Отличия метафизики от диалектики
*по вопросу связей старого и нового: диалектика признаёт наличие связей старого и нового; метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
*по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний толчок;
*по вопросу взаимосвязи качества и количества: сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), а качество изменяется благодаря качеству (т. е. само по себе улучшается).
*по вопросу направленности движения, развития: согласно диалектике, развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали. Метафизика признаёт развитие а) либо по прямой, б) либо по кругу, в) либо вообще отрицает направленность развития;
*в системе мышления: диалектика сводит мышление к шагам «тезис – антитезис – синтез». Метафизика опирается на формулы «или – или», «если не то, значит – это». Т. о. метафизическое мышление негибкое, одностороннее;
*в отношении окружающей действительности: диалектика видит мир во всём его многообразии («цветным»), а метафизика – однообразным («чёрно-белым»);
*в отношении познания: согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине через последовательное постижение истин относительных. Согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхчувственных приёмов, носящих «умозрительный» характер;
*в отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.
Категории (от греч. – определение, суждение) – это:
а) предельно широкое понятие;
б) форма мышления;
в) средство формирования Картин мира.
Философские категории – предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия.
Свойства категорий – объективность, универсальность, априорность, возможность языкового выражения.
Набор категорий определяет, каким мы видим мир.
Категории, с помощью которых философия осмысляет и описывает мир:
существование / несуществование; объективное / субъективное; абстрактное / конкретное; единое / особенное / всеобщее; часть / целое; простое / сложное; вещь / свойство; необходимость / случайность; причина / следствие; сущность / явление; форма / содержание или материя; количество / качество и др.
Существование / несуществование
Понятие «существование» анализировалось с античности, но в качестве категории было осознано И. Кантом. Тем не менее, рефлексию этой категории нужно начинать с античности, тем более, что категория существовала и отражалась в таких философски важных понятиях, как: бытие, реальность, сущее, сущность.
Анализ этой категории затрудняют два обстоятельства:
1) идущее с античности смещение идеи существования с идеей объективности
2) неразличение вопросов: Что значит – существовать? и Как отличить существующее от несуществующего (т. е. вопрос о критериях существования)?
Категории существование обнаруживается в том, что в нашем сознании присутствует идея «есть». Не-существование мы выражаем фразами «этого не бывает», «нет».
Существование утверждается как непосредственно, так и неявным образом.
Объективное / субъективное
«Породив» человека, мир раздвоился (в метафизическом смысле): Природа / сознание (психика).
Объективное – «в себе и для себя сущее», т. е. не зависящее от сознания, субъекта; общезначимое. В натуралистическом смысле – природно-физический, материальный мир. Объективное имеет внутренние закона и свойства.
Субъективное – обусловленное сознанием, мир сознания и психики; относящийся к субъекту.
Особый тип реальности – социальный мир.
Любой продукт человеческой деятельности объективен и субъективен: объективен в силу внутренних свойств и законов и субъективен, т. к. представляет своего создателя.
Абстрактное / конкретное
Абстрактное –
А) нечто мыслимое;
Б) реальный результат всякого мышления, процесса отвлечения от единичного, случайного, несущественного и выделения общего, необходимого, существенного.
В) всё понятийное.
Конкретное – нечто непосредственно переживаемое.