Московский кадровый центр при Главном управлении по труду

Московский кадровый центр при Главном управлении по труду

И социальным вопросам Мосгорисполкома

Консультационная фирма

Серия „Методы психологической диагностики"

ВЫПУСК 1

Л. Н. Собчик

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Методическое руководство

Москва 1990

ВВЕДЕНИЕ

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФИЛЕЙ

СООТНОШЕНИЯ ШКАЛ ДОСТОВЕРНОСТИ

КОДИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

1-я шкала.

2-я шкала.

3-я шкала

4-я шкала

5-я шкала

6-я шкала

7-я шкала

8-я шкала

9-я шкала

0-я шкала

ЦЕЛОСТНАЯ ОЦЕНКА ПРОФИЛЯ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ СМИЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ

Методическое руководство содержит описание стандартизированно­го многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), являюще­гося адаптированным вариантом места ММР1. Подробно излагаются техника проведения тестирования, обработки и интерпретации данных, результаты многолетнего опыта применения СМИЛ в различных облас­тях психологической практики: клинической психологии и психоте­рапии, профессиональном и кадровом отборе, спортивной психологии и др. В основе предлагаемого автором интерпретационного подхода лежит концепция эмоционально-динамического паттерна личности, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями.

Методическое руководство рассчитано на профессиональных психоло­гов, но может использоваться при решении прикладных проблем вра­чами, педагогами, социологами и другими специалистами, получивши­ми подготовку по психодиагностике.

ВВЕДЕНИЕ

Стандартизированный многофакторный метод исследования лич­ности СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Мето­дика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942—49 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем (Dahlstrom W.G., Welsh G,S. An MMPI handbook. A guide to use in clinical prac­tice and research. — Minneapolis, 1960) в целях профессионального отбора военных летчиков.

Автоматизированный способ обработки данных исключает зависи­мость получаемых результатов от личностных особенностей и опыта экспериментатора, что создает хорошие предпосылки для использова­ния электронно-вычислительной техники или микропроцессорных аппаратов психологического тестирования, Речь может идти как о подсчете количественных показателей методики, так и о машинном варианте интерпретации данных. Разработка интерпретирующей про­граммы для ЭВМ получила свое развитие не только в отношении мето­дики СМИЛ, но и в комплексе многомерной математической модели психодиагностического исследования с применением тестов, о чем подробнее говорится в соответствующем разделе данного пособия.

Данные методики в своей основе имеют статистически достовер­ную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайними, клинически заостренными состояниями эмоцио­нальной напряженности, достигающими уровня психотического син­дрома, для каждой шкалы был получен разброс, в котором диапа­зон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением — s. Методика была задумана авторами (Hathaway §., Mckinley J., "Basic readings on the MMPI in psychology and me­dicine". Minneapolis, 1956) как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригиналь­ные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезен­тативных групп клинической психопатологии, с которым сравнивалась группа нормы. Однако, длительный опыт применения методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность этих названий, При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного. Любое клиническое состояние в своей основе определяется поломкой психологи­ческой целостности личности и окрашивается теми переживаниями, которые отражают наиболее сохранные стороны личности больного и реакцию на сам факт болезни и ее проявления. Даже у больных с тяжелыми психическими нарушениями данные психодиагностического исследования выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. Что касается пограничных психических рас­стройств (невротические реакции и развития, неврозы, акцентуации характера, психопатии), то здесь актуальное состояние еще более тесно связано с устойчивыми личностными свойствами и отношением лич­ности к психотравмирующей ситуации, выступающей в качестве пато­генного фактора.

Параллельное изучение контингента нормы также показало, что воз­можности метода преимущественно направлены на выявление феноме­нов психологического порядка. Применение методики СМИЛ при изу­чении личностных особенностей в разных по профессиональной заня­тости группах населения, в студенческих и производственных коллек­тивах показало ее большие возможности при решении сложных вопро­сов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социаль­ного микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологичес­кой коррекции (в суицидологии, в семейном консультировании, сфе­ре педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов и т.д.).

