О тех, кто отвергает предопределение

Ибн Умар сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках душа Ибн Умара, если бы у одного из них была гора золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы всё это богатство на пути Аллаха, то Аллах не принял бы это до тех пор, пока этот человек не уверует в Предопределение». Затем он привёл в доказательство своих слов высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера означает, что ты веруешь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день, а также веруешь в Предопределение с его добром и злом». Этот хадис передал Муслим.

Убада ибн ас-Самит сказал своему сыну: «Сынок, ты почувствуешь вкус веры только тогда, когда осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Как только Аллах создал Перо [аль-Калам. — Ред. ] Он повелел ему: "Пиши!" Перо спросило: "О Господь, что мне писать?" Всевышний сказал: "Пиши все что предопределено до наступления Часа". Сынок, я также слышал, как посланник Аллаха сказал: Тот, кто умер без подобных убеждений [без веры в Предопределение. —Ред.], тот не от меня. (Абу Дауд [4700]).

В ривайе у Ахмада говорится: «Как только Аллах создал Перо Он повелел ему: "Пиши!" И в этот час было записано всё сущее вплоть до дня Воскресения».

В ривайе у Ибн Вахба говорится: «Посланник Аллаха сказал:

«Тот же, кто не уверует в Предопределение с его добром и злом, будет сожжён Аллахом в Огне».

Ахмад в «аль-Муснаде» и Ибн Маджах в «ас-Сунане» передали хадис Ибн ад-Дайлами, который сказал:

«Придя к Убаййу ибн Ка'бу, я сказал: "В моей душе есть нечто, заставляющее меня усомниться в Предопределении. Расскажи мне что-нибудь, быть может, Аллах удалит это из моего сердца". Он сказал: "Если ты потратишь на пути Аллаха золота величиной с гору Ухуд, то Он не примет это от тебя до тех пор, пока ты не уверуешь в Предопределение и не осознаешь, что случившееся с тобой несчастье не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя. Если же ты умрёшь без подобных убеждений, то окажешься среди обитателей Огня". После этого я посетил Абдуллу ибн Масуда, Хузейфу ибн аль-Йамана и Зейда ибн Сабита, и каждый из них сказал мне то же самое, ссылаясь на Пророка». Достоверный хадис, приведённый аль-Хакимом в «ас-Сахихе». (Ахмад 5/182, Абу Дауд (4699), Ибн Маджах (77), достоверный хадис).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Разъяснение обязательности веры в Предопределение.

2. Разъяснение того, как следует верить в Предопределение.

3. Указание на бесплодность действий того, кто не уверовал в Предопределение.

4. Указание на то, что человек не почувствует вкуса веры до тех пор, пока не уверует в Предопределение.

5. Упоминание о том, что Аллах создал в первую очередь.

6. В тот час, когда Аллах создал Перо была записана предопределение всего сущего вплоть до наступления Часа.

7. Отречение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того [из мусульман. — Ред.], кто не уверовал в Предопределение.

8. Обычай салафов устранять сомнения по поводу какого-либо вопроса путём постановки данной проблемы перед учёными.

9. Учёные отвечали им тем, что устраняло их сомнение, обосновывая свои слова ссылкой только на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Глава 61

О СОЗДАЮЩИХ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Всевышний Аллах сказал: «Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть попробуют создать хотя бы букашку или хотя бы пшеничное или ячменное зерно». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 10/324, Муслим [2111]).

Они же приводят хадис Аиши, которая рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В день Воскресения самая жестокая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении». (Аль-Бухари 10/325, Муслим (2106), [92]).

Они же приводят хадис Ибн Аббаса: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал:

«Каждый, кто создаёт изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду».(Аль-Бухари 4/345, Муслим (2110), Ахмад 1/308).

Они же приводят другой хадис Ибн Аббаса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это». (Аль-Бухари 10/330, Муслим (2110), (100) от Ибн Аббаса).

Муслим приводит хадис Абу-ль-Хаййаджа:

«Али сказал мне: «Не послать ли мне тебя с тем, с чем в своё время послал меня посланник Аллаха: Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй её с землёй» (Муслим (969), Абу Дауд (3218), ат-Тирмизи (1049), ан-Насаи 4/88, 89).

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1 .Страшная угроза в адрес создающих изображения.

2. Указание на причину этого, то есть их неуважение по отношению к Аллаху, Который сказал: «Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я?»

3. Указание на Его могущество и их беспомощность, так как Всевышний сказал: «Пусть попробуют создать хотя бы букашку или хотя бы пшеничное или ячменное зерно».

4. Такие люди понесут жесточайшее наказание.

5. Аллах создаст души в соответствии с числом сделанных изображений и оживит их всех, и они будут мучить художника (скульптора) в Аду.

6. Художнику (скульптору) будет велено вдохнуть в них душу.

7. Повеление стирать или уничтожать изображения при виде их.

Глава 62

О МНОГОЧИСЛЕННОСТИ КЛЯТВ

Всевышний Аллах сказал:

«...Оберегайте же свои клятвы!»(аль-Маида, 89).

Абу Хурайра рассказывал:

«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Клятва делает товар ходким, однако уничтожает баракятего (зароботка)». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 4/266, Муслим (1606), Абу Дауд (3335), ан-Насаи 7/246).

Салман рассказывал:

"Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С тремя людьми Аллах не будет разговаривать [в день Воскресения — Ред.] и не очистит их [от грехов. — Ред.] и постигнет их мучительное наказание: это - развратный старик, заносчивый бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом"». Этот хадис передал ат-Табарани с достоверным иснадом. («Аль-Кабир» ат-Табари, «Шуаб аль-Иман» аль-Байхаки, аль-Хайсами 4/78; достоверный хадис).

В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится следующий хадис Имрана ибн Хусейна:

«Посланник Аллаха сказал: «Лучшие люди в моей общине - это мое поколение, затем следующее за ним, а затем - следующее за ним. (Имран продолжил: "Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три"). После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать до того как от них будет требоваться свидетельство, будут совершать предательства, в то время когда им будут доверяют, будут давать обеты, но не будут выполнять их. И будут среди них много жирных». (Аль-Бухари 5/190, 47, 11/212 и 504, Абу Дауд (4657), ат-Тирмизи (2222) [2223]).

Там же приводится хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Лучшее из людей - это мое поколение, затем - следующее за ним, а затем - следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут клясться раньше, чем приносит свидетельства, и приносит свидетельства раньше, чем клясться». (Аль-Бухари 13/16).

Ибрахим [ан-Нахаи. — Ред.]рассказывал: «Когда мы были маленькими, нас били за то, что мы свидетельствовал или давали обещание (или же: за свидетельство и обещание)».

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Завет оберегать клятвы.

2. Сообщение о том, что клятва при купле-продаже приводит к потере баракята в доходе не смотря на то, что этот товар ходко продается.

3. Суровая угроза тому, кто не покупает и не продаёт ничего, не поклявшись.

4. Указание на то, что совершённый грех усугубляется, если у совершившего его нет на то причины.

5. Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.

6. Похвала Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, трём или четырём поколениям и возвещение того, что произойдёт после них.

7. Порицание тех, которые свидетельствуют, когда их не просят свидетельствовать.

8. Саляфы били детеи за обязательства или за свидетельствова.

Глава 63

О ТОМ, ЧТО ПРИШЛО В ВОПРОСЕ

Наши рекомендации