В советских и современных кинофильмах

Средняя школа – элемент, через который проходят все. Ведь в нашем государстве никто не отменял всеобщее среднее образование. Школа выступает не только как социальный институт для передачи знаний, но и как институт общей социализации детей. Очень важно изучать отношение общества к образованию. Важно понять, какое сейчас место в социальной структуре общества занимает учитель, представляет ли школа ценность для подростков. Для того, чтобы проследить изменения в сознании школьников и их родителей, в их отношении к школе, представляется необходимым изучить фильмы о школе. Ведь телевидение сейчас играет роль важнейшего элемента формирования общественного сознания.

Что бы исследовать вопрос образования и сравнить образ школы в советское время и сейчас, представляется необходимым использовать метод визуальной антропологии. Для этого я сравнила фильмы о школе «Доживём до понедельника» режиссёра Станислава Ростоцкого (1968), «Большая перемена» режиссёра Алексея Коренева (1973) с фильмом «Школа» режиссёра Валерии Гай Германики (2010).

Место действия одно – школа, герои одни – учителя и ученики, но разные их действия, мысли, увлечения. Если раньше для всех школа была храмом науки, то сейчас просто местом ежедневного посещения, выяснения отношений и весёлого времяпрепровождения. Такое мнение может сложиться после просмотра сериала «Школа». В этом сериале представлены дети из разных семей различных социальных слоёв, разных национальностей. У всех разные интересы, вкусы, увлечения. И ведут они себя по-разному, но все придерживаются принципа «каждый сам за себя». По отношении друг к другу ведут себя дети очень жестоко и дерзко, позволяют себе грубить учителям. Ученицы одеваются очень вызывающе и вульгарно. Начну именно с него, так как это очень скандальный, нашумевший фильм, собравший море критики. В этом фильме безобразное поведение учеников чередуется с драками, алкоголем и сигаретами. Неужели это наше настоящее? Неужели всё так плачевно?

Самой негативной критике сериал подвергают учителя, которые считают, что фильм Валерии Гай Германики дискредитирует их профессии. Аналогичную точку зрения высказывает народный учитель России, член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский: «…гораздо важнее не гнать чернуху, а рассказывать о том, как можно наладить взаимодействие школы, детей и родителей. Только копать надо глубже. А авторы фильма этого сделать то ли не смогли, то ли не захотели. Они пошли по простому пути: предпочли показать отрицательную эстетику, которая, несомненно, привлечёт публику»[298]. В этой же статье приведено мнение в защиту сериала, высказанное Павлом Астаховым, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Он считает, что этот фильм является «предупреждением» для взрослых, он породил дискуссию и заставил задуматься о нашем образовании, а также дал отличную возможность подросткам посмотреть на себя со стороны. «Чтобы все мы заметили и признали, наконец, те страшные явления, которые происходят в наших школах, пусть и не во всех».

Сама Валерия Гай Германика сказала, что всего лишь «показала реальную действительность и ни капли лжи».

Иная картина представлена в фильме «Доживём до понедельника». Он оказал другое воздействие на общественное сознание, нежели «Школа». После выхода фильма конкурс в педагогические вузы вырос в два раза. Возросла ценность профессии учителя, его труд.

