История развития психология индивидуальности.
Основная проблема-уникальность человеческого бытия. Проблема различий между людьми, и причины их различий.
Теофраст (4в до н.э.,ученик Аристотеля) Теофраст занимался этим первый- «Трактат о характере».( более 30 типов людей ). Характер – (отпечаток, клеймо)-«писать на камне» По Теофрасту – неизгладимые отпечатки порока.
Идею продолжал Кант на основе трудов Галена и Гиппократа.
Платон - систематизировал различия людей.
Гиппократ. Темперамент – «надлежащее соотношение частей». Жидкость в человеке (санг-кровь,халер-желчь, мелан-черня желчь,флегмат-слизь). У Галена 4е субстанции (твердое,жидкое,горяч,холод).
Характерология – наука, изучающая причины характера.
Отеч пс. Лазурский 20е гг 20 века. Он праву один из основоположников отеч дифференциальной пс (сам он, однако, полемизируя с В. Штерном, предлагал отдать предпочтение иному названию — «индивидуальная психология»). Разработал учение о личности и типах характера («характерологию») на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к кот относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»).
Гальтон после выхода работы брата Ч.Дарвина стал заниматься биологией и псих. «Наследственный гений»-вывод: гениальность наследственна. Брал с испытуемых 3 пенса за измерение их IQ. Он основатель евгеники – наука о наследственном здоровье человека и о путях улучшения его.
1890г. Дж.Кеттел. mental test – ввел понятие умственный тест. Бине,через 5 лет создает первые тесты по IQ для детей. 1916г.
IQ = умственный возраст /хронологических возраст(реальный возраст).
Существует ряд заданий для каждого возраста. Если ребенок решает задачи, ему присваивается соответствующий умственный возраст.
1911 В.Штерн вводит понятие дифференциальной психологии.
Псевдонауки: 1.физиогномика – суждение о характере чел-ка по его внешности, например по силуэту, лицу, движениям. (Лафатер, Ламбразо) 2.Графология- -по почерку можно определить хар – р человека. 3. Френология – определение черт чел-ка по выступам и вмятинам на черепе
Ф.И.Галь.
3. Номотетический и идеографический подходы к изучению индивидуальных различий. Дифференциальный и интегральный подходы к индивидуальности.
1. Исследование общих закономерностей и их вариаций явл глав задачей традиционных экспериментальных исследований и представляет собой так называемый номотетический подход, название кот происходит от греч слова „номос" - „закон" („номо-тетео" - устанавливать законы).
Другим подходом явл идиографический анализ, цель кот состоит в описании особенностей конкретного человека (греческое слово „идиос" означает «своеобразное", „принадлежащее кому-то", а слово „идиографический" ~ „описывающий своеобразие, особенности"). Два этих ракурса рассмотрения индивидуальных различий были обозначены, фактически, в самых первых работах, посвященных проблемам изучения различий между людьми - в статье „О психологии индивидуальных различий" (1900) и в книге „Дифференциальная психология" (1911) Вильяма Штерна. Однако вплоть до сегодняшнего дня право идиогр. подхода как научного метода познания не явл общепризнанным, а соотн-е номот-го и идиог-го подходов описывается в терминах, подчеркивающих их различие. Дильтей отдавал предпочтение идиогр. подходу, т.к. он ориентирован на изучение конкретного человека, подчеркивает его уникальность, целостность. Основные теоретические принципы исследования индивидуальности, сформулированные Штерном в дифференциальной психологии и персонологии, состоят:
1) во взаимодополнении идиографического и номотетического подходов (Штерн считал, что номотетический подход создает условия для идиографического описания индивидуальности.); 2) в выделении принципа конвергенции как причины формирования индивидуальных различий (Индивидуальные особенности человека („диспозиции") и особенности его средовых условий в процессе развития сближаются – конвергируют). Происходит это благодаря тому, что индивид активно выбирает те средовые условия, кот в большей степени соответствуют его индивидуальным особенностям. В результате этого одни и те же диспозиции, в зависимости от условий развития, могут приводить к развитию самой разной структуры психологических свойств;
3) в понимании развития как сочетания процессов дифференциации и интеграции;
4) в целостном представлении об индивидуальности. Индивидуальность, как ее видит Штерн, имеет сложную многокомпонентную структуру (unitas multiplex, единство в разнообразии, множеств.единство), не сводимое ни к сумме природных диспозиций, ни к сумме особенностей среды. Ее исследование требует и анализа, и синтеза. Первый из них должен проявляться в максимально подробном исследовании пссвойств и условий их форми-рования, второй - в понимании того, что полученная в некий момент онтогенеза структура психологических свойств явл результатом всего предшествующего жизненного пути человека и может быть осмысленно понята только в его контексте).
Олпорт -„Каждый человек в чем-то: а) похож на всех других людей, b) похож на некоторых людей, с) не похожий на кого". А потому, как считал Олпорт, в пс исследовании необходим и номотетический метод, кот помогает понять, чем человек похож на „всех" и на „некоторых", и идиографический, изучающий неповторимость каждого человека. Только сочетая эти три уровня исследования, можно достичь подлинного понимания индив-ти.).
2.Интегральный подход : Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре кот функционируют природные свойства человека как индивида (Б. Г. Ананьев)
Интегральный подход: отношения => типы => свойства. Из типологии межсистемных отношений строится типология систем.
Дифференциальный подход: свойства => типы => отношения. Из типологии внутрисистемных отношений строится типология систем.