Философия современной молодежи
В чем заключается философия современной молодежи? Вопрос обширный и не из простых. Онлайн-опрос показал, что мнения общественности в подавляющем большинстве сходятся к единой негативной позиции – отсутствие ценностей, или в основном, показное безразличие к морали и
нравственности у молодежи. Но ирония в том, что отвечающими были сами молодые люди[283].
Для начала стоит выделить особенности современного человека:
- Зависимость от группы или социума;
- Абстрактность мышления с упором на воображение, фантазию;
- Прагматичность;
- Бунтарство;
- Изобретательность, новаторство, креативность;
- Смешение мужского и женского (унисекс);
- Ирония, саркастичность;
- Социальная пассивность;
Наиболее близкой к современной философии принято считать культурное течение постмодернизма. Это относительно молодое учение, зародившееся в 1972 году, начавшее свой путь в архитектуре, со сноса квартала в Сент-Луисе[284]. Постепенно постмодерн перешел из искусства в философию.
Однако, в строгом смысле философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы. Постмодернизм принципиально не претендует на создание философской универсальной теории, уделяя пристальное внимание не прояснению Всеобщего, а описанию игры Частностями. Он связан с дезавуированном дискурса Всеобщего, с осмыслением ситуации fin de siecle («конца веков»), для которой характерно сомнение в незыблемости мира и культуры, убежденность в том, что то, с чем имеет дело человек, по сути – иллюзия, а выбор, который он совершает, возможен лишь как предпочтение плохого перед еще более худшим[285].
Культура постмодернизма формируется в условиях информационного, постиндустриального или техногенного общества с конца 1960-х годов, когда модернизм полностью исчерпывал себя в плане поиска новых идей (философских, нравственных, политических), разрушения традиционной образности и создания абсолютно новых философии и искусства (философия жизни, фрейдизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, прагматизм и другие философские направления).
«Постмодерновый индивид всему открыт, но воспринимает все как знаковую поверхность, не пытаясь даже проникнуть в глубину вещей, в значение знаков. Постмодернизм – это культура легких и быстрых касаний, которая довольствуется миром симулякров»[286] – как считает российский философ Михаил Эпштейн. Это понятие впервые было употреблено Платоном и означало у него некий фантазм, т.е. образ, лишенный сходства с идеей. Это своего рода «копия копий», «знак знаков», образ, не имеющий глубинных смыслов, не имеющий основания ни в какой реальности, кроме своей собственной. С помощью этого понятия в философии постмодернизма подчеркивается ситуация стирания границ между реальностью и искусственным миром.
Говоря о бытовой философии, рассуждениях самих молодых людей, стоит упомянуть особенность современных попыток донести собственную мысль – юмор. По сети гуляет множество юмористических мемов, таких как Филосораптор, Пингвин-Социопат, тематические демотиваторы и это то, что в основном и формирует философское мировоззрение современных людей (справедливости ради, стоит отметить, что все они, поверхностно, но опираются на классические постулаты философской науки). Помимо интернет-философии, существует такой жанр публичного выступления как стендап[287] (stand up(англ.) – вставать), который понемногу завоевывает внимание зрителей. Человек выходит на сцену и делится с публикой своими мыслями, наблюдениями, переживаниями. В силу специфики современного мира, все это подается с юмором и иронией, но также влияет на мировоззрение молодежи.
Саркастичность, цинизм, апатия сегодняшнего молодого человека обусловлена разочарованием опыта предыдущих поколений. Чтобы понять причины следует сравнить философию современности с ее предшественниками:
Философия античности. В первый период античной философии объектом ее изучения номер один является чувственно-материальный космос, бытие. Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и многих других знаменитых античных мудрецов интересовало то, что их окружает, его происхождение, природа[288]. Почему же вопросы об окружающем мире больше не интересует людей? Ответ кроется в реалии сегодняшней жизни – этим занимаются ученные-естествоиспытатели (физики, астрофизики, математики и т.д.), так как практическое исследование окружающего нас мира требует от субъекта специальных глубоких академических знаний.
Философия Средневековья. В этот мрачный период человеческой истории объектом размышлений, споров, источником убеждений был бог. Причиной тому был неделимый союз государства и церкви. А значит единственное, что было значимым для изучения – Творец, тот, кто способен внушать страх и смирение народу, способным сделать его удобным для власти. Работы о боге продолжают создаваться и сегодня, но лишь в рамках религиозного трактата, и не имеют такой же силы внушения. В проводившемся в 2009 г. всероссийском исследовании на тему религии выяснились парадоксальные факты – процент причисляющих себя к православию выше процента собственно верующих в Бога[289].
Философия Нового Времени. Центром изучения в этот период времени стал человек. Новый взгляд на веру, на человека привел к зарождению гуманизма. Мыслители того времени перестали уничижать человека и увидели в нем индивидуальность, стали побуждать его к проявлению своей индивидуальности. Но ныне понятие «индивидуальности» искажается до «эгоизма». В современности центром все еще остается человек, но не тот, кто должен самосовершенствоваться, а тот, кто сможет приспособиться, слиться с общественностью.
Действительно ли философия современной молодежи – философия потребителя, эгоиста? Я так не думаю. То, что отличает нашу сегодняшнюю молодежь – это информационное обеспечение, благодаря которому молодое поколение знает, что о них думает общественность, знает какие из действий могут привести к негативной оценки их обществом, на опыте своих предшественников. А когда тебе все вокруг говорят, что ты все делаешь не так, начинаешь в это верить сам. Поэтому размытость и неустойчивость философии сегодняшнего молодого человека обусловлена тем, что он разрывается на две части: одна хочет верить, что она не такая уж и плохая, а другая – что стоит учитывать общественное мнение.
Булах Н.В.
(ТГПУ, г. Тула)