Понятие «географическая среда», география и экология
3. Термин «географическая среда» в научный оборот ввел в конце XIX века Э. Реклю. Этот термин обозначает совокупность предметов и явлений природы, вовлеченных в процесс общественного производства и которая составляет необходимое условие существования общества. Географическая среда предполагает существование человека и включает в себя земную кору, нижнюю часть атмосферы, водную поверхность, почву, растительный и животный миры. Географическая среда представляет собой арену труда, естественную основу трудовой деятельности человека, естественные предпосылки материального производства. По мере развития производительных сил общества расширяются и рамки географической среды. На ранних этапах истории главным образом использовались естественные источники средств жизни, в дальнейшем – решающую роль приобретают ископаемые и энергетические ресурсы. Роль географической среды в жизни общества определяется уровнем развития материального производства. Ведущая и решающая роль в изменении географической среды принадлежит человеку; масштабы, характер и формы этого изменения зависят от характера производственных отношений. Важной, актуальной проблемой является проблема определения роли географической среды в развитии общества. Одни ученые полностью отрицали влияние географической среды на общество, другие, наоборот, рассматривали ее как главную причин, определяющую ход развития исторического процесса (например, географическая школа в социологии). Крайней формой такого учения является механистический географический детерминизм, утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека, развития общества естественной средой. Истоки этого учения – во взглядах античных Геродота, Полибия, рассматривавших вопрос о влиянии климата и других природных условий на обычаи, нравы, образ правления и т.д. В эпоху Просвещения идея формирования общества под воздействием природных условий была прогрессивной, ее основоположником является Ш. Монтескье, который считал, что климат, почва и земная поверхность определяют дух народа и характер общественного развития («власть климата сильнее всех властей»). Сторонниками этой теории были английский историк Бокль, французские просветители Тюрго, Тэн. В XIX веке эта теория эволюционировала от глобальных сопоставлений общества и природы к изучению влияния разных факторов географической среды, таких, как: почва, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы и др. на конкретные общественные процессы и явления, такие, как: плотность населения, производительные силы, политический строй и др. Отечественный ученый И.Н. Мечников считал, что определяющим фактором в развитии общества была вода и в истории человечества можно выделить «речные» цивилизации, «морские», а также «океанические» цивилизации. На принципы географического детерминизма опирается так называемая геополитика, означающая учение о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению.
С началом НТР резко изменяется содержание проблемы взаимодействия человека с географической средой. Деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды, оказывает существенное влияние на механизмы саморегуляции в природе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
1. Наука как система знаний человека об окружающем его мире. Научная картина мира и мировоззрение личности.
2. Наука как отрасль духовной культуры и социальный институт.
3. Проблема соотношения естественнонаучной и гуманитарной культуры.
4. Понятие материи. Современные философско-научные представления о структуре, уровнях организации и свойствах материи.
5. Движение и взаимодействие. Основные формы движения. Изменение, развитие, становление – значение этих категорий в научном познании.
6. Философско-научные представления о пространстве и времени, их эволюция в истории. Пространственная и временная бесконечность в познании.
7. Естествознание как феномен духовной культуры.
8. Основные методологические концепции развития современного естествознания.
9. Основные научно-методологические системы и их развитие в современном естествознании.
10. Проблема метода в истории науки.
11. Перспективы естественнонаучного познания.
12. Социальная практика и познавательный процесс. Наука и производство.
13. Наука и техника в современном обществе. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Традиционная и техногенная цивилизация.
14. Проблема «человек-наука-техника». Технократизм и гуманизм. Характер ее разрешения в современном обществе.
15. Особенности компьютеризации научно-познавательной деятельности. Понятие виртуальной реальности и ее роль в познании.
16. Этические проблемы естествознания.
17. Научная революция как качественное преобразование основных понятий и теорий. Взаимосвязь научных и технических революций.
18. Роль европейской философии рационализма в становлении и развитии научного знания.
19. Сциентизма и антисциентизм в истории науки и современной культуре.
20. Проблема классификации наук. Взаимодействие наук как решающий фактор развития научного знания.
21. Основные методы познания в естественных и гуманитарных науках.
22. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.
23. Общая характеристика естествознания. Эпистемологические особенности естественнонаучного знания.
24. Фундаментальные науки, их особенности. Характер их связи с прикладными науками.