В связи с этим вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации на­вешиванию клинических ярлыков („психопатия", „паранойя", „шизо­френия" и др.), нами введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы,— „импульсивность", „эмоциональная лабильность", „ри­гидность", „индивидуалистичность"и т.д.

Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как „верные" или „неверные" по отношению к нему утверждения, ко­торые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику меж­личностных контактов, направленность интересов уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуа­циях, моделируемых айтемами (утверждениями) методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности.

В процессе реадаптации и рестандартизации методики ММРI пере­вод осуществлялся с учетом лингвистических особенностей английско­го и русского языка, а также социально-этнических и культуральных факторов. Стремление сохранить эквивалентное значение содержатель­ной стороны айтемов сочеталось с тенденцией приблизить смысл мо­делируемых утверждениями ситуаций к условиям жизни советских людей. После некоторых замен и поправок дискретное значение утвер­ждений было выверено путем статистического анализа на материале изучения двух репрезентативных групп — 1000 лиц контингента нор­мы и 1000 больных психиатрического стационара. Так, в частности, было обнаружено, что 26 утверждений с резкой клинической направ­ленностью оказались балластными: лиц психической нормы они не только шокировали, но и вводили в заблуждение; стремись быть предельно откровенными, они невольно наговаривали на себя, увели­чивая тем самым показатели шкалы достоверности F и 8-й шкалы, отражающей своеобразие и необычность личности; в то же время, для больных эти утверждения в силу сниженной критичности оказы­вались незначимыми и лишь создавали благоприятную почву для симулятивных тенденций. Чтобы не ломать магматическую структуру при обсчете данных, в буклете опросника эти утверждения были заме­нены следующим обращением к испытуемому. „Номер данного утвер­ждения в регистрационном листе следует обвести кружочком". При обсчете эти айтемы не включаются в сумму „сырых" баллов, отражаю­щих предварительные показатели по шкалам.

В связи с тем, что в английском языке отсутствуют родовые окончания, в русском варианте разработаны два идентичных опросника для мужчин и для женщин. Это оказалось весьма существенным для сохранения структуры утверждений в первом лице единственного чис­ла, как это было и в оригинале: „Я любил своего отца? ", „Я чрезвы­чайно застенчива" и т.д. Такая форма обращения способствует большей интимности процедуры обследования и создает иллюзию обособлен­ности от экспериментатора. Испытуемый как бы наедине с самим собой оценивает свой характер и особенности своего состояния, в то время как обращение на Вы воспринимается как допрос.

Кроме мужского и женского вариантов разработан также подрост­ковый вариант методики СМИЛ, математическая структура которого полностью совпадает со взрослым, но несколько изменена форма звучания некоторых утверждений, касающихся взаимоотношения полов и производственных ситуаций. Ключи и профильные листы аналогичны основному варианту, Рестандартизация методики проведена на ре­презентативной группе учащихся средних школ (500 испытуемых). Методика широко апробирована в профконсультировании и профориентационной работе психологов Москвы и других городов.

Стандарты, полученные в процессе адаптации и рестандартизации методики к условиям отечественной популяции, приведены в приложе­нии.

Однако, полученные среднестатистические стандарты не явились поводом для отказа использовать профильные бланки оригинального теста MMPI по следующим причинам: во-первых, процесс ревалидизации в основном сводился к изучению психологических феноменов, вы­являемых с помощью теста; во-вторых, реадаптация метода в большей степени была направлена на содержательную сторону айтемов, чего удалось достичь благодаря процентильному анализу частотности отве­тов в норме американской и советской по-русски говорящей популя­ции; в-третьих, в связи с вышесказанным, отечественные стандарты оказались весьма близкими к среднестатистической норме оригинала, т.е. по 6-ти из 10 базисных шкал они совпадали, по 3-м различия не пре­вышали 2-х и по 1-й - 3-х стандартных делений Т, что представляет со­бой величины, которыми можно пренебречь.

