Горобченко С.Л., сертифицированный специалист ТРИЗ 3-го уровня МА ТРИЗ.
Горобченко М.С. дипл. инженер
«Знание ответа есть по существу знание вопроса»
Белнап Н.
Стил Т.
Введение. Вопрос в истории вопроса
Исторически тема вопроса возникла с работ Аристотеля, продолжилась в работах Декарта и заняло значительное место в работах современных мыслителей, особенно в работах по вопросно-ответым логическим структурам. Практически каждое пособие по логике затрагивает тему постановки вопросов.
Тема вопроса рассматривается не только с логической стороны, но и с философской, психологической сторон, к коим можно отнести работы Гуссерля, Хайдеггера и др. Благодаря их работам удалось понять многообразие сторон вопроса, но также и выяснилось, что современные подходы не дают точного ответа на то, что же такое "вопрос", тем более сложны попытки инструментализации вопросов в творческом поиске. Некоторый экскурс в историю развития представлений о "вопрошании" Вы можете найти в приложении.
Не вдаваясь в подробности дискуссий, но используя наиболее полезные находки, сделанные авторами, мы попытаемся понять, как можно было бы найти вопросы, наиболее отражающие проблему и помогающие в поиске ее решения.
Практическим результатом нашего подхода станет анализ того, как можно упаковать вопросы уже в форму конкретного маркетингового анализа сложной системы. В качестве сложной системы был выбран Университет Педагогического Мастерства (Санкт-Петербург), для которого и был разработан спектр анкет, способных предоставить новый содержательный фактологический и проблемный материал. Благодаря ему, специалисты-решатели смогли целенаправленно и системно взглянуть на маркетинговые проблемы университета.
Проблема и вопрос
Проблема - форма мысли, отражающая и выражающая в виде вопроса (задачи, задания, их системы) наше знание о неизвестном, и своей постановкой требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы. Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было. Она носит стимулирующий исследование характер.
Проблема - это вопрос, ответ на который не всегда содержится в накопленном знании и требует дополнительных теоретико-практических, интеллектуальных усилий и исследований. Она всегда связана с некоторой практической или теоретической трудностью, требующей интеллектуальных усилий для преодоления неопределенности, результатом которой и выступает решение проблемы.
Проблема, задача, теория и пр. в определенный момент своего развития приобретают специфическую форму вопроса. Это обусловлено процессом развития знания. В свою очередь успешное решение проблемы, выдвинутой в форме вопроса, возможно при условии правильной постановки вопроса.
Проблема возникает обычно, когда встречается какое-то затруднение, когда что-то неясно, и эту неясность необходимо снять, устранить. Если неясность не имеет четкой формулировки, то эта неопределенность выступает как предпроблемная ситуация, как неопределенное затруднение. Со временем эта неопределенность снимается, и проблема формулируется четко и ясно.
Структурно вопрос и проблема состоят из одинаковых элементов. Вопрос, зачастую, - это форма выражения проблемы, а проблема - такой вопрос, ответ на который временно или принципиально затруднен. Вопрос - форма мысли, отражающая недостаточность исходной информации и структурными составляющими своими ориентирующая человека на ее преодоление. В языковой оболочке вопрос как форма мысли выражается вопросительным предложением.
В структуре проблемы и вопроса обычно выделяют базис (основу), т.е. исходную информацию, затруднение и ориентацию.
Базис (основа или предпосылка вопроса), - это накопленное знание, та исходная информация, в которой и обнаруживается некое непреодолимое содержанием базиса затруднение, указывающее, что базис недостаточен, что его необходимо для преодоления затруднения расширить, углубить, дополнить. Неполнота и необходимость преодоления недостаточности исходной информации в вопросе выделяются такими операторами, как "кто", "что", "когда", "почему", "как" и пр. Эти же операторы выступают и ориентирующими элементами.