25. Специфика математического знания. Особенности его эпистемологического основания.
26. Эмпирические и теоретические методы естественнонаучного знания, их характеристика.
27. Историография естествознания: «донаучный» и «научный» этапы его развития.
28. Картина мира в античном естествознании. Естественнонаучные программы античности.
29. Средневековая наука и теология. Сущность и характерные черты средневековой картины мира.
30. Гуманизм и антропоцентризм культуры эпохи Возрождения как предпосылки современного естествознания. Естественнонаучные достижения эпохи Возрождения.
31. Специфика новоевропейской научной картины мира. Становление механики. Разработка экспериментального метода.
32. Физические и химические идеи эпохи Просвещения (представления об электрической и магнитной жидкостях, теплороде. флогистоне и т.п.).
33. Становление биологической науки. Разработка научной систематики живой природы в XVIII в.
34. Наука и техника ХIХ в. Великие естественнонаучные открытия, их мировоззренческое и культурологическое значение. Формирование технических наук. Разработка промышленной технологии. Становление диалектической методологии научного познания.
35. Особенности методологии развития классического естествознания и ее кризис на рубеже ХIХ-ХХ вв. Своеобразие «научной революции» в естествознании этого периода.
36. Общая характеристика неклассического естествознания. Его характерные методологические особенности. Принцип дополнительности и его мировоззренческое значение.
37. Социальная детерминация естественнонаучного знания в середине ХХ в. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества в условиях научно-технического прогресса.
38. Естествознание и гуманизм.
39. Социально-гуманитарные последствия научно-технической революции ХХ в.
40. Феномен математического постижения действительности. Роль математики в современном естествознании.
41. Философско-методологические проблемы математизации науки.
42. Философские проблемы физики: сущность, специфика, функции.
43. Физика в системе естественнонаучного знания.
44. Проблемы детерминизма и индетерминизма в физике..
45. Концепция «расширяющейся» Вселенной: современные дискуссии.
46. Философские проблемы технических наук: предмет, сущность, основные проблемы.
47. Взаимоотношение науки и техники: единство, автономность и основные концепции.
48. Философские проблемы информатики.
49. Специфика философии химии. Взаимосвязь химии с другими науками;
50. Концептуальные системы химии, их эволюция.
51. Физикализация химии: этапы, тенденции, проблемы.
52. Развитие представлений о биосфере и ноосфере.
53. География и экология. Географические аспекты современных экологических проблем.
54. Предмет философии биологии и его эволюция, место и роль биологии в системе научного познания.
55. Понятие жизни и проблема ее происхождения в современной философии. Многообразие подходов к определению феномена «жизни».
56. Принципы развития в биологии, проблема биологического процесса.
57. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Эволюционная этика: ее сущность и проблематика.
58. Проблема системной организации в биологии. Проблема детерминизма в биологии.
59. Влияние современных биологических исследований на культуру. Биоэтика, ее сущность и проблематика.
60. Предмет экофилософии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры.
61. Предмет и задачи социальной экологии.
62. Экологические императивы современной культуры. Сущность современного экологического кризиса и пути его преодоления.
63. Предмет философии медицины, ее цели, задачи и основные проблемы.
64. Философские проблемы медицины. Системный подход в медицине. Медицина и социально-биологические проблемы. .
65. Формирование культа научного разума и сциентистского мировоззрения в эпоху Просвещения.
66. Постнеклассическая наука, ее сущность и общие принципы.
67. Становление неклассической научной парадигмы. Теория относительности, квантовая механика и их научно-философское значение.
68. Синергетическая концепция современного естествознания и ее фундаментальное методологическое значение.
69. Глобальный эволюционизм и идея коэволюции природы и человечества.
70. Этика ученого. Этос современного научного знания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ:
1. Виднейшие представители эллинистической науки:
а) Парменид, Эмпедокл, Антисфен;
б) Апполоний, Евклид, Архимед:
в) Гиппократ, Гераклит, Демокрит
2. Какую концепцию соотношения философии и естествознания выражает формула: «Философия – наука наук»:
а) натурфилософскую;
б) позитивистскую;
в) антиинтеракционистскую;
г) диалектическую
3. Какую концепцию соотношения философии и естествознания выражает формула: «Наука – сама себе философия»:
а) натурфилософскую;
б) позитивистскую;
в) антиинтеракционистскую;
г) диалектическую
4. В каком веке произошла научная революция, положившая начало современной науке:
а) в IV в. до н. э.;
б) в ХIV в.;
в) в XVII в.;
г) в XX в.
