Московский кадровый центр при Главном управлении по труду
Московский кадровый центр при Главном управлении по труду
И социальным вопросам Мосгорисполкома
Консультационная фирма
Серия „Методы психологической диагностики"
ВЫПУСК 1
Л. Н. Собчик
СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Методическое руководство
Москва 1990
ВВЕДЕНИЕ
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФИЛЕЙ
СООТНОШЕНИЯ ШКАЛ ДОСТОВЕРНОСТИ
КОДИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
1-я шкала.
2-я шкала.
3-я шкала
4-я шкала
5-я шкала
6-я шкала
7-я шкала
8-я шкала
9-я шкала
0-я шкала
ЦЕЛОСТНАЯ ОЦЕНКА ПРОФИЛЯ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ СМИЛ
ПРИЛОЖЕНИЕ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ
Методическое руководство содержит описание стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), являющегося адаптированным вариантом места ММР1. Подробно излагаются техника проведения тестирования, обработки и интерпретации данных, результаты многолетнего опыта применения СМИЛ в различных областях психологической практики: клинической психологии и психотерапии, профессиональном и кадровом отборе, спортивной психологии и др. В основе предлагаемого автором интерпретационного подхода лежит концепция эмоционально-динамического паттерна личности, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями.
Методическое руководство рассчитано на профессиональных психологов, но может использоваться при решении прикладных проблем врачами, педагогами, социологами и другими специалистами, получившими подготовку по психодиагностике.
ВВЕДЕНИЕ
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942—49 гг. американскими психологами Маккинли и Хатэуэем (Dahlstrom W.G., Welsh G,S. An MMPI handbook. A guide to use in clinical practice and research. — Minneapolis, 1960) в целях профессионального отбора военных летчиков.
Автоматизированный способ обработки данных исключает зависимость получаемых результатов от личностных особенностей и опыта экспериментатора, что создает хорошие предпосылки для использования электронно-вычислительной техники или микропроцессорных аппаратов психологического тестирования, Речь может идти как о подсчете количественных показателей методики, так и о машинном варианте интерпретации данных. Разработка интерпретирующей программы для ЭВМ получила свое развитие не только в отношении методики СМИЛ, но и в комплексе многомерной математической модели психодиагностического исследования с применением тестов, о чем подробнее говорится в соответствующем разделе данного пособия.
Данные методики в своей основе имеют статистически достоверную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайними, клинически заостренными состояниями эмоциональной напряженности, достигающими уровня психотического синдрома, для каждой шкалы был получен разброс, в котором диапазон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением — s. Методика была задумана авторами (Hathaway §., Mckinley J., "Basic readings on the MMPI in psychology and medicine". Minneapolis, 1956) как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатологии, с которым сравнивалась группа нормы. Однако, длительный опыт применения методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность этих названий, При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного. Любое клиническое состояние в своей основе определяется поломкой психологической целостности личности и окрашивается теми переживаниями, которые отражают наиболее сохранные стороны личности больного и реакцию на сам факт болезни и ее проявления. Даже у больных с тяжелыми психическими нарушениями данные психодиагностического исследования выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. Что касается пограничных психических расстройств (невротические реакции и развития, неврозы, акцентуации характера, психопатии), то здесь актуальное состояние еще более тесно связано с устойчивыми личностными свойствами и отношением личности к психотравмирующей ситуации, выступающей в качестве патогенного фактора.
Параллельное изучение контингента нормы также показало, что возможности метода преимущественно направлены на выявление феноменов психологического порядка. Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных по профессиональной занятости группах населения, в студенческих и производственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции (в суицидологии, в семейном консультировании, сфере педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов и т.д.).
В связи с этим вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков („психопатия", „паранойя", „шизофрения" и др.), нами введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы,— „импульсивность", „эмоциональная лабильность", „ригидность", „индивидуалистичность"и т.д.
Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как „верные" или „неверные" по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых айтемами (утверждениями) методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности.
В процессе реадаптации и рестандартизации методики ММРI перевод осуществлялся с учетом лингвистических особенностей английского и русского языка, а также социально-этнических и культуральных факторов. Стремление сохранить эквивалентное значение содержательной стороны айтемов сочеталось с тенденцией приблизить смысл моделируемых утверждениями ситуаций к условиям жизни советских людей. После некоторых замен и поправок дискретное значение утверждений было выверено путем статистического анализа на материале изучения двух репрезентативных групп — 1000 лиц контингента нормы и 1000 больных психиатрического стационара. Так, в частности, было обнаружено, что 26 утверждений с резкой клинической направленностью оказались балластными: лиц психической нормы они не только шокировали, но и вводили в заблуждение; стремись быть предельно откровенными, они невольно наговаривали на себя, увеличивая тем самым показатели шкалы достоверности F и 8-й шкалы, отражающей своеобразие и необычность личности; в то же время, для больных эти утверждения в силу сниженной критичности оказывались незначимыми и лишь создавали благоприятную почву для симулятивных тенденций. Чтобы не ломать магматическую структуру при обсчете данных, в буклете опросника эти утверждения были заменены следующим обращением к испытуемому. „Номер данного утверждения в регистрационном листе следует обвести кружочком". При обсчете эти айтемы не включаются в сумму „сырых" баллов, отражающих предварительные показатели по шкалам.
В связи с тем, что в английском языке отсутствуют родовые окончания, в русском варианте разработаны два идентичных опросника для мужчин и для женщин. Это оказалось весьма существенным для сохранения структуры утверждений в первом лице единственного числа, как это было и в оригинале: „Я любил своего отца? ", „Я чрезвычайно застенчива" и т.д. Такая форма обращения способствует большей интимности процедуры обследования и создает иллюзию обособленности от экспериментатора. Испытуемый как бы наедине с самим собой оценивает свой характер и особенности своего состояния, в то время как обращение на Вы воспринимается как допрос.
Кроме мужского и женского вариантов разработан также подростковый вариант методики СМИЛ, математическая структура которого полностью совпадает со взрослым, но несколько изменена форма звучания некоторых утверждений, касающихся взаимоотношения полов и производственных ситуаций. Ключи и профильные листы аналогичны основному варианту, Рестандартизация методики проведена на репрезентативной группе учащихся средних школ (500 испытуемых). Методика широко апробирована в профконсультировании и профориентационной работе психологов Москвы и других городов.
Стандарты, полученные в процессе адаптации и рестандартизации методики к условиям отечественной популяции, приведены в приложении.
Однако, полученные среднестатистические стандарты не явились поводом для отказа использовать профильные бланки оригинального теста MMPI по следующим причинам: во-первых, процесс ревалидизации в основном сводился к изучению психологических феноменов, выявляемых с помощью теста; во-вторых, реадаптация метода в большей степени была направлена на содержательную сторону айтемов, чего удалось достичь благодаря процентильному анализу частотности ответов в норме американской и советской по-русски говорящей популяции; в-третьих, в связи с вышесказанным, отечественные стандарты оказались весьма близкими к среднестатистической норме оригинала, т.е. по 6-ти из 10 базисных шкал они совпадали, по 3-м различия не превышали 2-х и по 1-й - 3-х стандартных делений Т, что представляет собой величины, которыми можно пренебречь.
Основной же аргумент состоит в том, что к моменту получения стандартов уже была накоплена значительная база данных, показывающая сравнимость собственных наблюдений и результатов исследований зарубежных ученых, что представляет значительный интерес; были определены типологические паттерны акцентуированных личностей и вариантов нормы, профили, типичные для разных клинических состояний. Так, в свое время американские психологи не стали переделывать профильный лист и стандарты для шкалы F, когда со временем убедились, что „потолок" этой шкалы выше, чем 70 Т, и что профиль может расцениваться как достоверный вплоть до 80 Т.
