Период рецептурного знания. Эпоха религии
Религия (от лат. Religio совестливость, добросовестность, благочестие, набожность, богопочитание). Это признание человеком некой невидимой высшей силы, осуществляющей контроль над его судьбой и имеющей право требовать подчинения, почтения, поклонения. (Определение религии, принятое в Оксфордском университете).
Религия – одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества и превращается в определенный аспект их сущности и существования.
Ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимости, господства, подчинения, т.е. теми отношениями, которые недоступны управлению, целенаправленному регулированию.
До появления классической науки существовала эта форма познания, не имеющая теоретической основы, но знание направлено было на решение некоторых практических задач.
В это время гуманитарная сфера была далека от застоя. Появились такие религии, как христианство и ислам. В процессе своего развития они порождали новые теоретические построения. С этого времени была актуализирована (по сей день) важная проблема – соотношение церкви и государства. Аспекты этой проблемы многообразны и распространены в области экономики, права, морали.
Главным источником гуманитарных идей христиан стала Библия, особенно Новый Завет – учение Христа.
Библия оказала громадное влияние на развитие мировой культуры. Под ее влиянием создавались шедевры изобразительного искусства, литературы, музыки. Например, невозможно представить историю русской живописи без полотен Рублева, Грека, Иванова, Крамского, написанных на библейские сюжеты, музыкальную культуру – без творения Баха, Генделя, Чайковского, Рахманинова, написанных для литургий.
Библия повлияла на развитие общественных наук, в частности, на правоведение. Именно в ней христиане видели истинные законы справедливости.
Библия состоит из отдельных 66 книг. В сущности – это сборник, библиотека, создававшаяся около 1600 лет, начиная с 1513 г. до н.э. до приблизительно 98 г. н.э.
Первые 39 книг составляют примерно три четверти объема Библии: Ветхий Завет или Еврейские Писания. Здесь рассказывается о ранней истории Земли и человечества, об истории древнего израильского народа. Остальные 27 книг – Новый Завет или Греческие Писания. Среди них 4 Евангелия – от Матфея, от Иоанна, от Марка, от Луки. Новый Завет сосредотачивается на учении и деятельности Иисуса Христа и его учеников в I в. н.э.
В настоящее время найдены убедительные научные доказательства, что Библия повествует о людях, действительно существовавших и событиях, произошедших в действительности.
В истории христианства выделяют два периода: «апостольская церковь» (I-II вв.) и «епископальная церковь» (со второй половины II в.).
Рабовладельческий Рим в Новом Завете осуждается как «царство дьявола». На первое место выдвигаются общечеловеческие ценности, нормы нравственности и справедливости, идущие от Бога, выраженные как заповеди Христа.
Первые христианские общины сложились стихийно, в их деятельности не было места обрядам, предметам культа, не было духовенства как такового. Имущество было общим. Связь между общинами поддерживали странствующие проповедники (апостолы). Надежды первых христиан формировались под идеей второго пришествия Христа, когда каждому воздастся по заслугам.
Расширение социального состава общин, необходимость организационного начала в их деятельности привели к возникновению особой группы людей – духовенства, которое возложило на себя все заботы по организации жизни общин. Каждой общиной руководил епископ. Духовенством была создана система обрядов, служб, догм единых для всех, которая сплотила христиан. Так возникла вселенская «епископальная» церковь, которая стала играть важную роль в общинной жизни Римской империи. Церковь приобрела реальную власть и естественным стало ее участие в управлении государством. Возникли и соответствующие теоретические построения, обосновавшие такое участие – теократические учения.
Одним из первых теократов стал Иоанн Златоуст (345-407) – блестящий оратор, автор многих проповедей, псалмов, комментариев Библии.
В исламском мире главным источником вероучения стали Коран и Сунна. Коран – запись проповедей, наставлений, изречений Мухаммеда. Сунна – рассказы о Мухаммеде, его поступках.
Своеобразие ислама заключается в том, что здесь связь религии и власти доходят до тождества. Коран и Сунна считаются действующим правом, а смыслом и основой власти является соблюдение религиозных правил. Поэтому теоретические проблемы происхождения и форм государства и права, церкви и государства, которым уделяли серьезное внимание европейские ученые, в исламском мире отсутствуют. Их место у мусульман заняли вопросы нравственного характера. Религия в исламском мире в еще большей степени, чем в Европе явилась основой права, государства, политики.
Наука обосабливалась и размежевывалась с религией. Арабские мыслители того времени разработали новое учение о «двух истинах», которое обосновывало независимость науки и религии. Концепция «двух истин» наиболее полно представлена в трудах Аверроэса(Ибн-Рошд, 1126-1198). Он писал, что философия, постигающая законы природы, доступна лишь ученым, а религия необходима всем. Поэтому существуют две истины: философия и религия, которые могут быть сведены к общим началам. С этого периода монополию на образование и обучение полностью захватывает институт церкви.
Поскольку Коран и Сунна регулировали все стороны жизни мусульман, определяли «правильный путь к цели» (шариат), там же и решаются экономические вопросы. Эти вопросы в учении Мухаммеда несут этическую окраску. В Коране осуждается жадность и нечестность, запрещается ростовщичество. Одна из обязанностей мусульман – уплата налогов на имущество и доходы, должны расходоваться на помощь беднякам. В Коране оправдывается социальное и имущественное неравенство, законным считается рабство, предписывается безусловная покорность властям. Власть считается данной Богом.
Автором одной из наиболее значительных исламских концепций общественного развития на базе экономических факторов стал Ибн-Хальдун (1332-1406). В основе этой концепции лежит идея эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Ибн-Хальдун отметил в своих трудах влияние на развитие государства и общества географической среды, разделения труда, экономических факторов.