5. Наука Нового времени была нацелена на поиск:
а) субстанциальных основ всех явлений и процессов;
б) смысла всех вещей и процессов;
в) функциональных зависимостей вещей и процессов
6. С именем какого ученого связано начало процесса формирования современной естественнонаучной парадигмы:
а) Кеплера;
б) Фарадея;
в) Коперника;
д) аль-Газали.
7. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем:
а) аттрактор, бифуркация, диссипация;
б) сублимация, детерминация;
в) аннигиляция, фрагментация.
8. Кто автор термина «синергетика»:
а). Стенгерс;
б) Хакен;
в) Шредингер;
г) Пригожин
9. Как называется наука, исследующая процессы космической эволюции:
а) космогония;
б) космология;
в) астрология;
г) астрономия
10 Наука, применяющая знания о живой природе для решения инженерных задач, называется:
а) механикой;
б) информатикой;
в) бионикой;
г) герменевтикой
11. Какой мыслитель был родоначальником атомистической теории?
а) Анаксимен;
б) Анаксагор;
в) Левкипп;
г) Гераклит
12. Наука как особый вид духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности;
б) средневековья;
в) Возрождения;
г) Нового времени.
13. Кто из перечисленных философов признавал решающую роль познания в человеческой жизнедеятельности?
а) Кант;
б) Бергсон;
в) Ницше;
г) Фрейд.
14. Кто из перечисленных философов отрицал решающую роль познания в человеческой деятельности?
а) Кант;
б) Гегель;
в) Ницше;
г) Ясперс
15. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании субъекта;
г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний
16. Для какой исторической эпохи характерна натурфилософская картина мира:
а) Античность;
б) Возрождение;
в) Новое время;
г) Просвещение
17. Для какой исторической эпохи характерна механистическая картина мира:
а) Возрождение;
б) Новое время;
в) Просвещение;
г) современная эпоха
18.Какому ученому принадлежит идея универсального эволюционизма?
а) В.И.Вернадскому;
б) И. Пригожину;
в) А.Эйнштейну;
г) С. Хокингу
19.Представления И. Ньютона о пространстве-времени отражают какую концепцию?
а) динамическую;
б) статическую;
в) субстанциальную;
г) реляционную
18. Кризис идеи механицизма связан с открытиями в:
а) XVII-XVIII в.;
б) XIX-XX в.;
в) XIV-XV в.;
г) IX-XII в.
19. Дискретный – это:
а) непрерывный;
б) упорядоченный;
в) прерывный, состоящий из отдельных частей;
г) бесконечный
20. Кто из античных мыслителей считал числовые отношения ключом к пониманию мироустройства?
а) Фалес;
б) Архимед;
в) Пифагор;
г) Аристотель.
21. Кто из античных мыслителей является основоположником логики?
а) Зенон;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель.
22. Кто был изобретателем печатного станка в Европе?
а) Н.Кузанский;
б) И.Гутенберг;
в) У.фон Гуттен;
г) Т.Кампанелла.
23. Кто был автором гелиоцентрической системы?
а) Г.Галилей;
б) Н.Коперник;
в) Д.Бруно;
г) И.Кеплер.
24. Какой ученый открыл принцип инерции?
а) Г.Галилей;
б) И.Кеплер;
в) И.Ньютон;
г) Н.Коперник.
25. Какой ученый разработал классическую механику как целостную систему знаний?
а) Г.Галилей;
б) И.Кеплер;
в) И.Ньютон;
г) Н.Коперник.
26. Кто был создателем электродинамики?
а) И.Ньютон;
б) Д.Максвелл;
в) Ч.Лайель;
г) Б.Паскаль.
29. .Какой ученый первым открыл принцип эволюции живой природы?
а) Ж.Кювье;
б) Ч.Дарвин;
в) Ж.Б.Ламарк;
г) Ч.Лайель.
30. Какой ученый открыл материальные факторы, причины и движущие силы эволюции органического мира?
а) Ж.Кювье;
б) Ч.Дарвин;
в) Ж.Б.Ламарк;
г) Ч.Лайель.