Факторный анализ и изучение ранговых корреляций айтемов базисных шкал обнаружил отсутствие правильного распределения внутри каждой шкалы. Несмотря на средненормативный уровень показателей шкал, выведенный эмпирически, разброс вокруг 50 Т в массе обследуемых неравномерен, он значительно чаще выплескивается выше этой усредненной линии, чем ниже. И здесь мы лишний разубеждаемся в том, что математическая строгость всегда будет аспектом недостижимым, когда речь идет о живом человеке и особенно о его психике. Поэтому метод распознавания образов более уместен при расшифровке данных MMPI (СМИЛ), а целостное восприятие профильного паттерна является гораздо более информативным, чем попытки простого измерения личностных свойств без учета цельного образа. В связи с этим интерпретация профиля, построенного с помощью 10 базисных шкал, дает несравненно больше, чем все оставшиеся 200 дополнительных шкал которые определяются строго по формуле, использующей полученные на отечественной популяции среднестатистические стандарты и среднеквадратичные отклонения, Если профиль создает определенный образ, то каждая дополнительная шкала добавляет к этому образу какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через этот личностный образ, может приобретать то или иное звучание. Стандарты 200 дополнительных шкал также приводятся в приложении к данному руководству.
Надежность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 испытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредственного окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руководство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатической нормы состояла из 860 человек, 580 мужчин и 280 женщин; поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, сродним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профессиональной или учебной занятости. С одной стороны, это были виды деятельности, требующие хорошей физической выносливости, стрессоустойчивости, подвижности, общительности, самостоятельности, решительности, высокой социальной активности, быстроты реакций, неконформности суждений. С другой - такие виды профессиональной занятости, где необходимы сосредоточенность, вдумчивость, продуманность плана действий, достаточная избирательность г контактах, большая погруженность в мир собственных переживаний и представлений, кабинетный стиль работы с ориентацией на знаковые системы, склонность к анализу информации, повышенное чувство ответственности, исполнительность, конгруэнтность, меньшая вовлеченность в межличностные контакты. В исследование были включены летчики, спортсмены, водители автотранспорта, инженеры, технический персонал и рабочие промышленных предприятий, студенты гуманитарных и технических вузов, учащиеся профтехучилищ, педагоги, артисты, юристы и школьники старших классов Москвы, ряда других городов, а также сельской местности.
Двадцатилетний опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход б понимании личности как единства биологических и социальных факторов (Ананьев Б Г,, Симонов П.В., Голубева Э А., Руса-лов В.М. и др.). В основе подхода - положение С. Л Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека. Основой разработанного автором пособия интерпретационной схемы является концепция личности, в которой определяющим типологическим признаком является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмоционально-динамического паттерна, проявляющегося одной или несколькими ведущими тенденциями.
Таблица 1
К содержанию
К содержанию
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОФИЛЕЙ
Профиль MMPI /СМИЛ/ представляет собой графическое изображение соотношений количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции. Если перечислить эти тенденции вкратце, соответственно нумерации шкал, то они следующие:
1-я шкала. Повышение в пределах 70Т — показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации /т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70 Т/. Низкие показатели — ниже 50 Т — имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленных особенностей личности и состояния.
2-я — шкала пессимистичности; выявляет это качество наряду с неудовлетворенностью, склонностью к волнениям. Ведущий подъем по 2-й шкале характерен для гипостенического типа реагирования, а показатели выше 70 Т выявляют депрессивное состояние.
3-я шкала — «эмоциональной лабильности» — при повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах /выше 70 Т/ вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений.
4-я шкала — «шкала импульсивности», отражающая стенический тип реагирования в пределах повышения до 70 Т, а выше 70 Т — импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических или акцентуированных личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения.
