Общенаучные методы эмпирического познания
Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств: ощущения, восприятия, представления. В ходе наблюдения удаётся получить знания не только о внешних характеристиках объекта, но и – в качестве конечной цели – о его существенных свойствах и отношениях.
Научное наблюдение носит активный, деятельный характер и предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль их «поведения».
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими средствами. С развитием науки наблюдение становится всё более сложным и опосредованным.
К наблюдению как методу научного познания предъявляется ряд требований: однозначность замысла, наличие системы методов и приёмов, объективность. Обычно метод наблюдения включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов – расшифровка показаний приборов и др.
В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определённой идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают. Либо опровергают его идеи. Важно отобрать наиболее репрезентативную (представительную) группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдений также всегда осуществляется с помощью определённых теоретических положений.
Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определённым образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность. При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся и изменяются.
Всякий эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, не увидишь факта, говорил И.П. Павлов. Данные эксперимента всегда, так или иначе, «теоретически нагружены» – от постановки до интерпретации его результатов.
Основные особенности / возможности эксперимента:
· более активное, чем при наблюдении, отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;
· многократная воспроизводимость изучаемого объекта;
· возможность обнаружения таких свойств объекта, которые в естественных условиях не наблюдаются;
· возможность рассмотрения объекта в «чистом виде» путём изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путём изменения, варьирования условий эксперимента;
· возможность контроля за «поведением» объекта и проверки результатов эксперимента.
Стадии (основные) осуществления эксперимента: планирование и построение (цель, тип, средства, методы проведения и др.); контроль; интерпретация результатов.
Структура эксперимента (т.е. что и кто необходим, чтобы эксперимент состоялся): 1) экспериментаторы, 2) объект эксперимента, 3) необходимые приборы и научное оборудование; 4) методика проведения эксперимента; 5) гипотеза (идея, концепция), которая подлежит подтверждению или опровержению.
По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т.д. эксперименты.
Функции (взаимосвязанные) эксперимента: 1) опытная проверка гипотез и теорий и 2) формирование новых научных концепций.
В зависимости это этих функций различают эксперименты исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие, изолирующие и др. Важное значение имеет решающий эксперимент, цель которого – опровержение / подтверждение одной из соперничающих гипотез.
Самый простой тип эксперимента – качественный эксперимент, его цель – установить наличие / отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Количественный эксперимент является более сложным, так как его цель – выявить количественную определённость какого-либо свойства изучаемого явления.
Широкое применение в современной науке получил мысленный эксперимент, представляющий собой систему мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент – это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Однако здесь учёный оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.
Социальные эксперименты представляют собой эксперименты, чистота и условия которых осложняются такими факторами, как: 1) случайная, внешняя помеха, искажающая протекание изучаемого объекта / процесса; 2) субъективные ошибки самого экспериментатора. Кроме того, возможны случайные и систематические ошибки приборов, применяемых в эксперименте. Последнее замечание применимо к любому эксперименту.
Сравнение – это познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, либо ступеней развития одного и того же объекта. Сравнение проводится по признакам, являющихся существенными для данного рассмотрения. Сравнение является основой аналогии, служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть – выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.
Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения, эксперимента) с помощью определённых систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.).
Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определённых средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.