Основной же аргумент состоит в том, что к моменту получения стандартов уже была накоплена значительная база данных, показываю­щая сравнимость собственных наблюдений и результатов исследований зарубежных ученых, что представляет значительный интерес; были определены типологические паттерны акцентуированных личностей и вариантов нормы, профили, типичные для разных клинических состоя­ний. Так, в свое время американские психологи не стали переделывать профильный лист и стандарты для шкалы F, когда со временем убеди­лись, что „потолок" этой шкалы выше, чем 70 Т, и что профиль может расцениваться как достоверный вплоть до 80 Т.

Факторный анализ и изучение ранговых корреляций айтемов базис­ных шкал обнаружил отсутствие правильного распределения внутри каждой шкалы. Несмотря на средненормативный уровень показателей шкал, выведенный эмпирически, разброс вокруг 50 Т в массе обсле­дуемых неравномерен, он значительно чаще выплескивается выше этой усредненной линии, чем ниже. И здесь мы лишний разубеждаемся в том, что математическая строгость всегда будет аспектом недостижимым, когда речь идет о живом человеке и особенно о его психике. Поэтому метод распознавания образов более уместен при расшифровке данных MMPI (СМИЛ), а целостное восприятие профильного паттерна является гораздо более информативным, чем попытки простого измерения личностных свойств без учета цельного образа. В связи с этим интерпретация профиля, построенного с помощью 10 базисных шкал, дает несравненно больше, чем все оставшиеся 200 дополнительных шкал которые определяются строго по формуле, использующей по­лученные на отечественной популяции среднестатистические стандар­ты и среднеквадратичные отклонения, Если профиль создает определенный образ, то каждая дополнительная шкала добавляет к этому образу какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через этот личностный образ, может приобретать то или иное звучание. Стандарты 200 дополнительных шкал также приводятся в приложении к дан­ному руководству.

Надежность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 ис­пытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредственного окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руковод­ство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатической нормы со­стояла из 860 человек, 580 мужчин и 280 женщин; поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, сродним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профес­сиональной или учебной занятости. С одной стороны, это были виды деятельности, требующие хорошей физической выносливости, стрессоустойчивости, подвижности, общительности, самостоятельности, решительности, высокой социальной активности, быстроты реакций, неконформности суждений. С другой - такие виды профессиональной занятости, где необходимы сосредоточенность, вдумчивость, продуман­ность плана действий, достаточная избирательность г контактах, боль­шая погруженность в мир собственных переживаний и представлений, кабинетный стиль работы с ориентацией на знаковые системы, склон­ность к анализу информации, повышенное чувство ответственности, исполнительность, конгруэнтность, меньшая вовлеченность в межлич­ностные контакты. В исследование были включены летчики, спорт­смены, водители автотранспорта, инженеры, технический персонал и рабочие промышленных предприятий, студенты гуманитарных и техни­ческих вузов, учащиеся профтехучилищ, педагоги, артисты, юристы и школьники старших классов Москвы, ряда других городов, а так­же сельской местности.

Двадцатилетний опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход б понимании личности как единства биологических и социаль­ных факторов (Ананьев Б Г,, Симонов П.В., Голубева Э А., Руса-лов В.М. и др.). В основе подхода - положение С. Л Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Основой разработанного автором пособия интерпретационной схемы является концепция лич­ности, в которой определяющим типологическим признаком является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмо­ционально-динамического паттерна, проявляющегося одной или не­сколькими ведущими тенденциями.

Таблица 1

К содержанию

К содержанию

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФИЛЕЙ

Профиль MMPI /СМИЛ/ представляет собой графическое изобра­жение соотношений количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции. Если перечислить эти тенденции вкратце, соответственно нумерации шкал, то они следующие:

1-я шкала. Повышение в пределах 70Т — показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вни­манием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации /т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70 Т/. Низкие показатели — ниже 50 Т — имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особеннос­тей личности и состояния.