5-я шкала — «женственности — мужественности», показывает степень соответствия полоролевого поведения и уровень сексуальной адаптированности.
6-я шкала — «ригидности», в норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях, высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала, к стеническому /при значительном повышении к гиперстеническому/ типу реагирования.
7-я шкала — «тревожности». Выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых /гипостенических/ черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных расстройств.
8-я шкала — шкала «индивидуалистичности», бывает повышенной у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, что при высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности.
9-я шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50 Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности.
0-я шкала — интроверсии, показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний /повышение до 70 т/ вплоть до замкнутости и аутичности /выше 70 Т/, а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности /показатели ниже 50 Т/ или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем /если показатели ниже 40 Т/.
Профиль называется «линейным» если все показатели его находятся в пределах между 40 и 60 Т. Такой профиль чаще всего встречается у лиц, относимых к конкордантной норме, т.е. у личностей гармоничных.
«Утопленный» профиль отличается от линейного тем, что показатели ряда шкал находятся ниже 40 Т, а большинства других - ниже 50 Т. Такой профиль чаще всего является результатом установочного отношения к процедуре тестирования и сопровождается высокими показателями шкал достоверности L и К, при низкой F.
«Пограничный» профиль своими наиболее высокими точками достигает 70—75 Т, а остальные шкалы в большинстве своем не ниже 54 Т.
«Пикообразным» профиль называется тогда, когда, наряду с большинством шкал, находящихся на одном уровне, одна, две или более расположены значительно выше других /на 15—20 Т и выше/. В зависимости от количества таких контрастирующих „пиков" профиль называется одно-, двух- или трех фазным.
Если подъем значительно выражен по одной-двум шкалам, по другим же мало выражен или отсутствует вовсе, то профиль характеризуется как «широко-разбросанный».
Если пики профиля значительно превышают 70 Т, то это «высоко-расположенный» профиль.
Если многие шкалы профиля значительно повышены и почти нет /не более одной/ шкал, показатели которых находятся ниже 60 Т, то такой профиль называется «плавающим». Критерии выявления признаков плавающего профиля следующие: F находится между 60 и 90 Т, каждая из шкал - 1, 2, 3-я - 80 Т и выше, 7-я и 8-я шкалы -85 Т и выше. Такой профиль свидетельствует о выраженном стрессе и дезадаптации личности. «Выпуклый» профиль повышен в центре и имеет пологий спуск по краям. «Углубленный» профиль поднят на первых и последних шкалах с относительным понижением в центральной части.
Профиль с множеством пиков без резких понижений соседствующих, контрастирующих шкал называется «зубчатой пилой».
Наклон профиля показывает, какая часть профиля расположена более высоко. «Невротическим» или негативным называется наклон в профиле с подъемом на 1-й, 2-й и 3-й шкалах /шкалы невротической триады/. Позитивный наклон проявляется подъем 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкал, отражающих высокий риск поведенческих реакций и довольно-таки безосновательно называвшихся ранее шкалами психотической тетрады.
Повышение профиля по двум соседствующим шкалам дает двойной пик. Так, часто встречается двойной пик 78 /семь-восемь/.
Отмечен целый ряд особенностей профиля, отражающих определенную установку обследуемого на тестирование. При выраженной тенденции избежать откровенности и максимально приблизить ответы к норме получается утопленный профиль. При аггравации, т.е. явном преувеличении тяжести имеющихся проблем и своего состояния, образуется высокорасположенный зубчатый профиль. Если испытуемый, пытаясь понять, как работает методика, и повлиять на результаты, отвечает на большинство утверждений „верно", или, наоборот, почти на все утверждения отвечает „неверно", то получаются достаточно характерные профили.
/см. таблицы „Медицинская психология. Психодиагностика", Собчик Л.Н., Лапин В.А., Медучпособие, 1989/.
К содержанию
К содержанию
КОДИРОВАНИЕ ПРОФИЛЯ.
