Глава 7. экология и эсхатология
Работа, основные идеи которой представлены в этом разделе, стала призером международного конкурса на лучшую работу в рецензируемых научных, философских и теологических журналах. Конкурс проводился американским Фондом Дж. Темплетона (The John M. Templeton Foundation). Согласно условиям конкурса, “особое предпочтение отдавалось публикациям, в которых содержались новые теологические идеи и интерпретации, основанные на последних достижениях науки” (см.: Вопросы философии, 1995, № 3, с. 29—36); [Курашов, 1995б]).
Эсхатологические утопии
Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества. Я ввожу концепцию “общая эсхатология”, в рамках которой рассматриваются во взаимосвязи конечные судьбы человеческого существования с религиозной, философской и научной точек зрения.
В наши дни проблема конечных судеб Мира и человечества (уже без веры в обязательные и необходимые благоприятные исходы) встала с особой остротой в связи с реальной возможностью глобальной экологической катастрофы. К настоящему времени вышло в свет множество материалов различного жанра, имеющих прямое отношение к экологической проблеме: конкретных научно-технических, философских, публицистических, политических программ, государственных постановлений, меморандумов международных форумов, опубликованных в многочисленных статьях, материалах конференций, монографиях и т.п. Тем не менее, при всем многообразии работы по проблемам экологии неполны и расслаиваются как бы на две части.
С одной стороны, это конкретно-научные исследования и технические решения с характерными названиями типа “Промышленная экология”, “Экологическая биотехнология”, “Экологическая биофизическая химия”, вплоть до таких частных, как “Физико-химическая механика и защита биосферы” и т.п., и т.д., не говоря уже о разнообразии решений по защитным системам конкретных производств. Литература, представляющая такие подходы, необходима и безусловно полезна, но в стратегическом отношении она представляет неизбежно односторонние, локальные, а с методологической точки зрения — редукционистские решения.
Другой слой литературы ценен идеологически-пропагандистским содержанием и представлен многими публикациями, выступлениями, меморандумами, резолюциями. Эта литература принадлежит к жанру типа полуфилософской публицистики, в которой много гуманистического пафоса и мало углубленного философско-методологического анализа проблемы. В итоге, в море информации, кроме осознания комплексного, интердисциплинарного, системного характера экологической проблемы, еще не проглядывает конкретизированная концепция, удовлетворительно раскрывающая принципиальные системообразующие связи этой проблемы: идеалы и цели, объекты и познавательные принципы. Нет еще того, что составило бы остов (в английском языке есть удачное слово — framework) для системно организованных исследований социоприродных экосистем и понимания возможностей сознательной регуляции их эволюции.
В силу описанных обстоятельств сейчас в области экологической проблемы крайне важна реализация задачи критического ее анализа, подобная той, которую И. Кант осуществил относительно сложившейся к его времени системы философских знаний. В предисловии ко второму изданию “Критики чистого разума” Кант подчеркивал, что предпринимаемая им критика есть “необходимое предварительное условие для развития основательной метафизики как науки” и что критикой разума “можно в корне подрезать материализм, фатализм, атеизм, неверие свободомыслия, мечтательность и суеверие, которые везде могут оказаться вредными, а также идеализм и скептицизм”. Сегодня то же самое можно сказать в отношении системы знаний, сложившихся в сфере экологических проблем: необходим их философско-методологический критический анализ для установления пределов и возможностей познания социоприродных систем и целенаправленного воздействия на эти системы. Такой критический анализ позволит высветить стратегические пути современной экологической (и эсхатологической) мысли, развеяв современные заблуждения и мифы, фатализм и благодушествующий оптимизм. Преимущественно в сфере охарактеризованной критической концепции и находится данный раздел, предметом которого является не только экологическая проблема, но и эсхатологическая проблема в общей постановке.