2-я — шкала пессимистичности; выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а по­казатели выше 70 Т выявляют депрессивное состояние.

3-я шкала — «эмоциональной лабильности» — при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах /выше 70 Т/ вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений.

4-я шкала — «шкала импульсивности», отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т — импульсивное, плохо контролируемое поведение психо­патических или акцентуированных личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения.

5-я шкала — «женственности — мужественности», показывает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуаль­ной адаптированности.

6-я шкала — «ригидности», в норме отражает склонность к педан­тизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность пережива­ний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала, к стеническому /при значительном повышении к гиперстеническому/ типу реагирования.

7-я шкала — «тревожности». Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, кон­формность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых /гипостенических/ черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.

8-я шкала — шкала «индивидуалистичности», бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и по­ступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступ­ков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.

9-я шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стени­ческий тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50 Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.

0-я шкала — интроверсии, показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний /повышение до 70 т/ вплоть до замкнутости и аутичности /выше 70 Т/, а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности /показате­ли ниже 50 Т/ или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем /если показатели ниже 40 Т/.

Профиль называется «линейным» если все показатели его находятся в пределах между 40 и 60 Т. Такой профиль чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордантной норме, т.е. у личностей гармонич­ных.

«Утопленный» профиль отличается от линейного тем, что показате­ли ряда шкал находятся ниже 40 Т, а большинства других - ниже 50 Т. Такой профиль чаще всего является результатом установочного отношения к процедуре тестирования и сопровождается высокими показателями шкал достоверности L и К, при низкой F.

«Пограничный» профиль своими наиболее высокими точками достигает 70—75 Т, а остальные шкалы в большинстве своем не ниже 54 Т.

«Пикообразным» профиль называется тогда, когда, наряду с боль­шинством шкал, находящихся на одном уровне, одна, две или более расположены значительно выше других /на 15—20 Т и выше/. В зави­симости от количества таких контрастирующих „пиков" профиль называется одно-, двух- или трех фазным.

Если подъем значительно выражен по одной-двум шкалам, по другим же мало выражен или отсутствует вовсе, то профиль характеризуется как «широко-разбросанный».

Если пики профиля значительно превышают 70 Т, то это «высоко-расположенный» профиль.

Если многие шкалы профиля значительно повышены и почти нет /не более одной/ шкал, показатели которых находятся ниже 60 Т, то такой профиль называется «плавающим». Критерии выявления признаков плавающего профиля следующие: F находится между 60 и 90 Т, каждая из шкал - 1, 2, 3-я - 80 Т и выше, 7-я и 8-я шкалы -85 Т и выше. Такой профиль свидетельствует о выраженном стрессе и дезадаптации личности. «Выпуклый» профиль повышен в центре и имеет пологий спуск по краям. «Углубленный» профиль поднят на первых и последних шкалах с относительным понижением в центральной части.

Профиль с множеством пиков без резких понижений соседствующих, контрастирующих шкал называется «зубчатой пилой».

Наклон профиля показывает, какая часть профиля расположена более высоко. «Невротическим» или негативным называется наклон в профиле с подъемом на 1-й, 2-й и 3-й шкалах /шкалы невротичес­кой триады/. Позитивный наклон проявляется подъем 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал, отражающих высокий риск поведенческих реакций и довольно-таки безосновательно называвшихся ранее шкалами психо­тической тетрады.

Повышение профиля по двум соседствующим шкалам дает двойной пик. Так, часто встречается двойной пик 78 /семь-восемь/.