31. Кто был создателем теории клетки?
а) Ч.Лайель;
б) Ж.Кювье;
в) Т.Шванн;
г) М.Планк.
32. Кто открыл закон сохранения и превращения энергии?
а) М.Фарадей;
б) А.-М. Ампер;
в) Ю.Майер;
г) Г.Ом.
33.Кто открыл электрон?
а) М.Планк;
б) Э.Резерфорд;
в) Д.Томсон;
г) М.и П.Кюри.
34. Кто был создателем специальной и общей теории относительности?
а) М.Борн;
б) В.Гейзенберг;
в) А.Эйнштейн;
г) Н. Бор
35. Кто был разработчиком концепции ноосферы?
а) В.В.Докучаев;
б) В.И.Вернадский;
в) Н.Ф. Федоров;
г) Л.М.Мечников.
36. Какой ученый открыл законы наследственности?
а) Ф.Крик;
б) М.Уилкинс;
в) Г.Мендель;
г) К.Лоренц.
37. Основателем биологической науки является:
а) Гераклит;
б) Левкипп;
в) Демокрит;
г) Аристотель
38. Естествознание – это:
а) совокупность наук о мире;
б) совокупность наук о земной коре;
в) совокупность наук о природе;
г) совокупность наук о веществе
39. Основателем рационализма, сторонником дедуктивного метода познания был:
а) Ф. Бэкон;
б) Р. Декарт;
в) Б. Спиноза;
г) И. Кант
40. Термин «биосфера» первым ввел в научный оборот:
а) Э. Зюсс;
б) В.И. Вернадский;
в) Т. де Шарден;
г) А.Л. Чижевский.
41. Ноосфера - это:
а) сфера распространения жизни на Земле;
б) сфера, включающая все экосистемы;
в) сфера господства техники;
г) сфера господства разума.
42. Индукция — это понятие, означающее в философии:
а) метод психологического воздействия;
б) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;
в) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;
г) метод всеобщего познания.
43. Рационализм — это понятие, означающее в философии:
а) область математики;
б) научное знание вообще;
в) теоретическое познание, основанное на разуме;
г) опытное знание.
44. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:
а) Бэкон;
б) Декарт;
в) Спиноза;
г) Лейбниц.
45. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
а) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
б) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;
в) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
г) сознание — божественный дар человеку.
46. Что означает время как философская категория:
а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;
б) время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
в) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;
г) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
47. Что характеризует пространство как философскую категорию:
а) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;
б) пространство — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;
в) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;
г) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.
48. Бифуркация – это:
а) соединение в единое целое частей;
б) распад сложных веществ на простые, сопровождающийся освобождением энергии;
в) разветвление в траектории движения системы в определенной точке;
г) способность атома к образованию химических связей
49. Что такое метафизика:
а) другое название философии;
б) отрицание развития;
в) признание развития за счет внешнего толчка;
г) теоретическая физика.
50. Автором теории катастроф был:
а) Ж.Б. Ламарк;
б) Ч. Лайель;
в) Ж. Кювье;
г) Ч. Дарвин
51. Что такое система:
а) рядоположенность предметов любой природы;
б) порядок в расположении предметов одного типа;
в) любая совокупность элементов;
г) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
52. Кибернетика – это:
а) система операций, последовательно применяемых по определенным правилам;
б) наука об общих принципах управления ;
в) наука, исследующая нелинейные системы, их самоорганизацию;
г) наука о формах и правилах мышления
53. Природа – это:
а) географическая среда;
б) все явления, процессы в мире;
в) естественная среда обитания человека;
г) материя
54. Что такое «экологический императив»:
а) нравственный закон;
б) изучение глобальных моделей развития человечества;
в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;
г) золотое правило нравственности.
55. Глобальные проблемы современности – это проблемы:
а) связанные с политической деятельностью человека;
б) от решения которых зависит путь развития цивилизации;
в) от решения которых зависит существование цивилизации;
г) связанные с кризисом духовной культуры
56. Что означает термин «коэволюция»:
а) взаимодействие индивида и общества;
б) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;
в) современная теория эволюции;
г) синоним эволюционного подхода.
