоконтролем; при этом на фоне хорошего интеллекта такие личности обладают способностью к нешаблонному подходу в решении проблем, к моментам творчес­кого озарения, когда над человеком не довлеют догмы традиционного подхода и недостаточная опора на опыт компенсируется механизмом самобытно-творческого восприятия и переработки актуальной информации. Выраженная тенденция к творческому подходу при ре­шении проблем /как эмоционально-личностные условия, реализующие­ся при достаточно высоком интеллекте/ встречается особенно часто при профиле типа '489—/ или 48'2—/. Однако неконформность про­является не только в особенностях мышления, но и в стиле пережива­ния, в склонности к импульсивным поведенческим реакциям, поэтому интерпретация такого профиля должна проводиться с особенной осторожностью. Степень соответствия взглядов и поведения испытуемо­го общепринятым нормам, его иерархия ценностей, морально-нравственный уровень зависят в значительной мере от социального ок­ружения и успешности предпринятых в отношении данной личности воспитательных мер. Поэтому, основываясь на данных методики СМ ИЛ, мы не можем категорически утверждать, по какому пути реализуется неконформность данной личности. Высокий пик по 4-й шкале /выше 75 Т/ выявляет психопатические черты возбудимого типа, выраженную импульсивность, конфликтность, усиливая характеристи­ки сопутствующих повышений по другим шкалам стенического регистра — 6-й, 9-й, и придавая черты поведенческого паттеона показателям 3-й и 8-й шкал.

Сочетание высоких 4-й и 2-й ослабляет агрессивность, некон­формность и импульсивность показатели 4-й шкалы, так как здесь отмечается более высокий уровень контроля сознания над поведением. Два равновысоких пика 24—/ в профиле выявляют внутренний конфликт, уходящий корнями в изначально противоречивый тип реагирования, в котором сочетаются разнонаправленные тенденции — высокая поисковая активность и динамичность процессов возбуж­дения одной стороны, и выраженная инертность и неустойчивость, с другой. Психологически это проявляется наличием противоречивого сочетания высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, высокой активности с быстрой истощаемостью, что характерно для неврастенического паттерна переживаний; при неблагоприятных социальных условиях данная предиспозиция может служить почвой для алкоголизации, а также для развития некоторых психосомати­ческих расстройств, так как этот рисунок профиля отражает в известной степени черты „типа А", описанного Дженкинсоном.

Сочетание 4-й с 6-й при высоких показателях выявляет эксплози­вный тип реагирования. Высота пиков в пределах 70—75 Т отражает акцентуацию этого типа, более высокие показатели свойственны профилю психопатической личности йозбудимого круга с тенденцией к взрывным агрессивным реакциям. Если личностные особенности, присущие данному профилю и проявляющиеся выраженным чувством соперничества, лидерскими чертами, агрессивностью и упрямством, .канализированы в русло социально приемлемой деятельности, какой может быть, например, спорт, то носитель этих свойств может оставаться достаточно адаптированным в основном за счет оптималь­ной для него социальной ниши. В ситуации авторитарно-императив­ного давления, любых форм противодействия, задевающих самолюбие и престиж личности, • агрессивных реакций со стороны окружающих, лица с данным типом профиля легко теряют а

Наши рекомендации