Отмечен целый ряд особенностей профиля, отражающих определен­ную установку обследуемого на тестирование. При выраженной тенден­ции избежать откровенности и максимально приблизить ответы к норме получается утопленный профиль. При аггравации, т.е. явном преувеличении тяжести имеющихся проблем и своего состояния, обра­зуется высокорасположенный зубчатый профиль. Если испытуемый, пытаясь понять, как работает методика, и повлиять на результаты, отвечает на большинство утверждений „верно", или, наоборот, почти на все утверждения отвечает „неверно", то получаются достаточно характерные профили.

/см. таблицы „Медицинская психология. Психодиагностика", Собчик Л.Н., Лапин В.А., Медучпособие, 1989/.

К содержанию

К содержанию

КОДИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ.

Помимо графического изображения в повседневной практической работе и при изложении материала в публикациях удобно описывать профили в закодированном виде, что требует знания правил кодиро­вания.

Наиболее точно отражающим особенности профиля является метод кодирования по Уэлшу. При этом все базисные шкалы записываются соответственно их порядковому номеру в такой последовательности, чтобы на первом месте находилась наиболее высокая шкала, затем — остальные по мере их снижения. Чтобы показать их место на графике в соответствии со шкалой Т-баллов, необходимо поставить следующие знаки: отделить номера шкал, находящиеся на уровне 120 Т и выше знаком «!!», 110 – «!», 100 – «**», 90 – «*», 80 Т - ("), 70 Т –« ' », 60 Т – « - », 50 Т – «/», 40 Т – « : », 30 Т – «#». Те же обозначения и принцип расположения для шкал достоверности. Профиль типа 2*34" 187'0—6/5:9 F—K/L означает, что ведущий пик по 2-й шкале расположен выше 90 Т, 3-я и 4-я шкалы расположены выше 80 Т и находятся на одном уровне (об этом говорит черта под обозначениями этих шкал в коде; в данном тексте черта не пропечатана), 1-я, 8-я и 7-я шкалы расположены выше 70 Т, из них 1-я — наиболее высоко расположенная, затем соответственно по степени снижения идут 8-я и 7-я, 0-я шкала — выше 60 Т, 6-я выше 50 Т, 5-я - выше 40 Т, 9-я - выше 30 Т, F выше К и L и расположена выше 60 Т /но до 70 Т/, К и выше 50 Т, a L - ниже 50 Т, но выше 40 Т.

Иногда удобнее использовать более простой способ кодиро­вания по Хатауэю. Шкалы, находящиеся в зоне 46—54Т не записывают­ся вовсе; шкалы, расположенные выше 70 Т отделяются апострофом « ' », за ними приводятся шкалы, находящиеся на 55 Т и выше; вместо школ, находящихся в зоне 46—54 ставится прочерк, затем записывают­ся низко расположенные шкалы по степени их снижения, а показатели шкал достоверности приводятся в сырых баллах последовательно /L:F:K/ через двоеточие, при этом ставится знак „X" перед рядом шкал достоверности, если хотя бы по одной из них профиль недосто­верен.

Описанный выше профиль при кодировании по Хатэуэю выглядит следующим образом:

234187’0-9/5:12:13

Кодирование удобно для более краткого описания профиля, а также для более четкой и быстрой разбивки материала на типологи­чески или клинически сходные группы. Кодирование способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей.

К содержанию

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Анализ профиля может идти различными путями. Наиболее примитив­ный подход к интерпретации обычно сводится к последовательной интерпретации каждой шкалы, т.е. «слева направо». Такая интерпретация чревата противоречиями и не создает целостного образа личности и ее проблем, даже если учитываются контрастирующие понижения. При этом можно отметить, что многих ставит в тупик такая проблема: допустим, одна из высоко расположенных шкал выявляет высокую мотивацию достижения и спонтанный, стенический стиль межличностного взаимодействия, а другая, противоположная ей по значению, расположена значимо ниже, на 6 Т — 7 Т, однако в абсоплютных величинах она значительно повышена по отношению к средненормативным данным. В таком случае одни интерпретаторы выделяют содержание первой из шкал, нивелируя значение второй, другие интерпретируют сперва одну, затем другую. В первом варианте профиль остается недорасшифрованным, интерпретация — неполной. Второй вариант дает противоречивую информацию, как будто описаны два разных человека.