57. Основное различие между естественнонаучной и гуманитарной культурами проявляется в:
а) отношении к знанию;
б) отношении к природе;
в) отношении к методам исследования;
г) трактовке их подхода к основным функциям науки
58. К глобальным проблемам современности относится:
а) вырубка тропических лесов;
б) демографическая проблема;
3) социальное неравенство;
г) освоение мирового океана и космического пространства
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
1. 100 лет квантовой теории: История. Физика. Философия. М., 2002.
2. Адо, П. Плотин, или простота взгляда / П. Адо ;перевод Е.Штофф. Pierre Hadot. Plotin ou la simplicité du regard. Paris, 1989. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. – 312 с.
3. Акчурин, И. А. Математизация как принцип единства физических теорий / И. А. Акчурин ; Отв. ред. Н.Ф. Овчинников и Б.М. Кедров // Методологические принципы физики. - М.: Наука, 1975. - С. 204-224
4. Алексеева, И. А. Идея интеллектуальной технологии / И. А. Алексеева // Традиционная и современная технология (философский анализ). - М., 1998. – С. 56-73.
5. Алексеева, И. А. Человеческое знание и его компьютерный образ. / И. А. Алексеева. - М.: Наука, 1992. – 204 с.
6. Андронов, А. А. Теория колебаний / А. А Андронов, А. Л Витт, С. Э Хайкин. - М: Физматгиз, 1959. – 156 с.
7. Аристотель Метафизика / Аристотель. - М.; Л., 1934.
8. Арнольд, В. И. Математика и физика: родитель и дитя или сестра / В. И. Арнольд // Успехи физических наук. - 1999. - № 12. - С. 1311-1323
9. Аронов, Р. А. Пифагорейский синдром в науке и философии / Р. А. Аронов // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 134-146
10. Аршинов, В. Событие и смысл в синергетическом измерении / В. Аршинов // Событие и смысл. Синергетический опыт языка. - М.: ИФРАН, 1999. – С. 112-122 с.
11. Аршинов, В. И. Гражданское общество как проблема коммуникативного действия / В. И. Аршинов, П. Г. Савичева // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 86-96 с.
12. Ахутин, А. В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) / А. В. Ахутин. - М.: Наука, 1976. – 220 с.
13. Баженов, Л. Б. Философия естествознания. / Л. Б. Баженов [и др.]; Вып. 1. - М.: Изд-во полит, лит., 1966. – 280 с.
14. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. - М.: NOTA BENE, 2000. - 576 с.
15. Берков, В. Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие / В. Ф. Берков. – М.: Новое знание, 2004. -336с.
16. Биогеография: учеб. пособие для вузов / Г. М. Абдурахманов [и др.]; под ред. Г. М. Абдурахманова. – М.: Академия, 2003. -480с.
17. Биологическая химия: учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Филиппович [и др.]; под. ред. Н. И. Ковалевский. – М.: Академия, 2005. -256с.
18. Биология: учебник для вузов / В. Н. Ярыгин [и др.]; под. ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2004. - 334с.
19. Биотехнология: учеб. для вузов / И. В. Тихонов [и др.]; под ред. Е. С. Воронина. – СПб.: ГИОРД, 2005. - 792с.
20. Блехман, И. И. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов / И. И. Блехман, А. Д. Мышкис, Н. Г. Пановко. - Киев: Наукова думка, 1976. – 336 с.
21. Боголюбов, Н. Н. Проблемы динамической теории в статистической физике / Н. Н. Боголюбов. - М.; Л.: Гостехиздат, 1946. – 248 с.
22. Бондарь, А. В. Основоположения и главные проблемы социальной философии техники инженериата / А. В. Бондарь. - Хабаровск, 2001. – 186 с.
23. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1978. - 575 с.
24. Дильс, Г. Античная техника / Г. Дильс. - М. -Л.: ОНТИ-ГТТИ, 1934. – 98 с.
25. Борн, М. Физика в жизни моего поколения: сборник статей / Борн М.; Под ред. и с послесл.С. Г.Суворова. - М.: Иностранная литература, 1963. – 386 с.
26. Бряник, Н. В. Введение в современную теорию познания: учеб. пособие / Н. В. Бряник.-М.: Академический Проект, 2003.- 288 с.
27. Бучило, Н. Ф. История и философия науки: учеб. пособие/ Н.Ф. Бучило, И. А. Исаев. – М.: Проспект, 2009.- 432 с.
