Рационализм Р. Декарта. Ренэ Декарт (1596-1650) – родился в небогатой дворянской семье, изучал богословие и математику в школе иезуитов. Я мыслю - следовательно, существую»

Свое «Рассуждение о методе» Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообразительности зависит не от «количества ума», которое у всех одинаково, а от умения им пользоваться. В составе мышления Декарт выделяет два компонента: мыслящее и мыслимое - того, кто выступает основой (субъектом) мышления, и то, что составляет содержание (объект) мысли.Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания., граница существующего, полностью совмещается с границей рационально (научно) познанного. В результате происходит то, что позднее Мартин Хайдеггер назовет «забвением бытия»: мы перестаем доверять непосредственности собственных чувств и интуиций, уповая на некие «объективные истины», открытые и обоснованные с помощью формализованных методов и процедур, гарантирующих ясность и отчетливость (но вместе с тем и безличную бесстрастность) научного мышления.

Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц).

Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Основные труды: «Рассуждение о методе», «Размышление о первой философии», «Начала философии», «Животное-машина».

Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

• обосновал ведущую роль разума в познании; • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; • выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит; • мыслить может реально существующий человек; • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

• материальные (вещи); • духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

• протяжение — для материальных; • мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Наши рекомендации