Поэтому при интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контра­стирующих понижений, как абсолютных, так и относительных.

С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация „свер­ху вниз", рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из показателей „высоты". Для такой интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля; однако, такая интерпретация звучит скорее как оценка степени адаптированности обследуемой личности, оставляя в тени нюансы характерологической интерпретации, так как сложные соотношения шкал, оказавшихся в норме, выпадают из интерпретации, хотя эта информация имеет большое значение для пра­вильного понимания и оценки компенсаторных механизмов и скрытых внутриличностных резервов.

Как уже говорилось выше, каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, которые должны рассматриваться в качестве ведущей типологической тенденции в том случае, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации — взависимости от высоты профиля. С этой точки зрения рассмотрим далее значения базисных шкал в их последовательности.

К содержанию

Я шкала.

1-я шкала соответственно заложенному в ней ведущему, стержне­вому признаку обозначена как шкала «сверхконтроля». Будучи веду­щим пиком /60—69 Т/ в профиле, в котором остальные шкалы нахо­дятся на уровне 45—54 Т, она выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Основная проблема личности данного типа — подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, поверия, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться.

Стиль мышления инертный, несколько догматический с опорой на существующие общепринятые точки зрения, лишенный свободы, независимости и раскованности.

В межличностных отношениях — высокая нравственная требова­тельность как к себе, так и к другим.

Скупость эмоциональных проявлений, осторожность, осмотритель­ность. Противоречивое сочетание сдержанности и раздражительности, что создает смешанный тип реагирования, свойственный лицам с пси­хосоматической предиспозицией, проявляющейся постоянной напря­женностью, а гиперсоциальность установок выглядит как «фасад», за которым скрывается брюзгливость, раздражение, назидательность интонаций. Характерологическим прототипом данного варианта личнос­ти в литературе является чеховский Беликов /«Человек в футляре»/, отличавшийся с одной стороны конформностью и исполнительностью, с другой — ханжеством и «занудством»; его любимое выражение — «Как бы чего не вышло» — весьма образно дает представление о сущности этого человека. Однако следует помнить, что это гротеск, карикатура.

Обычно лица с этим профилем преуспевают в таких видах профес­сиональной деятельности, где уместны и необходимы такие качества, как исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным инструкциям и директивам, аккуратность, умение сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам /конторский тип служащего, чиновнический аппарат, кадро­вая служба в армии; такие особенности встречаются среди служителей культа, у миссионеров-помощников — в отличие от миссионеров-лидеров или фанатов, а также как одна из черт в структуре достаточно сложного рисунка личности педагога современного типа/.

При избыточной эмоциональной напряженности затрудненная дез­адаптация проявляется повышенной сосредоточенностью на отклонени­ях от нормы как в плане межличностных отношений, где лиц этого типа раздражает безответственность и недостаточная нравственность поступков окружающих, так и в сфере самочувствия, где чрезмерное внимание к работе внутренних органов может перерасти в ипохондричность.

В структуре невротических расстройств или в рамках неврозоподобной патологии высокие показатели по 1-й шкале /выше 70 Т/ выяв­ляют ипохондрическую симптоматику. Ипохондричность усугубляется и приобретает характер сенестопатий при сопутствующем пике по 8-й шкале. Сочетание 1-й и 2-й шкал свойственно стареющим мужчинам, при этом проявляется не только известная ипохондричность, но и усиливаются такие личностные черты, как догматизм, ханжество, ста­новится более инертным мышление, в межличностных контактах сильнее проявляется осторожность, дидактичность, назидательность тона. 1-я шкала в структуре невротической триады 123' выявляет механизм защиты по типу „бегства в болезнь", при этом болезнь — явная или мнимая — является как бы ширмой, маскирующей стрем­ление переложить ответственность за существующие проблемы на окружающих, как бы единственным социально приемлемым способом оправдания своей пассивности.