28. Вавилов, С. И. Старая и новая физика / С. И. Вавилов // История и методология естественных наук. Вып. III. Физика. - М.: Изд-во МГУ, 1965. С. 3—12.
29. Вайнберг, С. Мечты об окончательной теории: физика в поисках самых фундаментальных законов природы / С. Вайнберг. - М.: УРСС, 2004. – 224 с.
30. Вартофский, М. Модели. Репрезентации и научное понимание / М. Вартофский. - М.: Прогресс, 1988. – 508 с.
31. Василькова, В. В. Синергетика и социологический эволюционизм / В. В. Василькова // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М: Прогресс-Традиция, 2003. – С.
32. Вигнер, Е. Инвариантность и законы сохранения / Е. Вигнер // Этюды о симметрии. - М.: УРСС, 2002. – С. 24-44.
33. Вигнер, Е. Этюды о симметрии / Е. Вигнер. - М.: УРСС, 2002. – 346 с.
34. Визгин, В. П. «Догмат веры» физика-теоретика: «предустановленная гармония между чистой математикой и физикой» / В. П. Визгин; Отв. ред. E.H. Молодцова // Проблема знания в истории науки и культуры. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 123—141.
35. Визгин, В. П. Математика в классической физике / В. П. Визгин // Физика XIX—XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XIX века. - М.: Наука, 1995. – С. 98-112.
36. Визгин, В. П. «Эрлангенская программа» и физика / В. П. Визгин. - М.: Наука, 1975. – 340 с.
37. Визгин, В. П. Единые теории в первой трети XX в. / В. П. Визгин. - М.: Наука, 1985. – 224 с.
38. Визгин, В. П. Математика в квантово-релятивистской революции / В. П. Визгин // Физика XIX—XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XX в. - М.: Янус-К, 1997. - С. 7-30.
39. Визгин, В. П. Между математикой и физикой: продолжающаяся дискусия / В. П. Визгин // Историко-математические исследования. Вторая серия. Вып. 5 (4). - М.: Янус-К, 2000. - С. 361-369.
40. Визгин, В. П. Развитие взаимосвязи принципов инвариантности с законами сохранения в классической физике / В. П. Визгин. М.: Наука, 1972. – 224 с.
41. Визгин, В. П. Размышления о методологических принципах физики / В. П. Визгин // Философия науки в историческом контексте. - СПб.: РХГИ; ИД. СпбГУ, 2003. - С. 293-311.
42. Гайденко, П. П. Античный и новоевропейский типы рациональности: физика Аристотеля и механика Галилея / П. П. Гайденко // Рациональность на перепутье. Кн. 2. - М.: Наука, 1999. - С. 29-64.
43. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ / П. П. Гайденко. – М.: Наука, 1980. – 504 с.
44. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.) / П. П. Гайденко. – М.: Наука, 1987. - 448 с.
45. Галилей Галилео. Избранные труды / Галилео Галилей. - Т. II. - М.: Наука, 1964.
46. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое / В. Гейзенберг. - М.: Наука, 1989. - 400 с.
47. Гейзенберг, В. Что такое «понимание» в теоретической физике / В. Гейзенберг // Природа. - 1971. - № 4. - С. 75-77.
48. Гейзенберг, В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. - М: Прогресс, 1987. – 166 с.
49. Гильберт, Д. Математические проблемы / Д. Гильберт // Проблемы Гильберта / М.: Наука, 1969. - С. 11—64.
50. Голод, П. И. Математические основы теории симметрии / П. И. Голод, А. У. Климык. - М., Ижевск: РХД, 2001. – 320 с.
51. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук / В. Г. Горохов. - М.: Высшая школа, 2007.- 395 с.
52. Григорьян, А. Г. Очерки развития основных понятий механики / А. Г. Григорьян, В. П. Зубов. - М.: Наука, 1962. – 224 с.
53. Гуманитарные исследования в Интернете: [сб. науч. ст.] / под ред. Войскунского А. Е. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 431 c
54. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М: Логос, 2000. – 320 с.
55. Дайсон, Ф. Математика в физических науках / Ф. Дайсон // Математика в современном мире. М.: Мир, 1967. - С. 111—128.
56. Данилов, Ю. А. Роль и место синергетики в современной науке / Ю. А. Данилов // Онтология и эпистемология синергетики. - М: ИФРАН, 1997. – С. 56-78.