Помимо графического изображения в повседневной практической работе и при изложении материала в публикациях удобно описывать профили в закодированном виде, что требует знания правил кодирования.
Наиболее точно отражающим особенности профиля является метод кодирования по Уэлшу. При этом все базисные шкалы записываются соответственно их порядковому номеру в такой последовательности, чтобы на первом месте находилась наиболее высокая шкала, затем — остальные по мере их снижения. Чтобы показать их место на графике в соответствии со шкалой Т-баллов, необходимо поставить следующие знаки: отделить номера шкал, находящиеся на уровне 120 Т и выше знаком «!!», 110 – «!», 100 – «**», 90 – «*», 80 Т - ("), 70 Т –« ' », 60 Т – « - », 50 Т – «/», 40 Т – « : », 30 Т – «#». Те же обозначения и принцип расположения для шкал достоверности. Профиль типа 2*34" 187'0—6/5:9 F—K/L означает, что ведущий пик по 2-й шкале расположен выше 90 Т, 3-я и 4-я шкалы расположены выше 80 Т и находятся на одном уровне (об этом говорит черта под обозначениями этих шкал в коде; в данном тексте черта не пропечатана), 1-я, 8-я и 7-я шкалы расположены выше 70 Т, из них 1-я — наиболее высоко расположенная, затем соответственно по степени снижения идут 8-я и 7-я, 0-я шкала — выше 60 Т, 6-я выше 50 Т, 5-я - выше 40 Т, 9-я - выше 30 Т, F выше К и L и расположена выше 60 Т /но до 70 Т/, К и выше 50 Т, a L - ниже 50 Т, но выше 40 Т.
Иногда удобнее использовать более простой способ кодирования по Хатауэю. Шкалы, находящиеся в зоне 46—54Т не записываются вовсе; шкалы, расположенные выше 70 Т отделяются апострофом « ' », за ними приводятся шкалы, находящиеся на 55 Т и выше; вместо школ, находящихся в зоне 46—54 ставится прочерк, затем записываются низко расположенные шкалы по степени их снижения, а показатели шкал достоверности приводятся в сырых баллах последовательно /L:F:K/ через двоеточие, при этом ставится знак „X" перед рядом шкал достоверности, если хотя бы по одной из них профиль недостоверен.
Описанный выше профиль при кодировании по Хатэуэю выглядит следующим образом:
234187’0-9/5:12:13
Кодирование удобно для более краткого описания профиля, а также для более четкой и быстрой разбивки материала на типологически или клинически сходные группы. Кодирование способствует выявлению в изучаемой группе наиболее общих характеристик и закономерностей.
К содержанию
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Анализ профиля может идти различными путями. Наиболее примитивный подход к интерпретации обычно сводится к последовательной интерпретации каждой шкалы, т.е. «слева направо». Такая интерпретация чревата противоречиями и не создает целостного образа личности и ее проблем, даже если учитываются контрастирующие понижения. При этом можно отметить, что многих ставит в тупик такая проблема: допустим, одна из высоко расположенных шкал выявляет высокую мотивацию достижения и спонтанный, стенический стиль межличностного взаимодействия, а другая, противоположная ей по значению, расположена значимо ниже, на 6 Т — 7 Т, однако в абсоплютных величинах она значительно повышена по отношению к средненормативным данным. В таком случае одни интерпретаторы выделяют содержание первой из шкал, нивелируя значение второй, другие интерпретируют сперва одну, затем другую. В первом варианте профиль остается недорасшифрованным, интерпретация — неполной. Второй вариант дает противоречивую информацию, как будто описаны два разных человека.
Поэтому при интерпретации должен соблюдаться целостный подход, оценивающий общую конфигурацию профиля в контексте соотношения шкал достоверности с высотой не только ведущих пиков, но и контрастирующих понижений, как абсолютных, так и относительных.
