Философское мировоззрение древнего Китая.
· Родился Лао-цзы ок. 604 до н.э. в деревне Цюйжэнь, недалеко от современного Пекина.
По преданию, его мать носила в себе ребенка несколько десятков лет и Лао-цзы родился уже стариком, из-за чего и получил своё имя: Лао-цзы - "Старый ребёнок".
· Конфуций – кит. Кон Фу-цзы 552-479г до н.э.
Ø Творчество философа было посвящено социальным проблемам:
Ø индивидуальной и общественной морали,
Ø смыслу жизни человека,
Ø жизнедеятельности общества,
Ø ритуалам.
Особенности видения мира и окружающей действительности Древнекитайской философией.
• восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
• понимание отдельных событий и истории в целом как циклического процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены) распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государство - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
•понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").
Древнеиндийская философия.
Основные периоды древнеиндийской философии:
Первый период. Ведический (XY-YI вв. до н.э.) Веды - древнеиндийские памятники религии. Состоят из нескольких книг. Оправдывают существование в древней индии каст: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).
Второй период - эпический (YI-II вв. до н.э.) Формируются учения, оппозиционные ведам. Буддизм. Джайнизм. Чарвака. Санкхья. Йога.
Третий период - Эра сутр (II в. до н.э. – YII в. н.э.). Это краткие философские трактаты, рассматривавшие отдельные проблемы. Этим завершается период древнеиндийской философии. В дальнейшем господствующее положение в ней занимает учение Гаутамы Будды – буддизм.
< Общие черты индийских философских систем:
< 1) философия рассматривается как руководство к жизни.
< 2) начальной стадией философских учений выступает пессимизм.
< 3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь).
< 4) Важнейшая задача человека-контроль над своим собственным Я.
< 5) Цель человека-нирвана (блаженство, мания, счастье)
Древнеиндийская философия.
Проблемы бытия:
- опирается на законы космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности;
бытие и небытие ассоциируются с вдохом и выдохом Бога-творца. Он живет 100 космических лет, затем умирает, наступает абсолютное небытие, тоже 100 лет, затем вновь появляется жизнь при новом рождении творца, но уже более совершенная;
мир взаимосвязан, любое событие, поступок человека, явление природы влияет на жизнь космоса;
Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Проблемы познания:
- особенность познания в индийской философии – не изучение внешних признаков предмета, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений;
- поэтому выделяют три вида сознания: материальное сознание, чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли люди), сознание сновидения, мираж;
согласно индийской философии, каждое сознание заслуживает изучения.
Даршан – делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам
· Астика (утверждаюшие) – школы, считают себя наследниками традиции Вед.
Санкхья
Йога
Ньяя
Вайшешина
Пурва-миманса
Веданта
· Настика (отрицающие) – не признают себя прямыми наследниками Вед.
Буддизм
Джайнизм
Локаята
< Философия с античных времен стремилась к тому, чтобы дать человечеству теоретически идеал совершенного знания или практический идеал совершенного поведения.
< Первая линия связывает философию с наукой- Гераклит (огонь), Фалес (вода),Анаксимен (воздух).< Первых мыслителей звали «физиками» (от греч. слова природа). < Аристотель-«все знания у человека приобретенные а не врожденные». Вторая – Сократ (стойкое обретение мудрости и умение жить сообразно природе),киники -отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий. Третья – Платон «познай самого себя» связало воедино философию и сверхчувственное знание.
< Греческая философия.
· < Досократовский период (YII-Y вв. до н.э.)
Ø < Милетская школа
§ < Фалес (624-547 гг. до н.э.)
§ < Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)
§ < Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)
Ø < Пифагорейская школа
§ < Пифагор (584-500 гг. до н.э.)
Ø < Элейская школа
§ < Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)
§ < Парменид (540-470 гг.до.н.э.)
§ < Зенон (490-430 гг.до н.э.)
Ø < Диалектика
§ < Гераклит (540-480 гг.до н.э.)
· < Классическая период (Y-YI вв. до н.э.)
Ø < Атомистический материализм
§ < Левкип (500-440 гг. до н.э.)
§ < Демокрит (460-370 гг. до н.э.)
Ø < Софистика
§ < Протогор (481-411 гг. до н.э.)
§ < Горгий (483-373 гг. до н.э.)
Ø < Этический рационализм
§ < Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Ø < Объективный идеализм
§ < Платон (460-370 гг.до н.э.)
Ø < Аристотель (384-322 гг. до н.э).
· < Элинистический период (IY вв. до н.э.-II в.н.э. )
Ø < Платонова академия
Ø < Эпикурийская школа
Ø < Скептицизм
Ø < Эклектизм
Ø < Римский период (I до н.э. -Y вв. н.э.)
В философии, в отличие от мифа:
Мышление преимущественно понятийное, а не эмоционально-образное; знание опосредуется логическими рассуждениями и выражается в обобщенной форме; Истина и мудрость обретается в самостоятельном поиске, а не от богов или легендарных героев; обязательна рефлексия – обращенность сознания на самое себя; разум выделяется в качестве особого объекта и делается предметом анализа.
Греческая мифология.
· С VIII в. до. н. э. греки стали основывать колонии по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Их колонизация носила не агрессивно-завоевательный, а переселенческий характер. В полисах колоний Малой Азии и Южной Италии и зародилась античная философия в лице досократиков…
· В управлении полисом могли принимать участие все свободные граждане-мужчины. При этом свобода понималась как жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Возможно, именно свободное, управляемое законами общество древних греков было порождающей и питательной средой для философской мысли. Ведь философия – дело свободных духом людей…