О защите пророком, да благословит его

АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

ТАУХИДА И ПРЕГРАЖДЕНИИ ИМ ПУТЕЙ И ШИРКУ

Абдулла ибн аш-Шиххир рассказывал:

«В составе делегации от племени бану Амир я прибыл к посланнику Аллаха. Мы обратились к нему: "О наш господин!" На это Пророк ответил: Господин (ас-Саид) — это Всевышний и Благословенный Аллах. Тогда мы сказали: "О самый достойный и великий из нас!" Пророк сказал: Говорите слова ваши, но будьте внимательны в своих высказываниях, чтобы не увлёк вас Шайтан"». Этот хадис передал Абу Дауд с очень хорошим иснадом. (Абу Дауд (4806), Ахмад 4/25; достоверный хадис).

Анас рассказывал:

«Некоторые люди сказали: "О посланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш и сын господина нашего!" Пророк ответил им: О люди! Говорите слова ваши, но остерегайтесь обольщения Шайтана! Я — Мухаммад, раб Аллаха и Его посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах». Этот хадис передал ан-Насаи с очень хорошим иснадом. (Ахмад 3/153 и 241; достоверный хадис).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предостережение людей от излишества в религии.

2. Что следует сказать тому, кому сказано: «Ты — наш господин».

3. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...чтобы не увлёк вас Шайтан, хотя то, что говорили люди, была истина.

4. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах.

Глава 67

О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:

﴿وَمَا قَدَرُوا اللهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالْأَرْضُ جَمِيعًا قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ والسَّمَوَاتُ مَطْوِيَاتٌ بِيَمِينِهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ﴾

«Они не ценили Аллаха должным оброзом, а ведь вся Земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней Его, а небеса будут скручены Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» Из суры аз-Зумар 67 аят.

Ибн Масуд рассказывал:

«Однажды к посланнику Аллаха пришёл один из иудейских учёных и сказал: "О Мухаммад! Мы читаем, что Аллах [в день Воскресения. — Ред.] разместит небеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды — на четвёртом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — на шестом, и скажет: "Я — Царь ". Пророк рассмеялся, соглашаясь со словами учёного, а затем прочитал аят:«Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения...»(Аль-Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]).

В ривайе у Муслима говорится: ...а горы и деревья — на пальце, затем потресет ими и скажет: «Я—Царь. Я— Аллах».

В ривайе же, приведённой аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды и землю — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...».

Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Ибн Умаром:

«В день Воскресения Аллах свернёт небеса и возьмёт в Свою правую руку, а затем скажет: «Я— Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернёт все семь земель и возьмёт их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» (Муслим [2788]).

Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно горчичному зёрнышку в руке одного из вас».

Ибн Джарир сказал:

«Йунус [ибн Абд аль-А'ла. — Ред.] рассказал мне от Ибн Вахба от Ибн Зайда от его отца следующий хадис: "Посланник Аллаха сказал: Семь небес по сравнению с Курси (Престолом) подобны семи дирхемам, брошенным на большую круглую площадь».

Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Курси (Престол) по сравнению с ‘Аршем (Троном) похож на железное колечко, брошенное в бесконечной пустыне». (Ибн Джарир, Ибн Абу Шайба и «аль-Асма' ва-с-Сифат» аль-Байхаки от Абу Зарра аль-Гифари).

Ибн Масуд передал:

«Между первым и следующим небом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Курси (Престолом) — пятьсот лет, а между Курси (Престолом) и водой — также пятьсот лет. ‘Арш (Трон) же находится над водой, а Аллах — над ‘Аршем (Троном), и ничто не скрыто от Него из деяний ваших». Этот хадис приводится Ибном Махди от Хаммада ибн Саламы от Асима ибн Бахдали от Зирра ибн Хубайша от Абдул-лы ибн Масуда. Подобный же хадис приводит и аль-Масуди от Асима от Абу Ваила от Абдуллы. Хафиз аз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что этот хадис дошёл до нас через большое количество цепочек.

Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб рассказывал: «Однажды посланник Аллаха сказал нам: Известно ли вам, каково расстояние между небом и землёй? Мы ответили: "Это ведомо Аллаху и Его посланнику". Пророк сказал: Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего — также пятьсот лет. Каждое же небо которое простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землёй. Всевышний Аллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4723), (4724), (4725), ат-Тирмизи (3317), Ибн Маджах (193) и Ахмад 1/206 и 207).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Тафсир слов Всевышнего «...а ведь вся Земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней Его, а небеса будут скручены Его Десницей...» (аз-Зумар, 67).

2. Эти и подобные им знания ещё сохранялись у иудеев, живших во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые тогда ещё не отрицали этого и не занимались их аллегорическим толкованием.

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил истинность того, что рассказал ему учёный, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом.

4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся, когда услышал то великое знание, которое раскрыл ему учёный.

5. Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех земель в другой руке.

6. Упоминание о том, что вторая рука называется левой.

7. После этого Всевышний Аллах упомянул положение высокомерных и заносчивых людей.

8. Слова Ибн Аббаса: «...подобно горчичному зёрнышку в руке одного из вас».

9. Величие Курси (Престола) по отношению к небесам.

10. Величие Арша (Трона) по отношению к Курси (Престолу).

11. Арша (Трон) является чем-то отличным от Курси (Престола) и воды.

12. Расстояние между каждым небом и следующим.

13. Расстояние между седьмым небом и Курси (Престолом).

14. Расстояние между Престолом и водой.

15. Трон находится над водой.

16. Аллах находится над Троном.

17. Расстояние между небом и землёй.

18. Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет.

19. Глубина моря, находящегося над небесами, составляет пятьсот лет.

Всевышнему и Всемогущему Аллаху всё это ведомо намного лучше.

[1] По араб. «ар-Рахд» - означает группу людей от 3 до 9 человек.

[2] Сомнение от передачика, сказал ли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слово: «...из тетивы», или просто приказал сорвать все ожерелья.

[3] По араб. «мухдис», – человек, совершающий дело противоречащее шариату. Таким людям нельзя предостовлять укрытие.

[4] Мечеть Дыйрар был построен мунафиками для того, чтобы устроить засаду на прорка, да благословит его Аллах и приветствует.

[5] Иид – то к чему постаянно возвращаются, будь это связано со временем или местом.

[6] Т.е.: «Не делайите мою могилу предметом постоянного посещения».

[7] Ответ условию (джауаб аш-шарт) скрыт (махзуф). Имеется ввиду: «Вы считаете это дурным предзнаменованием?».

Наши рекомендации