Психология индивидуальности: предмет и задачи. Связь с другими отраслями психологии.

Психология индивидуальности: предмет и задачи. Связь с другими отраслями психологии.

Предмет-инд-ть. Науки- пс инд различий, дифференц пс, пс интегральной индивид-ти. Но все понимают инд-ть по разному: 1)отдельность,отличность 2)совокупность черт, отличающих одного человека от др.3)человек как носитель характерных для него признаков.

Задачи пс.инд-ти: (М.С. Егорова)

1.Выделение существенных хар-к для пс анализа (почерк-несуществ. Кеттел существенно)

2.Выявнение стр-ты хар-к (соотношение темперамента и характера).

3.Определение диапазона инд-х различий и причин, влияющих на него.

4.Описание различий между группами (группы людей похожи и действуют кК единый организм-они индивидуальны).

5.Выяснение биологических и соц-х причин различий+субьект фактор саморазвития.

6.Идиографический анализ (основат-Виндельбард, Олпорт «письма Дженни», описание единичных случаев). Номатетич.– выведение каких-то законов .

Связана с науками: с дифференц-ой психологией, пс.интегральной инд-ти. Все эти науки изучают инд-ть.

С общ.пс: пс.инд-ти изучает индив-е закономерности, частные случаи, а общ.пс. изучает общие для всех закон-ти (пример с кривой по IQ).

С момента возникновения представлений об индивидуальных различиях исследователи обращаются к тем особенностям, которые оцениваются обществом (способности), затем с возникновение физиологии – к биологическим характеристикам (темперамент и т.п.). Место психологии индивидуальности, как правило, объясняется предметом исследования (интеллект, личность) и поэтому часто рассматривается в контексте другого направления. Однако такой подход мешает объединению всех сфер психического и установлению общих закономерностей индивидуальности.

История развития психология индивидуальности.

Основная проблема-уникальность человеческого бытия. Проблема различий между людьми, и причины их различий.

Теофраст (4в до н.э.,ученик Аристотеля) Теофраст занимался этим первый- «Трактат о характере».( более 30 типов людей ). Характер – (отпечаток, клеймо)-«писать на камне» По Теофрасту – неизгладимые отпечатки порока.

Идею продолжал Кант на основе трудов Галена и Гиппократа.

Платон - систематизировал различия людей.

Гиппократ. Темперамент – «надлежащее соотношение частей». Жидкость в человеке (санг-кровь,халер-желчь, мелан-черня желчь,флегмат-слизь). У Галена 4е субстанции (твердое,жидкое,горяч,холод).

Характерология – наука, изучающая причины характера.

Отеч пс. Лазурский 20е гг 20 века. Он праву один из основоположников отеч дифференциальной пс (сам он, однако, полемизируя с В. Штерном, предлагал отдать предпочтение иному названию — «индивидуальная психология»). Разработал учение о личности и типах характера («характерологию») на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к кот относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»).

Гальтон после выхода работы брата Ч.Дарвина стал заниматься биологией и псих. «Наследственный гений»-вывод: гениальность наследственна. Брал с испытуемых 3 пенса за измерение их IQ. Он основатель евгеники – наука о наследственном здоровье человека и о путях улучшения его.

1890г. Дж.Кеттел. mental test – ввел понятие умственный тест. Бине,через 5 лет создает первые тесты по IQ для детей. 1916г.

IQ = умственный возраст /хронологических возраст(реальный возраст).

Существует ряд заданий для каждого возраста. Если ребенок решает задачи, ему присваивается соответствующий умственный возраст.

1911 В.Штерн вводит понятие дифференциальной психологии.

Псевдонауки: 1.физиогномика – суждение о характере чел-ка по его внешности, например по силуэту, лицу, движениям. (Лафатер, Ламбразо) 2.Графология- -по почерку можно определить хар – р человека. 3. Френология – определение черт чел-ка по выступам и вмятинам на черепе

Ф.И.Галь.

3. Номотетический и идеографический подходы к изучению индивидуальных различий. Дифференциальный и интегральный подходы к индивидуальности.

1. Исследование общих закономерностей и их вариаций явл глав задачей традиционных экспериментальных исследований и представляет собой так называемый номотетический подход, название кот происходит от греч слова „номос" - „закон" („номо-тетео" - устанавливать законы).