С этой точки зрения заслуживает внимания интерпретация „сверху вниз", рассматривающая шкалы по степени их значимости, исходя из показателей „высоты". Для такой интерпретации вполне достаточно ориентироваться на код профиля; однако, такая интерпретация звучит скорее как оценка степени адаптированности обследуемой личности, оставляя в тени нюансы характерологической интерпретации, так как сложные соотношения шкал, оказавшихся в норме, выпадают из интерпретации, хотя эта информация имеет большое значение для правильного понимания и оценки компенсаторных механизмов и скрытых внутриличностных резервов.
Как уже говорилось выше, каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, которые должны рассматриваться в качестве ведущей типологической тенденции в том случае, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации — взависимости от высоты профиля. С этой точки зрения рассмотрим далее значения базисных шкал в их последовательности.
К содержанию
Я шкала.
1-я шкала соответственно заложенному в ней ведущему, стержневому признаку обозначена как шкала «сверхконтроля». Будучи ведущим пиком /60—69 Т/ в профиле, в котором остальные шкалы находятся на уровне 45—54 Т, она выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям как в социальном окружении, так и сфере физиологических функций своего организма. Основная проблема личности данного типа — подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль над агрессивностью, гиперсоциальная направленность интересов, ориентация на правила, инструкции, поверия, инертность в принятии решений, избегание серьезной ответственности из страха не справиться.
Стиль мышления инертный, несколько догматический с опорой на существующие общепринятые точки зрения, лишенный свободы, независимости и раскованности.
В межличностных отношениях — высокая нравственная требовательность как к себе, так и к другим.
Скупость эмоциональных проявлений, осторожность, осмотрительность. Противоречивое сочетание сдержанности и раздражительности, что создает смешанный тип реагирования, свойственный лицам с психосоматической предиспозицией, проявляющейся постоянной напряженностью, а гиперсоциальность установок выглядит как «фасад», за которым скрывается брюзгливость, раздражение, назидательность интонаций. Характерологическим прототипом данного варианта личности в литературе является чеховский Беликов /«Человек в футляре»/, отличавшийся с одной стороны конформностью и исполнительностью, с другой — ханжеством и «занудством»; его любимое выражение — «Как бы чего не вышло» — весьма образно дает представление о сущности этого человека. Однако следует помнить, что это гротеск, карикатура.
Обычно лица с этим профилем преуспевают в таких видах профессиональной деятельности, где уместны и необходимы такие качества, как исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным инструкциям и директивам, аккуратность, умение сдерживать присущие человеку слабости, противиться соблазнам /конторский тип служащего, чиновнический аппарат, кадровая служба в армии; такие особенности встречаются среди служителей культа, у миссионеров-помощников — в отличие от миссионеров-лидеров или фанатов, а также как одна из черт в структуре достаточно сложного рисунка личности педагога современного типа/.
При избыточной эмоциональной напряженности затрудненная дезадаптация проявляется повышенной сосредоточенностью на отклонениях от нормы как в плане межличностных отношений, где лиц этого типа раздражает безответственность и недостаточная нравственность поступков окружающих, так и в сфере самочувствия, где чрезмерное внимание к работе внутренних органов может перерасти в ипохондричность.
В структуре невротических расстройств или в рамках неврозоподобной патологии высокие показатели по 1-й шкале /выше 70 Т/ выявляют ипохондрическую симптоматику. Ипохондричность усугубляется и приобретает характер сенестопатий при сопутствующем пике по 8-й шкале. Сочетание 1-й и 2-й шкал свойственно стареющим мужчинам, при этом проявляется не только известная ипохондричность, но и усиливаются такие личностные черты, как догматизм, ханжество, становится более инертным мышление, в межличностных контактах сильнее проявляется осторожность, дидактичность, назидательность тона. 1-я шкала в структуре невротической триады 123' выявляет механизм защиты по типу „бегства в болезнь", при этом болезнь — явная или мнимая — является как бы ширмой, маскирующей стремление переложить ответственность за существующие проблемы на окружающих, как бы единственным социально приемлемым способом оправдания своей пассивности.