В картине речь идёт об отношениях 9 «В» класса, учителя истории и молодой, только что пришедшей в школу учительницы английского языка. В этом фильме показан тоже не самый образцовый класс, не идеальные дети. В центре фильма присутствуют сцены бунта, противоречия между учениками и учителем. Школьники бунтуют, бунтуют, отстаивая свои интересы. Но, тем не менее, их бунт не выглядит как резко девиантное поведение. И в результате столкновения и ученики, и учителя приходят к согласию. Более опытный учитель истории Илья Семёнович учит совсем ещё юную учительницу английского языка Наталью Сергеевну, как нужно правильно общаться с учениками, как держать дистанцию. Она учитывает советы Ильи Семёновича. А школьники, привыкшие к «либерализму» «англичанки», решили бойкотировать следующий урок. Но, тем не менее, их бунт не выглядит как резко девиантное поведение. И в результате столкновения и ученики, и учителя приходят к согласию. Ещё одно столкновение между учениками и учителями происходит в сцене, когда школьники пишут сочинение на свободную тему из трёх представленных. Самой актуальной является тема «Счастье – это…». Педагоги, закалённые духом того времени, не приемлют того, что счастьем детей могут являться простые, обыденные вещи: выйти замуж, родить много детей, любить и быть любимыми. Они считают, что счастье – это некие шаблоны: стать космонавтом, инженером, учёным. Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы уже после урока в учительской в вазе обнаруживает записку с надписью «Здесь покоится счастье 9 «В» и пепел от сожженных сочинений. Вместе с директором она приходит на урок в 9 «В» и требует сознаться виновного в происшествии. Гена Шестопал сознаётся в поступке, и его уводят в кабинет к директору. Илья Семёнович идёт защищать ученика. То есть учитель встаёт на сторону ученика, и, возможно, за счёт этого фильм выглядит более жизненным, а сам образ учителя более нестандартным. Работа педагога здесь показана как процесс творческий, которому нужно отдаваться с головой. И это достойно вознаграждается большим уважением к профессии учителя.

Во всех этих фильмах показана действительность, действительность присущего времени. Встаёт вопрос: почему эта действительность так кардинально изменилась по прошествии восьмидесяти лет?

В СССР проводилась партией политика такая, чтобы ликвидировать последствия Великой Отечественной войны, полностью искоренить неграмотность. Вводилось обязательное среднее образование без ограничений по полу, возрасту и социальному статусу. И эту политику горячо поддержали все от мала до велика, и даже старшее поколение тянулось к знаниям. В фильме «Большая перемена» это очень хорошо показано. Главным героем является совсем ещё юный учитель истории вечерней школы Нестор Петрович. Оказалось, что преподавать школьные дисциплины очень разным взрослым людям, большинство из которых старше самого преподавателя, не так-то просто, особенно если некоторые из них не хотят учиться. Некоторые взрослые, казалось бы, ученики доставляют своему классному руководителю массу хлопот. В довершение ко всем «проблемам», в нового учителя влюбляется ученица Нелли Леднёва, отец которой учится в том же классе.

Да, порой ученики старше своих учителей. Но, тем не менее, обоюдное уважение проявляется. В четырёх сериях режиссёр отразил работу учителей и функционирование вечерней школы, в которой учатся люди разных возрастов, семейные и холостые, бездетные и с детьми и при этом работающие; они учатся, кто-то очень охотно, впитывает в себя, как губка, знания, а кто-то не очень охотно. В школе того времени только отношения рабочие, не переходящие за рамки приличия, за рамки отношений в учебном процессе.

Таким образом, анализ показал диаметрально противоположный образ школы в современном и советском кино. В фильмах нашего времени всё больше и больше на первый план выходят личные отношения, чувства, любовь. Сейчас вообще существует некая тенденция: в любом фильме любого жанра обязательно должны присутствовать чувства, отношения полов. Любовная линия является всегда центральной, будь то исторический фильм или фэнтези. Отношения подростков, неудачная, невзаимная первая любовь – это в духе современных фильмов о школе. Наверное, это актуально для современности. Но возникает вопрос: как об этом нужно говорить? В «Большой перемене» муж - ученик своей жены. И они вынуждены скрывать это, то есть, как гласит русская пословица «дружба дружбой, а служба службой». Мнение общественности превыше всего. На сегодняшний день, в принципе, изменился стиль культуры. Раньше в фильмах присутствовала позитивная нота, сейчас же преобладает негативная сторона.

Но по отношении к каждому фильму должна присутствовать доля разумной критики, должна быть мера достоверности. Нельзя сказать, что какой-то из этих фильмов является более достоверным, чем другие. В них показана реальность соответствующего им времени. В любом кино есть добро и зло, и пусть всегда побеждает добро. Фильмы о школе должны прославлять учителя, его бесценный труд.

Гемонов А.В., Лебедев А.В.

(РГАУ–МСХА, Москва)

Наши рекомендации