Тема 11. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ
11.1. ЗАКОН ВЗАИМОПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ
Постепенные количественные изменения, достигая границ меры, приводят к скачкообразному качественному изменению предмета, а вместе с тем изменяется и мера.
Количеством (КЛ) называется делимость на части. Согласно первому принципу диалектики, она имеет всеобщий характер. Степень КЛ называется величиной и выражается числом. Различают континуальное и дискретное КЛ, т. е. (потенциальную) делимость и (действительную) разделенность на части. Через дискретное КЛ небытие (ограничение, раздробление) входит в бытие, как угроза его разрушения и побуждение к развитию связей.
Качество (КЧ) есть особое место предмета в определенной системе отношений. Степень КЧ выражает уровень соответствия предмета занимаемому месту. КЧ предмета зависит от его свойств и внутреннего строения, но одно и то же КЧ возможно при разных свойствах и строении.
Мерой в ФС называется количественные границы существования данного КЧ. Мера зависит от условий и от природы предмета. Качественные различия также имеют свою меру, за которой они исчезают (напр., при сверхкритических параметрах пар и вода неразличимы).
Качественный скачок (КС) – переход КЧ в противоположное без промежуточного состояния (напр., жидкости в газ при кипении). При КС сохраняется причинная связь с предыдущим состоянием (против – релятивистская теория эмерджентной эволюции). Для КС типично затормаживание количественных изменений (напр., неизменность температуры плавления при подводе тепла).
Различают относительно резкие или плавные КС. В первых преобладает разрушение старых структур, во вторых – надстраивание новых. Вторые более прогрессивны.
11.2. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
В преемственном саморазвитии предмета всякое последующее отрицание (ОТ) содержит ОТ предыдущего ОТ, и тем самым – частичный возврат к состоянию до предыдущего ОТ.
Различают конструктивное ОТ, при котором возможности саморазвития данного предмета сохраняются (обычно им. в виду КС), и деструктивное ОТ, при котором они исчезают. Конструктивное ОТ есть переход в “свое другое”. Оно называется также диалектическим ОТ или “снятием” (калька с нем. Aufhebung, указывает на сохранение отрицаемого в ином виде).
Согласно данному закону, прогресс уподобляется движению по спирали или по кольцу Мёбиуса. При этом выделяются три важнейших этапа: тезис (греч. полагание), антитезис (противополагание), синтез (соединение). Подготовка к синтезу требует реставрации тезиса, подавленного антитезисом.
Необходимость смены этапов вытекает из борьбы противоположностей, в которой одна из них обычно одерживает верх. Но она изживает свои потенции прежде, чем предмет в целом, и ведущая роль переходит ко второй противоположности, а затем – к их соединению.
Данный закон нагляден только в многоступенчатом преемственном развитии. Сталинизм и метафизические учения его отвергают.
Тема 12. ЗАКОН ЕДИНСТВА СТОРОН ОТДЕЛЬНОГО
Всякое отдельное содержит единствопротивоположных сторон, которые всегда существуют совместно, только в составе отдельного, определяются относительно друг друга и взаимно переходят.
Отдельным (ОД) наз. любое конкретное явление (предмет), способное к самостоятельному существованию. Оно выражается в конкретных понятиях. Содержание закона раскрывается через ряд категорий, которые являются абстрактными понятиями.
12.1. КАТЕГОРИИ ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО
Общее (ОБ) – нечто присущее всем предметам данного ряда. Особенное (ОС) – присущее не всем предметам данного ряда. Единичное (ЕД) – предельный случай ОС, нечто присущее только одному из предметов данного ряда. Не следует путать ЕД с ОД: ОД конкретно и уникально, а ЕД абстрактно и повторимо в другом ряду. Нет абсолютно ОБ и абсолютно ЕД (против – метафизика). ОБ в одном отношении может выступать как ОС в другом, и наоборот; они также превращаются друг в друга в процессе развития предметов. Нет ОБ без ОС (против, напр., средневековый “реализм”), и нет ОС без ОБ (против, напр., номинализм).
12.2. ЦЕЛОЕ, ЧАСТЬ И СИСТЕМА. ТИПЫ ЦЕЛОСТНОСТИ
Отдельные, на к-е делится другое ОД, наз. частями целого (ЧС, ЦЛ). Аналитическое ЦЛ (с хорошо обособленными ЧС, имеющими свои функции) наз. системой (СТ). Части СТ, выполняющие определенные функции, наз. подсистемами, а далее неделимые части СТ наз. ее элементами.
Нет ЦЛ без ЧС (против – идеализм, счит. душу абсолютно простой) и ЧС без ЦЛ. Свойства ЦЛ и ЧС взаимно обусловлены (против – холизм и элементаризм). Сумма свойств ЦЛ всегда больше суммы свойств его ЧС, т. к. включает свойства их связей. Уровни организации ЦЛ (СТ): 1) синкретический (части не отде-ляются друг от друга, напр. – каша с маслом); 2) доорганический – без внутр. обусловленных связей между ЧС (куча, конгломерат); 3) органический – существенная связь ЧС с утратой их самостоятельности (органы живых существ, технические системы, кооперация труда); 4) надорганический – существенная внутр. связь бытийно самостоятельных ЧС (информационная связь экономически независимых индивидов в будущем обществе).
12.3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
Совокупность всех особенностей отдельного (его признаков, свойств, частей, внутр. процессов и связей) наз. его содержанием (СД), а способ связи СД в целое наз. формой (ФР). Различают внешнюю ФР (фигура) и внутр. ФР (конфигурация, для систем – структура). Нет СД без ФР и ФР без СД. Против – учение Аристотеля о Перводвигателе как “форме всех форм”, создающей мир из бесформенной материи. Оппозицию СД и ФР ввел Гегель против неудачной оппозиции материи и формы.
12.4. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
Явления (ЯВ) = все признаки отдельного в разные моменты его бытия; сущность (СЩ) = то общее, которое порождает данный ряд явлений и определяет порядок их смены. Различают внутреннюю СЩ – основу или субстрат (активна у живых существ); видовую СЩ – эссенцию; родовую или всеобщую СЩ – субстанцию. ЯВ могут выступать как постоянные или переменные признаки СЩ (соответственно, атрибуты или акциденции). СЩ есть ЯВ общего порядка (без акциденций). СЩ всегда как-то проявляется, а ЯВ так или иначе отражает СЩ (против – метафизич. доктрины).
ЯВ, воспринимаемые чувствами, наз. видимостью (ВД). СЩ всегда двойственна, но в ЯВ обычно господствует одна из сторон. К тому же чувства ограничены. Поэтому ВД часто обманчива, т. е. выступает как кажимость. Кажимость преодолевается всесторонним изучением предмета в его связях и развитии.
Диалектика счит., что развитие инициируется гл. обр. со стороны особенного (соответственно – части, содержания, явления), и разрешается скачкообразным преобразованием общего (целого, формы, сущности).