Основные положения философии чучхе

Чучхе́ – идеология КНДР, провозглашённая Ким Ир Сеном в 1955 году. «Чу» означает «хозяин», а «чхе» – «тело, сущность, субстанция, природа»[268]. Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.

Чучхе – это классический дальневосточный философский термин, употребляющийся в значении «вещь с точки зрения субъекта», этом термин использовался еще средневековыми корейскими мыслителями.

В КНДР чучхе как официальная идеология считается гармоничной трансформацией идей К. Маркса и В.И. Ленина на основе древнекорейской философской мысли.

В 1980-е гг. Ким Ир Сен выпустил ряд статей об идеях чучхе, окончательно сформировавших её как философскую систему. Однако основополагающего текста, который излагал бы суть учения чучхе, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием «Об идеях чучхе» был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд.

С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое «летосчисление чучхе»[269], началом которого является 1912 год – год рождения Ким Ир Сена.

В работе «Об идеях чучхе» можно выделить следующие основные положения:

· Субъектом общественного движения выступают народные массы.

· Народ, настроенный революционно и обладающий высоким чувством национальной гордости, непобедим.

· В отличие от западной (капиталистической) экономики, стремящейся к прибыли, главной целью экономики является удовлетворение потребностей страны и населения, т.е. полная автаркия.

· Чтобы не допустить «пагубное и гниющее влияние извне», надо вооружить весь народ и превратить всю страну в «неприступную крепость».

· Революция – главный метод борьбы. К чучхе нельзя прийти постепенно[270].

Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю.

Северокорейские источники утверждают, что философия чучхе:

- это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов, в фокусе внимания которых находится человек.

- впервые в истории научно определив существенные особенности человека, философия чучхе на основе этого определила человека как самое совершенное, сильное существо в мире и сформировала новый взгляд на мир. Суть его в том, что окружающий нас мир управляется и преобразуется человеком.

- основным вопросом философии чучхе является не изучение человека как такового, а изучение отношения человека к миру.

- важное значение для правильного понимания философии чучхе имеет также точное понимание самостоятельности человека. Философия чучхе впервые установила, что человек представляет собой общественное существо, жизненным фактором которого является его самостоятельность. Это означает исторический переворот в объяснении сущности человека, его места и роли.

- надо отметить, что хотя человек и является продуктом эволюции, но его самостоятельность не является сама по себе продуктом эволюции. Самостоятельность – продукт общественного развития. Она являет собой свойство, которое придано человеку не природой, а обществом[271].

Из вышесказанного можно сказать, что Чухче – это устойчиво сложившаяся философия жизни. Это государственная идеология, направленная на тотальный контроль населения.

Чучхе проповедует идеи вождизма, милитаризма и потребительского отношения к природе. Решительно осуждается любое «низкопоклонство перед большими странами». Чучхе представляет собой крайний вариант автаркии и изоляционизма. Субъектом истории объявляются народные массы.

Куренёва Е.С.

(МГОСГИ, г. Коломна)

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Российская система образования интенсивно обогащается западным опытом, и тем самым это вызывает множество проблем. Одной из актуальных проблем для деятельности вузовского образования становится развития духовности у учащихся.

Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Духовность – это и мышление, и сознание, и воля человека, это единый целостный поток, который составляет особенность человека. Духовность, во-первых, придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Во-вторых, духовность – высшее достояние человеческой души, сердце личности. Не зря говорят: «Дух – это храм человека». В-третьих, духовность не зависит от религии, расы, национальности. Она, более всеобъемлющая.

Стратегические цели образования связаны с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса.

Почему же сегодня тема духовности так актуальна?

Я думаю, что свертывание духовности в образовательной деятельности способствуют тому, что традиционные представления о тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Получение знаний студентами рассматривается теперь не как источник духовного роста их личности, а как основа карьерного и потребительского роста.

Повсеместное внедрение новых информационных технологий, позволяющих людям жить «не вдумываясь», «не познавая», а всего лишь с легкостью получая поверхностные знания в готовом виде, что несомненно ведет к снижению общекультурного уровня и духовному «усреднению» людей. Эти и другие моменты негативно сказываются на духовном состоянии студентов вузов.

