Вопрос 11. Основные школы современной философии: экзистенциализм, феноменология, позитивизм, прагматизм.
Среди школ современной Ф-ии особое место занимает Экзистенциализм. Э-зм – это Ф существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его переживания, его страсти и настроения и т.д. Идеи Э-ма восходит к воззрению датского Ф-фа С. Кьеркегора и Ф-ии жизни. Само же их зарождение произошло в России после поражения революции 1905 - 1907 годов. В работах Н. А. Бердяева, примкнувшего в дальнейшем к религиозному Э-му. После I мировой войны Э-зм получил развитие в Германии. (представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер)
Внутри Э-ма существует два основных направления: 1- атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов).
Э-эм провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в Э-ме занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти, причем само существование – смерть.
Феноменология – это Ф сознания. Предметная область, которую исследует феноменология, является новой областью, а потому не имеет непротиворечиво сформированного категориального аппарата философии. Но речь-то идет о нашем сознании, о том, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять другого человека, наделенного таким же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то что именно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеем ли мы им пользоваться.
Таким образом, феноменология – наука о феноменах сознания. Ее лозунгом становится лозунг «Назад к вещам», которые в результате феноменологической работы должны непосредственным образом явить себя сознанию. Интенциональный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен бытием этого предмета.
Одно из основных направлений нашего столетия – позитивизм (от лат «положительный) Современный позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм начало которых относятся к началу XX века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени были заложены в трудах Б. Рассела и в Венском кружке. Позитивизм всегда претендовал на роль философии науки. Неопозитивизм начал свой путь с призыва «Философию за борт!». Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы, в непознаваемую сущность вещей. Неопозитивизм исходит из той позиции, что главная задача философии – деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки и в его очищении от всякой метафизики.
Одним из направления Ф-ии в зарубежной литературе можно назвать прагматизм, который сложился в 70-х годах 20 века. Сегодня прагматизм в США является господствующим философским течением. Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной философией американского образа жизни.
Центральная задача прагматизма — опустить абстрактные Ф-ие понятия на землю и искать смысл Ф-ких проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те Ф-ие проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.
По их мнению человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно — это общее понятие этой теории.
Вопрос 12. Категории диалектики, отражающие структурные связи: содержание и форма, целое и часть, элемент, структура, система.
содержание и форма: Представления об упорядоченности бытия складывались еще в древних Ф-ких учениях. Понятием, с помощью которого в античных Ф-ких учениях осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих, служило также понятие формы. Аристотель антиподом формы считал материю, а Гегель считал содержание. Форма, начиная с Аристотеля, понималась как организующий фактор (оформленность противопоставлялась бесформию). Короче Аристотель сравнивал всю эту форму – упорядоченность, с работой гончара (который тоже придает форму глине).
Гегель связывал с понятием формы определенность предмета. Категория формы и содержания предназначались у Гегеля для постижения многообразия бытия. Он обосновал неразрывную диал. связь между содержанием и формой. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма понятия диалектические. В человеческой деятельности понятие формы связано с понятием правил (ГОСТы). В качестве упорядочивающего фактора форма более консервативна нежели содержание.
целое и часть: Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые В науке и в философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих. Но возникает вопрос: «в чем заключается секрет целостности».
На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом был открыт и сформулирован принцип целостности. Со временем удалось понять и то что различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением.
элемент, структура, система: В науке идеи системности заявили о себе в середине 19 века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир. Маркс в «Капитале» представлял общество как «социальный организм» со своей структурой (ОЭФ). Маркс вопреки установившемуся правилу исследования «от частей к общему» ставил иное правило «Нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом». Маркс подошел к обществу не как к механическому объединению людей, а как к упорядоченной, организованной системе.
Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.
Элемент – неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов.
Элемент понятие относительное. В любом элементе можно найти следующую систему, но мы ограничиваемся только относительно данной системы. Например, человек является элементом общества, но он и сам является системой клеток.
Структура – относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого.
Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность.