Тема 2.12 Социальное прогнозирование. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

I.Задания для самостоятельной работы

1. Выясните, какова роль прогнозирования в историческом творчестве людей.

2. Установите, какие существуют виды социальных прогнозов.

3. Определите понятие «глобальные проблемы человечества» и отличите его от понятия «общечеловеческие проблемы».

4. Опираясь на рекомендованную литературу, выявите каковы глобальные проблемы современности и основания их классификации проблем человечества.

5. Рассмотрите возможные пути решения глобальных проблем человечества.

II.Рекомендации по выполнению заданий

Люди всегда стремились «заглянуть за линию горизонта», узнать, что ожидает их в будущем. Это желание обусловлено тем, что знание того, что произойдет в будущем, позволяет либо ускорить его наступление, если оно принесет пользу, либо не допустить (если это возможно) того, что окажет на жизнь людей негативное воздействие, но в любом случае заранее подготовиться к нему. Однако, если до возникновения науки для того, чтобы постичь будущее люди прибегали к гаданиям, обращениям к оракулам и другим экзотическим средствам (которые не канули в лету и в наше время), то с появлением науки с ее способностью постигать закономерности и тенденции развития общества в целом или тех или иных сторон общественной жизни степень точности социального прогнозирования значительно возросла. Появилась целая отрасль социально-гуманитарного знания – футурология, - которая, опираясь на специально разработанные методы, такие как: экстраполяция, исторические аналогии, метод сценариев, компьютерное моделирование и др., пытается выработать обоснованные предсказания о том, какие изменения смогут произойти в общественной жизни в ближайшей или более отдаленной перспективе. Ознакомитесь с этими методами, а так же с тем, какие основные социальные прогнозы делаются различными представителями и школами футурологии.

Разумеется, поскольку общественная жизнь является объектом колоссальной сложности и на нее оказывает влияние настолько большое количество факторов, что «просчитать» и «взвесить» их все невозможно, то социально-прогностическое знание обречено на то, чтобы всегда носить вероятностный характер. Указывая на этот несомненный факт, некоторые философы и социальные мыслители (например, современный английский философ К. Поппер) считают, что наука вообще не должна заниматься предвиденьем будущего. Проанализируйте эту позицию и попытайтесь сформулировать свою собственную.

В заключение рассмотрите некоторые глобальные проблемы современности и выясните, какое воздействие они оказывают на настоящее и будущее человечества.

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 523-526.

Дополнительная литература

1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.

2. Альтернативные цивилизации. - М., 2000.

3. Афанасьев С. А. Будущее общества.- М., 2000.

4. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998.

5. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?//Вопросы философии. - 2002. - № 5.

6. Бутенко А. П. Глобализация: сущность и современные проблемы//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 3.

7. Оленьев В. В., Федотов А. П. Глобалистика на пороге ХХ века//Вопросы философии. – 2003. - № 4.

8. Туреев В. М. Глобальные проблемы современности. – М., 2001.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое социальное прогнозирование и какую роль оно играет в историческом творчестве людей?

2. Какие существуют виды прогнозов?

3. С какими объективными и субъективными трудностями сталкивается прогнозирование будущего?

4. Какие проблемы являются глобальными и почему?

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (ЭССЕ)

1. Религия и философия. Особенности религиозной философии.

2. Моральное сознание и нравственность.

3. Моральные ценности: преходящее и вечное; групповое и общечеловеческое.

4. Функции морали в жизни общества и личности.

5. Мораль и право.

6. Мораль и религия

7. Мораль и философия. Этика - философское учение о морали.

8. Мораль и наука. Этические нормы и ценности науки.

9. Объективное и субъективное в историческом творчестве людей.

10. «Формационный» и «цивилизационный» подходы к изучению все­мирно-исторического процесса.

11. Роль личностей и народных масс в истории.

12. Революционные и эволюционные изменения в обществе, их соотношение.

13. Общественное развитие: диалектика прогрессивного и регрессивного.

14. Философия истории в поисках смысла истории.

15. Социальное прогнозирование, его задачи, методы и трудности.

16. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.

2. Социально-исторические условия возникновения философии.

3. Состав и структура философского знания.

4. Методы философского познания.

5. Социальные функции философии.

6. Философия и мифология.

7. Философия Демокрита.

8. Софисты и Сократ.

9. Онтология Платона.

10. Гносеология Платона.

11. Учение Платона об идеальном государстве.

12. Онтология Аристотеля.

13. Гносеология и логика Аристотеля.

14. Социально-политические взгляды Аристотеля.

15. Теоцентризм средневековой философии.

16. Духовная эволюция А. Августина.

17. П. Абеляр о нравственности христианина.

18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.

19. Ф. Аквинский - классик схоластической философии.

20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.

21. Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении.

22. Рационализм Р. Декарта.

23. Гносеология Дж. Локка.

24. Социально-политические взгляды Т. Гоббса.

25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ.

26. Пантеизм Б. Спинозы.

27. Этика Б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости.

28. Философия Французского Просвещения XVIII века.

29. Гносеология И. Канта

30. Этическое учение И Канта.

31. Логическое учение Г. Гегеля.

32. Философия истории Г. Гегеля.

33. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

34. Л Фейербах как критик христианства.

35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз?

36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории.

37. Вклад В. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии.

38. Основные идеи позитивизма.

39. Основные идеи прагматизма.

40. Философия А. Шопенгауэра.

41. Философия Ф. Ницше.

42. Феноменология Э. Гуссерля.

43. Ж.-П. Сартр и проблема свободы.

44. Проблема смысла жизни в философии А. Камю.

45. Э. Фромм: «иметь или быть?».

46. Теория цивилизаций А. Шпенглера.

47. К. Ясперс о смысле истории.

48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель.

49. Философские взгляды Н. Чернышевского.

50. Философия истории Л. Н. Толстого.

51. Метафизика «всеединства» В. Соловьева.

52. Персонализм Н. Бердяева.

53. Н. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.

54. 3. Фрейд о структуре человеческой психики.

55. Религиозная картина мира.

56. Натуральная философия как составная часть философского мировоззрения.

57. Современная научная картина мира.

58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании.

59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания.

60. Общество как сверхбиологическая реальность.

61. Гражданское общество и государство.

62. Культура и общество.

63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы.

64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли.

65. Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли.

66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода.

67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы.

68. Социально-экономическая структура общества.

69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.

70. Соотношение биологического и социального в человеке.

71. Личность и общество в историческом развитии.

72. Диалектика прав и обязанностей человека.

73. Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей.

74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении.

75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения.

76. Проблема сознания в философии.

77. Сознание и язык.

78. Проблема идеального.

79. Сознание и самосознание.

80.Сознание и бессознательное.

81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема.

82. Творческая активность сознания.

83. Загадочные явления человеческой психики и сознания.

84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению.

85. Идеология и ее социальные функции.

86. Специфика обыденного сознания.

87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании.

88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании.

89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли.

90. Интуиция и ее роль в познании.

91. Познание и понимание; основные проблемы герменевтики.

92. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Знание и ценности.

93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли.

94. Проблема природы категорий в истории философии.

95. Диалектико-материалистический метод мышления.

96. Диалектика качества и количества в бытии и в познании.

97. Диалектика содержания и формы в бытии и в познании.

98. Диалектика возможности и действительности в бытии и в познании.

99. Диалектика причины и следствия в бытии и в познании.

100. Диалектика необходимости и случайности в бытии и в познании.

101. Диалектика единичного и общего в бытии и в познании.

102. Диалектика абстрактного и конкретного в бытии и в познании.

103. Проблема противоречия в истории философской мысли.

104. Диалектическая и формальная логики.

105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм.

106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.

107. Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности.

108. Формы и методы научного познания.

109. Проблема, гипотеза и теория - формы бытия научного знания.

110. Методы эмпирического познания.

111. Методы теоретического познания.

112. Общенаучные методы познания.

113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь.

114. Наука и паранаука.

115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира.

116. Художественный образ и научное понятие.

117. Роль искусства в жизни общества и личности.

118. Искусство и философия.

119. Основные элементы религиозного системного комплекса.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Функции науки в жизни общества.

2. Наука и техника; основные этапы развития их взаимоотношения.

3. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция.

4. Сциентизм и антисциентизм.

5. Техницизм и технофобия.

6. Наука и философия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Мировоззрение, его тематика, уровни, виды и роль в жизни общества и личности.

2. Отражение природы в мифологии и религии.

3. взаимодействие духовной и экономической подсистем общества.

4. Чувственное познание и его формы.

5. Функции философии в жизни общества и личности.

6. Производственные отношения между людьми. Их элементы и структура.

7. Спекулятивная философия, ее проблематика и структура.

8. Движение как атрибут материального мира. Движение и покой.

9. Сознание личности и сознание общества; диалектика их взаимосвязи.

10. Проблема критериев истинности знания.

11. Основные черты спекулятивной философии и ее отличия от мифологии.

12. Проблема воспроизведения движения в знании.

13. Интуиция и ее роль в познании.

14. Природа - основа возникновения, существования и развития общества.

15. Воздействие общества на природу. Современный экологический кризис: причины, опасность, пути выхода.

16. Обыденное сознание и его специфика.

17. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Ценности, их виды и роль в жизни общества и личности.

18. Народонаселение и его характеристики. Демографическая структура общества и современные демографические проблемы.

19. Человеческая психика; место и роль в ней сознания и бессознательного.

20. Субъект и объект познания.

21. Научное и спекулятивно-философское мировоззрения; их тождество и различия.

22. Предпосылки сознания в неживой и живой природе.

23. Социально-исторические условия возникновения философии в Древней Греции.

24. Пространство и время как объективные формы бытия и субъективные формы человеческой чувственности.

25. Научная философия и ее отличия от философии спекулятивной.

26. Хозяйственная деятельность людей как системообразующая подсистема общества.

27. Современная семантика и этимология термина “философия”.

28. Сознание и познание. Проблема познаваемости мира.

29. Проблема крупномасштабного членения исторического процесса. Формации и цивилизации.

30. Категориальные формы познающего мышления; их трактовка в истории философии.

31. Метафизический и диалектический методы познания.

32. Антропосоциогенез, его основные этапы и факторы.

33. Массовое сознание и идеология; их взаимосвязь.

34. Рациональное познание и его формы.

35. Происхождение и сущность сознания.

36. Сознание и язык.

37. Идеальность сознания.

38. Способ материального производства как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений людей.

39. Социально-исторические условия возникновения и существования мифологии.

40. Особенности мифологического мировоззрения и его функции.

41. Специфика научного природоведения. Природа как материальная реальность.

42. Роль народных масс и личности в истории.

43. Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности. Проблема возникновения науки.

44. Эмпирический и теоретический уровни научного познания; их отличия и взаимосвязь.

45. Революционные и эволюционные изменения в обществе.

46. Вопрос об отношении сознания к бытию, его аспекты и статус в философии.

47. Общество как система, его подсистемы и структура.

48. Проблема направленности исторического развития.

49. Прогресс и регресс в истории, их критерии и соотношение.

50. Эмпирические, теоретические и общенаучные методы познания.

51. Производственное отношение людей к природе. Его элементы и структура.

52. Социальные функции науки. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

53. Глобальные проблемы современности и их влияние на будущее человечества.

54. Сознание и мозг человека. Психофизическая проблема.

55. Истина и заблуждение. Виды истины и причины заблуждений.

56. Понимание природы в спекулятивной философии.

57. Социальное прогнозирование, его методы и проблема его достоверности.

58. Наука и другие формы общественного сознания (искусство, религия, мораль).

59. Материализм и идеализм как философские направления.

60. Культура и общество. Функции культуры в жизни общества и личности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских (практических) занятий

Дисциплина: «Философия»

Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация выпускника: специалист

Авторы:

Константин Дмитриевич Скрипник

Андрей Николаевич Бурлуцкий

Владимир Михайлович Левин

Издано в авторской редакции

Наши рекомендации