57. Данилов, Ю. А., Кадомцев Б. Б. Что такое синергетика? / Ю. А. Данилов, Б. Б. Кадомцев // Нелинейные волны. Самоорганизация. – М.: Наука, 1983. – С. 21-32.
58. Де Грот С. Неравновесная термодинамика / С. Де Грот, П. Мазур. - М.: Мир, 1963. – 448 с.
59. Дирак, П. Эволюция физической картины природы / П. Дирак // Элементарные частицы: над чем думают физики. / П. Дирак. - М.: Физматгиз, 1965. - С. 123—139.
60. Дэвис, П. Суперсила / П. Дэвис. – М.: МИР, 1989. – 272 с.
61. Ивин, А. А. Современная философия науки. /А. А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005. -375 с.
62. История и философия науки: Учеб. пособие для аспирантов / Под ред. А. С. Мамзина. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
63. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 468 с.
64. История советского атомного проекта: Документы, воспоминания, исследования. Вып. 1. - М.: Янус, 1998. – 437 с.
65. Кальотти, Д. От восприятия к мысли / Д. Кальотти. - М.: Мир, 1998. – 320 с.
66. Канке, В. А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.А. Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 328 с.
67. Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. – М.: Наука, 1997. – 386 с.
68. Карнап, Р. Философские основания физики / Р. Карнап. - М., Прогресс, 1972. - 390 с.
69. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс.- Москва: ГУ Высшая школа экономики, 2001.- 608 с
70. Кастельс, Э. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Э. Кастельс. - М.: Academia,1999. - 568 с.
71. Квантовый компьютер и квантовые вычисления. – Ижевск: РХД, 1999. – 320 с.
72. Келле, В. Ж. Наука как компонент социальной системы / В. Ж. Келле. – М.: Наука, 1988. – 290 с.
73. Кибернетика. Становление информатики. - М.: Наука, 1986. - 190 с.
74. Клайн, М. Математика. Поиск истины / М. Клайн. - М.: Мир, 1988. – 190 с.
75. Козырев, Н. А. Время как физическое явление / Н. А. Козырев // Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. - Рига: ЛГУ, 1982. - С. 50—72.
76. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М.: Наука, 1994. – 410 с.
77. Котенко, В. П. История и философия классической науки: Учеб. пособие / В. П. Котенко. – М.: Академический Проект, 2005. -480с.
78. Котина, С. В. Наука & Красота / С. В. Котина. - М.: МФТИ, 2004. – 168 с.
79. Котина, С. В. Поиск красоты: Роль эстетических ориентации в формирующейся научной теории / С. В. Котина. - М.: Вестком, 2002. – 180 с.
80. Кохановский, В. П. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский. -3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608с.
81. Крылов, Н. С. Работы по обоснованию статистической механики / Н. С. Крылов. - М.; Л.: АН СССР, 1950. – 350 с.
82. Кузнецова, Н. И. Проблема возникновения науки // Философия и методология наук. - М.: Аспект Пресс, 1996 - 310 с.
83. Кулаков, Ю. И. Введение в теорию физических структур и бинарную геометрофизику / Ю. И. Кулаков, Ю. С. Владимиров, А. В. Карнаухов. - М.: Архимед, 1992. – 270 с.
84. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. — М.: «Медиум», 1995. - 524 с
85. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: ACT, 2001. – 320 с.
86. Ландау, Л. Д. Теоретическая физика: В 10 т. / Л. Д. Ландау, И. М. Лифшиц. - М.: Наука, 1965-1987.
87. Латыпов, Н. Н. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная / Н. Н. Лапытов, В. А. Бейлин, Г. М. Верешков. - М., Издательство МГУ, 2001. - 231 с
88. Лебедев, С. А. Философия науки: словарь основных терминов / С. А. Лебедев. - М.: Академический Проект, 2004. - 436 с.
89. Левин, В. Г. Курс теоретической физики: В 2 т. / В. Г. Левин. - М.: Наука, 1969.
90. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М, АЛЕТЕЙЯ, 1998. – 280 с.
91. Липкин, А. И. Место 4-мерного пространства-времени в теории относительности Эйнштейна. Методологический анализ / А. И. Липкин // Актуальные вопросы современного естествознания. Нальчик, 2006. Вып 4. - С. 19—26.