Подъем по 1-й шкале сопутствует, как правило, психосоматической предиспозиции, а в профиле типа «зубчатой пилы» высокая 1-я является основной составляющей в структуре «язвенного типа личности» и нередко отражает на психологическом уровне гастроэнте­рологические проблемы, язвенную болезнь желудка, 12-типерстной кишки. В профилях больных терапевтических клиник и амбулаторий высокие показатели 1-й шкалы выявляют явления госпитализма и ипохондрическое развитие личности. Психотерапевтическая податливость личностей данного типа в силу инертности их установок чрезвычайно мала.

Профиль с кодом 13 /читается как один-три/ является довольно распространенным, чаще встречается у женщин. Психологические свой­ства 3-й шкалы в значительной степени заслоняют и поглощают ха­рактеристики 1-й, если шкалы находятся на одном уровне. При пока­зателях 1-й, превалирующих над 3-й, выявляется пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, эгоцентричность, маскируемая декларацией гиперсоциальных установок. Как правило, это лица, страдавшие в детстве от недостатка эмоционального тепла со стороны близких и лишь в периоды, связанные с какой-либо болезнью, окружавшиеся вниманием, что способствовало закреплению механиз­ма защиты от проблем «уходом в болезнь». Наличие такого механизма защиты свидетельствует об эмоциональной незрелости, что особенно явно в структуре переживаний невротической личности, когда компен­сирующая роль защитного механизма перерастает в ригидный, некон­структивный стиль переживания, снижающий уровень свободно­плавающей тревоги, но оставляющий достаточно выраженной эмоциональную напряженность. В поведении лиц данного типа борьба с болезнью перерождается на самом деле в борьбу за право считаться больным, так как статус больного для них /как правило—неосознанно/ представляет нечто вроде алиби по отношению к чувству вины за недостаточную социальную активность. Отсюда нередко возникающее «рентное» отношение к своему заболеванию, т.е. стремление быть более социально защищенным и поддерживаемым в качестве хронически больного со стороны различных общественных институтов /лечебных, профсоюзных, социального обеспечения/.

К содержанию

Я шкала.

2-я шкала /шкала «пессимистичности»/. В качестве ведущего пика в профиле, не выходящем за пределы нормы, выявляет преобладание пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность — избегание неуспеха. Для лиц данного типа свойственны следующие особенности: высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в при­нятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях. Они способны на отказ от реализации сиюминут­ных потребностей ради отдаленных планов. Во избежание конфликта с социальным окружением оттормаживаются эгоцентрические тенденции. В отношении к авторитетной для данного индивида личности проявляются черты зависимости. Аффилиативная потребность — потребность в понимании, любви, доброжелательном к себе отношении — одна из ведущих, покути дела никогда не насыщаемая и в то же время в первую очередь фрустрируемая, что в значительной степени определяет зону психотравмирующего воздействия. В стрессе — склон­ность к стоп-реакциям, т.е. к блокировке активности, или ведомое поведение, подвластность лидирующей личности. Защитный механизм — отказ от самореализации и усиление контроля сознания. Коррекция поведения в стрессе должна быть направлена на повышение самооцен­ки и уверенности в себе и проявляться как поощрение и поддержка. В профессиональном плане потребность в таких видах деятельности, которые ближе к „кабинетному" стилю работы с гуманитарным или общетеоретическим направлением /если есть объективные данные о наличии достаточно высокого интеллекта/, где особенно важно серьезное, вдумчивое отношение к выполняемой работе. Пик по 2-й шкале, достигающий уровня 70 Т выявляет акцентуацию по гипотимному /дистимическому/ типу. Высокие показатели по 2-й шкале могут быть связаны с ситуацией резкого разочарования после пережитой неудачи или в связи с заболеванием, нарушающим обычный ход жизни и перспективные планы человека, т.е. такой

Наши рекомендации