Византия - хранительница древних знаний

Особенности византийской культуры. «Шестодневы». Школы и образование. Закрытие Юстинианом платоновской Академии в Афинах. Труды христианского неоплатоника Псевдо-Дионисия Ареопагита. Школа в Магнавском дворце. Константинопольский университет. Константинопольская патриаршая академия. Византийские школы XIII – XIV столетий. Географические представления византийцев. Гуманитарные науки в Византии. Естественные науки и техника в Византии. Этапы развития византийской алхимии

Расцвет арабо-мусульманской науки

Мусульманский Ренессанс. Расцвет арабо-мусульманской науки и ее влияние на развитие науки в Европе. Естественно-научные взгляды арабов. Астрономические таблицы и обсерватории на арабском Востоке. Технические изобретения арабов

Европейская наука раннего и развитого Средневековья (V -XIV вв.)

Варварское нашествие, культура и познание мира. Церковь - хранительница античной образованности. Переоценка античной культуры. Средневековое понимание природы и человека. Рост технологического уровня средневековой Европы. Образование в Средние века. Алхимия и астрология в системе миропонимания средневековья

Наука в эпоху Возрождения (конец XIV - середина XVII в.)

Характерные черты науки эпохи Возрождения.«Пороховая революция». Распространение книгопечатания. Социальные последствия великих географических открытий. Художественные мастерские как центры развития науки. Возникновение новой картины мира в XVI веке. Первая научная революция Николая Коперника: предтечи и следствия. Земля как объект изучения науки в эпоху Возрождения. Успехи химии и экспериментальной биологии. Наука в эпоху Возрождения (конец XIV - середина XVII в. Методология науки в эпоху Возрождения

2.5. Темы для самостоятельного изучения

Тема 1. Становление и развитие научной теории

Формы научного познания: проблема, факт, гипотеза, теория, научно-исследовательская программа. Проблема как научное утверждение. Адекватно сформулированная проблема. Этапы постановки проблемы. Динамика проблем в научном познании. Понятие научного факта. Факт в структуре научного знания. Логическая форма факта. Теоретическая нагруженность факта. Классификация гипотез. Гипотезы ad hoc. Стадии работы над гипотезой. Проверка и принятие научной гипотезы. Функции научной теории. Классификация научных теорий. Структура научной теории. Теории и ход научного познания. Функционирование научно-исследовательских программ. Л. Лаудан: проблеморешающий подход и исследовательские традиции.

Естественнонаучное и гуманитарное знание. Сущность оппозиции, основные отличия. Естественнонаучные и гуманитарные методы исследования. Разработка проблемы гуманитарного знания в работах Риккерта, Виндельбанда, Дильтея, М.Вебера. Объяснение и понимание. Гуманитарное познание как познание индивидуальных объектов. Отнесение к ценности как основание гуманитарного познания. Текст – предмет гуманитарного познания. Проблема идеальных объектов в гуманитарном знании. «Идеальные типы» М.Вебера. Многообразие, плюрализм, диалогизм гуманитарного знания. Проблема синтеза естественных и гуманитарных наук. Понятие гуманитарной и естественнонаучной культуры. Проблема «двух культур».

Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Познавательные функции естествознания. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин. Общие закономерности развития естественных наук. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований.

Становление и развитие научной теории. Стимулы, подготовительные стадии. Генезис и обоснование теоретической схемы. Объединяющая модель развития научных теорий. Проверка и принятие научной теории. Тезис Дюгема – Куэйна.

Тема 2. Динамика науки

Социологическое и историческое измерения научного познания. Проблема реконструкции истории науки. Интернализм и экстернализм в истории науки. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом. Функционирование теорий. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом.

Изучение феномена науки в исследовательской программе Венского кружка. Карл Поппер как критик концепции Рудольфа Карнапа. Успехи и идейный кризис Венского кружка. Концепция науки и ее развития в работах Карла Поппера. Формирование нового подхода к изучению науки. Основные идеи «критического рационализма».

Критика концепции К. Поппера со стороны Томаса Куна. Модель науки в книге Т. Куна «Структура научных революций». Понятие парадигмы в науке. Нормальная наука, научная революция. Понятие и историческая типология научных революций. Проблема рацииональности и другие проблемы, связанные с концепцией Т. Куна. Технологические революции. Фундаментальные открытия. Диффузионизм и теория культурных кругов Ф.Гребнера. Функциональная школа Б.Малиновского.

Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса. Проблема несоизмеримости и «методологический анархизм» Поля Фейерабенда. Идейный кризис «критического рационализма». Концепция «неявного знания» Майкла Полани. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены исследовательских программ в сфере истории и философии науки.

Рациональность оперативного уровня и концепции отталкивания (модель Байеса). Принципы сравнения и оценки научных теорий. «Рациональность науки Уильяма Ньютона-Смита и возможности рациональных моделей. «Наука и ценности» Лари Лаудана и сетевая модель научной рациональности. «Продвижение науки» Филиппа Китчера и модель саморегулирующегося процесса.

Этнографический подход к анализу науки: основные идеи концепции Бруно Латура и Стивена Вулгара. «Этнографическая революция» ХХ века и ее значение для формирования новых подходов в области изучения феномена науки.

Крупные и малые изменения в науке. Научная дисциплина как носитель крупных изменений. Непрерывная динамика и прогресс.

Наши рекомендации