Другим подходом явл идиографический анализ, цель кот состоит в описании особенностей конкретного человека (греческое слово „идиос" означает «своеобразное", „принадлежащее кому-то", а слово „идиографический" ~ „описывающий своеобразие, особенности"). Два этих ракурса рассмотрения индивидуальных различий были обозначены, фактически, в самых первых работах, посвященных проблемам изучения различий между людьми - в статье „О психологии индивидуальных различий" (1900) и в книге „Дифференциальная психология" (1911) Вильяма Штерна. Однако вплоть до сегодняшнего дня право идиогр. подхода как научного метода познания не явл общепризнанным, а соотн-е номот-го и идиог-го подходов описывается в терминах, подчеркивающих их различие. Дильтей отдавал предпочтение идиогр. подходу, т.к. он ориентирован на изучение конкретного человека, подчеркивает его уникальность, целостность. Основные теоретические принципы исследования индивидуальности, сформулированные Штерном в дифференциальной психологии и персонологии, состоят:

1) во взаимодополнении идиографического и номотетического подходов (Штерн считал, что номотетический подход создает условия для идиографического описания индивидуальности.); 2) в выделении принципа конвергенции как причины формирования индивидуальных различий (Индивидуальные особенности человека („диспозиции") и особенности его средовых условий в процессе развития сближаются – конвергируют). Происходит это благодаря тому, что индивид активно выбирает те средовые условия, кот в большей степени соответствуют его индивидуальным особенностям. В результате этого одни и те же диспозиции, в зависимости от условий развития, могут приводить к развитию самой разной структуры психологических свойств;

3) в понимании развития как сочетания процессов дифференциации и интеграции;

4) в целостном представлении об индивидуальности. Индивидуальность, как ее видит Штерн, имеет сложную многокомпонентную структуру (unitas multiplex, единство в разнообразии, множеств.единство), не сводимое ни к сумме природных диспозиций, ни к сумме особенностей среды. Ее исследование требует и анализа, и синтеза. Первый из них должен проявляться в максимально подробном исследовании пссвойств и условий их форми-рования, второй - в понимании того, что полученная в некий момент онтогенеза структура психологических свойств явл результатом всего предшествующего жизненного пути человека и может быть осмысленно понята только в его контексте).

Олпорт -„Каждый человек в чем-то: а) похож на всех других людей, b) похож на некоторых людей, с) не похожий на кого". А потому, как считал Олпорт, в пс исследовании необходим и номотетический метод, кот помогает понять, чем человек похож на „всех" и на „некоторых", и идиографический, изучающий неповторимость каждого человека. Только сочетая эти три уровня исследования, можно достичь подлинного понимания индив-ти.).

2.Интегральный подход : Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре кот функционируют природные свойства человека как индивида (Б. Г. Ананьев)

Интегральный подход: отношения => типы => свойства. Из типологии межсистемных отношений строится типология систем.

Дифференциальный подход: свойства => типы => отношения. Из типологии внутрисистемных отношений строится типология систем.

В. Франкл и логотерапия.

Смысл жизни – то, без чего человек в обществе жить не может. Тот, кто живет ради какой-то цели-выживает.

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.

Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования чел.

Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь чел. не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т.з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может найти смысл жизни: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, кот мы занимаем по отношению к судьбе, кот не в состоянии изменить (борьба против чего то). Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с кот человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов чел помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т.з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни. Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Франкл считает, что существует сверхсмысл, смысл бытия, но он трансцендентен, непознаваем.

Самоактуализация – центральное понятие – реализация своих способностей. Быть избранным, делать что-то лучше других..

В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, кот не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в кот происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в кот может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кот нельзя повлиять. Одной из основных областей, в кот индивид может получить поддержку в поисках смысла, явл религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.

Психология индивидуальности: предмет и задачи. Связь с другими отраслями психологии.

Предмет-инд-ть. Науки- пс инд различий, дифференц пс, пс интегральной индивид-ти. Но все понимают инд-ть по разному: 1)отдельность,отличность 2)совокупность черт, отличающих одного человека от др.3)человек как носитель характерных для него признаков.

Задачи пс.инд-ти: (М.С. Егорова)

1.Выделение существенных хар-к для пс анализа (почерк-несуществ. Кеттел существенно)

2.Выявнение стр-ты хар-к (соотношение темперамента и характера).

3.Определение диапазона инд-х различий и причин, влияющих на него.

4.Описание различий между группами (группы людей похожи и действуют кК единый организм-они индивидуальны).

5.Выяснение биологических и соц-х причин различий+субьект фактор саморазвития.

6.Идиографический анализ (основат-Виндельбард, Олпорт «письма Дженни», описание единичных случаев). Номатетич.– выведение каких-то законов .

Связана с науками: с дифференц-ой психологией, пс.интегральной инд-ти. Все эти науки изучают инд-ть.

С общ.пс: пс.инд-ти изучает индив-е закономерности, частные случаи, а общ.пс. изучает общие для всех закон-ти (пример с кривой по IQ).

С момента возникновения представлений об индивидуальных различиях исследователи обращаются к тем особенностям, которые оцениваются обществом (способности), затем с возникновение физиологии – к биологическим характеристикам (темперамент и т.п.). Место психологии индивидуальности, как правило, объясняется предметом исследования (интеллект, личность) и поэтому часто рассматривается в контексте другого направления. Однако такой подход мешает объединению всех сфер психического и установлению общих закономерностей индивидуальности.


Наши рекомендации