Мировоззрение и его роль в современном мире.
На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире.
Мировоззрение-совокупность взглядов, оценок принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека и жизненных позиции действия людей. Мировоззрение включает в себя две части: Мировосприятие(мироощущение)- человек познает мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов. Оно определяет эмоциональный настрой человека, восторженность – уныние, оптимизм и жизнь или пессимизм, дружелюбие- враждебность по отношению к другим и др. Миропонимание- формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. Основные его элементы знания и заблуждения, практика самого человека и его общества.
Мировоззрение может быть религиозным и философским. Философское мировоззрение может быть материалистическим(первичная материя, вторично сознание) и идеалистическим(наоборот).
В познавательном отношении он может быть: а) догматическим- утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим или другим причинам. Догматизм агрессивен. Нет никаких отклонений от догматов, нет сомнения в их истинности. б) скептицизм - оно разрушительно, но и созидательно, т.е. разрушаются устаревшие догмы, формируется новое мировоззрение.
С эмоциональной точки зрения мировоззрение может быть оптимистическим (жизнерадостным) или пессимистическим . Через призму целей и смысла деятельности человека мировоззрение- коллективистическим или индивидуальным. Мировоззрение может быть системным (основанным на каком-либо философском учении) и бессистемным, последовательным и непоследовательным, обыденным и научным и .т.д.
Каждая историческая эпоха представляет свои особые требования к характеру и структуре мировоззрения.
Вопрос 3:Основной вопрос философии
Изучая мир можно заметить , что все ее предметы и явления либо материальны, либо идеальны. К материальным относят все что объективно, т.е. вне сознания человека и независимо от него. Говоря о существовании объективного мира, философы использовали выражение - бытие материального мира.
К идеальным предметам относят все то, что существует субъективно, т.е. в сознании человека.
Основной вопрос- вопрос об отношении сознании к материи, потому что в зависимости от ответа на него решаются все остальные философские проблемы. Этот вопрос имеет две стадии:
1.что является первичным материя или сознание.
2.Может ли человек правильно и полностью познавать мир.
В зависимости от ответов на эти вопросы философы делятся на материалистов и идеалистов. Материалисты считают, что мир можно познавать и знания человека достоверны. Идеалисты считают, что сознание является основой всего существующего, отрицают познаваемость мира и достоверность знаний.
«Что первично?»
· Материя (Материализм)
· Сознание (идеализм)
Понятия основного вопроса философии у разных философов.
Фалес
Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.
Платон
Платон думал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира и может о них поведать.
Аристотель
У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом.
Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:
Существует ли самостоятельная нематериальная причина?
Существуют ли неподвижные и вечные сущности?
Как соотносятся нематериальные сверхприродные сущности и физические существенные?
Отвечая на гносеологическую сторону , основного вопроса философии выявились следующие направления:
«Познаваем ли мир?»
· Гностицизм – объективный мир познаваем и это познание безгранично
· Агностицизм – объективный мир в принципе непознаваем
· Скептицизм – не отрицает принципиальную познаваемость мира но сомневается в получении достоверных знаний.
- Онтологическая сторона:
“Что первично: материя определяет сознание или наоборот?”
- Гносеологическая сторона:
«Познаваем ли мир?»
Философские концепции бытия:
С вопросом о первоначалах бытия связано возникновение основных философских концепций
Вопрос о первоначале:
· Монизм – мир имеет одно начало материальную или духовную (материализм и идеализм)
· Дуализм – утверждает равноправие двух первоначал: материи и сознания
· Плюрализм – предполагает несколько или множество исходных оснований.
Основные понятия в философии:
Солипсизм- философская позиция, утверждающая, что существует только человек и его сознание
Объективный идеализм- =//= только Бог есть и он начало всему
Субъективный идеализм- =//= воспринимает человека как реальность и человек познает мир
Агностики- =//= все познается через ощущения
Метафизики- =//= природа существует вокруг нас, она реальна и первична
Диалектика- наука о познании, развитии
Софисты- =//= никакого знания нет вообще
Стоики- =//= уход от мира, семьи, друзей- аскеты
Физиократы (почвенники)- =//= природа превыше в сего, потому что почва, земля- это единственный фактор производства
Циники- =//= отрицают нравственные ценности, жить согласно с природой
Схонастики- =//= синтез католического богословия и логики
Тема 1.2: "История становления и развития философской мыли."
Вопросы:
1.Донаучные формы философии: миф, религия.
2.Философия Древнего Востока и Древний Греции
3.Философия эпохи Средневековья и Возрождения.
Вопрос 1:Донаучные формы философии: миф, религия.
- < Мифология: Миф, ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знания, фантазии, верования.
- < Религия: Удвоение мира, вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
- < Философия: Рационально – теоретическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека.
< Общее
< Типы мировоззрения
< Различия
- < Религия: Опирается на веру как на способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, эмоции.
- < Философия: Опирается на разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства
Мировоззрение
Мироощущение; Мировосприятие; Миросозерцание:
Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятии, представлений, и эмоций
- Повседневное (обыденное) мировоззрение: Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
- Религиозное мировоззрение: Связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме
Миропонимание:Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения.
- Философское мировоззрение: Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности.
- Научное мировоззрение: Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных науки.