Подъем по 1-й шкале сопутствует, как правило, психосоматической предиспозиции, а в профиле типа «зубчатой пилы» высокая 1-я является основной составляющей в структуре «язвенного типа личности» и нередко отражает на психологическом уровне гастроэнтерологические проблемы, язвенную болезнь желудка, 12-типерстной кишки. В профилях больных терапевтических клиник и амбулаторий высокие показатели 1-й шкалы выявляют явления госпитализма и ипохондрическое развитие личности. Психотерапевтическая податливость личностей данного типа в силу инертности их установок чрезвычайно мала.
Профиль с кодом 13 /читается как один-три/ является довольно распространенным, чаще встречается у женщин. Психологические свойства 3-й шкалы в значительной степени заслоняют и поглощают характеристики 1-й, если шкалы находятся на одном уровне. При показателях 1-й, превалирующих над 3-й, выявляется пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, эгоцентричность, маскируемая декларацией гиперсоциальных установок. Как правило, это лица, страдавшие в детстве от недостатка эмоционального тепла со стороны близких и лишь в периоды, связанные с какой-либо болезнью, окружавшиеся вниманием, что способствовало закреплению механизма защиты от проблем «уходом в болезнь». Наличие такого механизма защиты свидетельствует об эмоциональной незрелости, что особенно явно в структуре переживаний невротической личности, когда компенсирующая роль защитного механизма перерастает в ригидный, неконструктивный стиль переживания, снижающий уровень свободноплавающей тревоги, но оставляющий достаточно выраженной эмоциональную напряженность. В поведении лиц данного типа борьба с болезнью перерождается на самом деле в борьбу за право считаться больным, так как статус больного для них /как правило—неосознанно/ представляет нечто вроде алиби по отношению к чувству вины за недостаточную социальную активность. Отсюда нередко возникающее «рентное» отношение к своему заболеванию, т.е. стремление быть более социально защищенным и поддерживаемым в качестве хронически больного со стороны различных общественных институтов /лечебных, профсоюзных, социального обеспечения/.
К содержанию
Я шкала.
2-я шкала /шкала «пессимистичности»/. В качестве ведущего пика в профиле, не выходящем за пределы нормы, выявляет преобладание пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность — избегание неуспеха. Для лиц данного типа свойственны следующие особенности: высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях. Они способны на отказ от реализации сиюминутных потребностей ради отдаленных планов. Во избежание конфликта с социальным окружением оттормаживаются эгоцентрические тенденции. В отношении к авторитетной для данного индивида личности проявляются черты зависимости. Аффилиативная потребность — потребность в понимании, любви, доброжелательном к себе отношении — одна из ведущих, покути дела никогда не насыщаемая и в то же время в первую очередь фрустрируемая, что в значительной степени определяет зону психотравмирующего воздействия. В стрессе — склонность к стоп-реакциям, т.е. к блокировке активности, или ведомое поведение, подвластность лидирующей личности. Защитный механизм — отказ от самореализации и усиление контроля сознания. Коррекция поведения в стрессе должна быть направлена на повышение самооценки и уверенности в себе и проявляться как поощрение и поддержка. В профессиональном плане потребность в таких видах деятельности, которые ближе к „кабинетному" стилю работы с гуманитарным или общетеоретическим направлением /если есть объективные данные о наличии достаточно высокого интеллекта/, где особенно важно серьезное, вдумчивое отношение к выполняемой работе. Пик по 2-й шкале, достигающий уровня 70 Т выявляет акцентуацию по гипотимному /дистимическому/ типу. Высокие показатели по 2-й шкале могут быть связаны с ситуацией резкого разочарования после пережитой неудачи или в связи с заболеванием, нарушающим обычный ход жизни и перспективные планы человека, т.е. такой