Также необходимо отметить, что духовность неразрывно связана с нравственными началами развития личности.

Где же искать истоки безупречного нравственного развития?

Прежде всего, в богатейших традициях наших предков, так ярко запечатленных в классических образцах. Большое внимание необходимо уделять формированию способности к восприятию и пониманию художественных произведений, проявлению интереса к миру искусства посредством коллективных посещений театров, музеев, выставок.

Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка её к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В научной литературе в настоящее время выделено ряд проблем духовно-нравственного воспитания, от решения которых в значительной степени зависит духовно-нравственное совершенствование личности студента. Эти проблемы следующие:

· размытие духовно-нравственных ориентиров;

· отсутствие активной гражданской позиции, мотивации к социально работе;

· низкий уровень правовой культуры;

· достаточно устойчивая ориентация на западную культуру;

· несмотря на явные наметившиеся тенденции к здоровому образу жизни, слабый уровень ответственности за свое физическое и нравственное здоровье;

· отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур;

· крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, что приводит к ослаблению воспитательной функции семьи[272].

На что необходимо опираться системе вузовского образования для их решения?

Для начала следует выделить потенциал, на который может опираться современная практика духовно-нравственного воспитания студентов Вуза, а именно:

· заинтересованность в приобретении профессиональных знаний;

· использование воспитательного потенциала учебных дисциплин;

· широкий круг интересов в сфере досуговой деятельности;

· традиции факультета и Вуза в целом;

· наличие патриотических ориентиров;

· признание ценности семьи и брака;

· этническая и религиозная толерантность;

· знание и понимание молодёжью поблеем современного мира;

· ориентация на социальный и личный успех.

Основу стратегии реализации системы духовно-нравственного воспитания и развития студентов Вуза составляет создание условий формирования и развития профессионально-личностных качеств студентов; содействие в становлении профессионально и социально компетентной личности студента.

Практически ориентированная деятельность по реализации стратегии духовно-нравственного воспитания и развития студентов предполагает:

В содержании воспитательного процесса института:

· усиление роли внешних партнерских связей института в реализации воспитательной функции образования;

· расширение и укрепление различных внутриинститутских связей;

· формирование гуманистического мировоззрения нового поколения;

· развитие воспитательной системы института, привлечение как можно большего числа студентов к социально значимой деятельности.

В организации досуга студентов:

· ориентация внеучебной деятельности студентов на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;

· развитие и поддержка разнообразных студенческих объединений, ориентированных на реализацию социально значимых программ гражданско-патриотической направленности;

· мотивация студентов вуза на благотворительную деятельность;

· повышение авторитета и значимости общественной активности студентов;

· привлечение студентов к сохранению существующих и созданию новых традиций института в сфере духовно-нравственного воспитания и развития студентов.

Таким образом, чтобы воспитать духовность у студентов необходимо их заинтересовать чем-либо, привлечь внимание, ведь как правила в период обучения в стенах вуза у студентов формируются устоявшие принципы и взгляды на жизнь, и их иногда необходимо направить в нужное русло. Также, я думаю, что не стоит забывать и о том, что сейчас у многих на первом плане материальные ценности, и люди забывают о духовности и нравственности, стремятся за богатствами и не совершенствуются как личность. В нашем институте, по моему мнению, есть многое для того, чтобы воспитать у студентов духовность, ведь у нас проводятся различные мероприятия, направленные на сплочение коллективов, на их всестороннее развитие и обогащение. Также, у нас есть те дисциплины, которые помогаю воспитывать у студентов духовно-нравственные ценности, а именно, культурология, история, основы этикета, история мировых религий и т.д. Все они способствуют положительному становлению личности, воспитанию в ней духовности и нравственности, а это в свою очередь ведет к гармоничному развитию как личности, так и всего общества.

Лаврентьева А.А.

(МГОСГИ, г. Коломна)

Наши рекомендации