92. Липкин, А. И. Основания современного естествознания: Модельный взгляд на физику, синергетику, химию / А. И. Липкин. - М.: Вузовская книга, 2001. – 410 с.
93. Липкин, А. И. Применение постпозитивистских моделей науки к анализу подраздела физики / А. И. Липкин // Труды XLVIII научной конференции МФТИ. Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук. 4. IX. Факультет гуманитарных наук. - М.: Долгопрудный, 2005 - С. 10—12.
94. Лось, В. А. История и философия науки. Основы курса: учеб. пособие / В. А. Лось. -М.: Дашков и К, 2006. -389с.
95. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. – М.: Наука, 1998. – 322 с.
96. Маркс, К. Сочинения. 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М, 1960.
97. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. - М, Лабиринт, 1994. – 336 с.
98. Мандельштам, Л. И. Лекции по колебаниям / Л. И. Мандельштам. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 200 с.
99. Мандельштам, Л. И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике / Л. И. Мандельштам. - М.: Наука, 1972. – 228 с.
100. Манин, Ю. И. Математика и физика / Ю. И. Манин. - М.: Знание, 1979. – 330 с.
101. Математика и опыт / Под ред. А.Г. Барабашева. М.: Изд-во МГУ, 2002. - 624 с.
102. Мейдер В.А. Философские проблемы математики: математика как наука гуманитарная: учебное пособие по курсу "История и философия науки" для аспирантов и соискателей. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2006.
103. Мелюхин, И. С. Информационное Общество: истоки, проблемы тенденции раз вития / И. С. Мелюхин. — М.: Изд во Моск. ун та, 1999. — 208 с.
104. Неретина, С. С. Марионетка из рая // Традиционная и современная технология / С. С. Неретина. - М.: ИФ РАН, 1999.
105. Неструев, Дж. Гладкие многообразия и наблюдаемые / Дж. Неструев. - М.: МЦНМО, 2000. – 212 с.
106. Никифоров, А. Л. От формальной логики к истории науки / А. Л. Никифоров. - М.: Наука, 1983. – 330 с.
107. Никифоров, А. Л. Философия науки: История и методология / А. Л. Никифоров. - М.: Наука, 1998. – 412 с.
108. Овчинников, Н. Ф. Принципы теоретизации знания / Н. Ф. Овчинников. - М.: Агро-принт, 1996. – 348 с.
109. Огурцов, А. Л. Философия науки эпохи Просвещения / А. Л. Огурцов. - М.: ИФРАН, 1993. – 340 с.
110. Розин, В. М. Философия техники / В. М. Розин. - М.: Наука, 2001. – 330 с.
111. Розин, В. М. Теория культуры / В. М. Розин. - М.: Наука, 2004. – 340 с.
112. От глиняной таблички — к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья: Учебное пособие / Под ред. Т.Н. Матулис. - М.: Изд-во РУДН, 1998. – 348 с.
113. Патнэм, X. Разум, истина и история / Х. Патнэм. - М.: Праксис, 2002. – 228 с.
114. Пенроуз, Р. Большое, малое и человеческий разум / Р. Пенроуз, А. Шимони, Н. Картрайт. - М.: Мир, 2004. – 188 с.
115. Погребысский, И. Б. Математические структуры и физические теории (От Архимеда до Лагранжа) / И. Б. Погребысский // Вопросы истории естествознания и техники. – 1970. - Вып. 2 (31). - С. 24-29
116. Погребысский, К. Б. От Лагранжа к Эйнштейну / И. Б. Погребысский. - М.: Янус, 1996. – 288 с.
117. Полак, Л. С. Вариационные принципы механики, их развитие и применение в физике / Л. С. Полак. - М.: Физматгиз, 1960. – 440 с.
118. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. - М.: Прогресс,1985. - 343 с
119. Поппер, К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук / К. Поппер. - М.: Эдиториал УРСС, 2008. – 360 с.
120. Пригожин, И. От существующего к возникающему / И. Пригожин. - М.: Наука, 1985. – 330 с.
121. Пригожин, И. Переоткрытие времени / И. Пригожин // Вопросы философии. - 1989. - № 8. - С. 3-19
122. Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. – 1991. - № 6. - С. 46-57
123. Пригожин, И.