< Миф – специфическое Миросозерцание.
- < Мышление: Это высшая степень познания, осуществляемого с помощью абстрактных логических категорий
- < Миросозерцание: Это познание мира, осуществляемое при помощи чувственных, наглядных образов и ощущения.
< Классификация мифов.
- < Эсхатологические мифы. Эсхатология-это учение о конце мира.
- < Антропогические мифы - это мифы о создания человека.
- < Героические - это мифы о подвигах героев.
- < Героические - это мифы о подвигах героев.
- < Календарные (связаны с сезонностью работ, обрядами, поверьями).
- < Тотемические-это мифы о животных (покровителях рода).
< Функции мифов:
- < Аксиологическая. Формирование и закрепление системы ценностей.
- < Поиск единства природы и общества, мира и человека.
- < Связь прошлого с настоящим, духовная связь поколений.
- < Формирование коллективного представления.
< Религия: (в переводе означает соединять человека с Богом) – специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного Бога или богов.
N/B: первой монотеистической (один Бог) формой религии является иудаизм, из которого произрастает христианство и ислам.
< Мировые религии:
- < Буддизм
- < Христианство (православие; протестантизм; католицизм).
- < Ислам
< Миф и религия:
v < Сходство:
Ø < Миф и религия являются глубоко личностными сферами. В мифе люди объясняют себя и историю. В религии люди ищут спасения, утешения.
v < Различие:
Ø < Религия выражает внутреннюю, духовную сторону личности и утверждает личность в вечности. Миф выражает внешнюю сторону личности.
Ø < Миф возможен без религии, а Религия без мифа невозможна
Дополнение: Миф, религия, философия
Исторические формы существования философии: 1) Миф - (греч. слово «сказание», « предание»). Мифы создавались народами для того, чтобы объяснить происхождение мира и его законов. Мифы являются порождением культуры и одновременно влияют на всю культуру народов нашей планеты.
Мифологические представления о сотворение мира связывались с борьбой добрых и злых сил, жизни против смерти и на этой основе вырабатывалось определенное понимание природы и общества. 2) Религия - (лат. слово «благочестие»). Это попытка ответить на проблемы бытия с помощью вмешательства в природу, общество и жизнь человека, сверх естественного божественного начала.
Переход от мифа к религии связан с поклонением фетишам (неодушевленный предмет, носитель «чудодейственной силы») и тотемам (животное, растение, вещь, как предмет поклонения с соблюдением табу (запрет) и ритуалов в поклонение многим богам(политеизм), а потом одному богу (монотеизм). Создаются храмы, устанавливаются религиозные обряды, создаются символы веры, догматы. Вера – способ существования религиозного сознания. Культ – система утвердившихся ритуалов.
Религия становится одним из мощных средств воздействия на сознание масс. В настоящее время сложились три мировые религии: Буддизм, Христианство и Мусульманство. (Буддизм - Индия6 в. До н.э. Гаутама. (Будда) отречение человека от активной жизни, совершенствовать свой внутренний мир. Надо понять законы жизни и не противостоять им.
2.Христианство-1 в.до н. э. Ближний Восток(Палестина). Существование единого бога, творец всего существующего. Бог един в трех лицах - отца , сына и святого духа. Христианство доктрина человека - страдания за грехи «нести свой крест». Человек может побеждать зло в себе и вокруг себя. Покорность судьбе, нет насилию, милосердие ко всем. Культ девы Марии (православной) или Мадонны (католической). В настоящее время Христианство представляется тремя мощными направлениями:
1.Римско-католическая церковь - Папа Римский.
2.Греческая или православная церковь (Русская, Армянская, Грузинская, Болгарская и др.)
3.Протестанская-Боитизм, кальвинизм, лютеране.
3.Ислам (араб. слово-предание себя богу , покорность) одна из самых молодых религии. Ближний Восток. Его автор Муххамед (Магомет) родился в Мекке 571 г. до н.э. Вера в единого всемогущего и милосердного бога(Аллаха) и его пророка Муххамеда. Обязаны соблюдать пост - Рамадан. Главная цель-паломничество в Мекку. Пятикратная ежедневная молитва. Коран.
Философия - проблемы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой (Примеры философских вопросов: красота, принадлежит ли она предметам природы или продиктована чувством прекрасного, способностью человека воспринимать красоту).Философия всегда выступает в роли толкователя общественно исторического процесса. Слово «философ» употребил грек Пифагор (580-500 до н.э.) И термин «философия»- Платон
Вопрос 2Философия Древнего Востока и Древний Греции
< Восточная философия
< Характерные черты
· < Самобытность.
· < Традиционность.
· < Высокий статус философии в обществе.
· < Отношение к философии как образу жизни.
< Характерные черты китайской философии:
- < Ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях.
- < Особая значимость придается истории, книжной учености, социальной активности индивида
· Великий предел неба Тай-цзи или абсолют Дао.
· Безымянное Дао - Путь Неба
· Ци(первооснова.)
Ø Инь (мутное)Квадрат- Слабое; Женское – Земля; Луна – вода.
Ø Ян (чистое)Круг – Сильное; Мужское – Небо; Солнце – огонь.
· 5 первоэлементов У-Син: Дерево огонь земля вода металл.