Тема 2.12 Социальное прогнозирование. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
I.Задания для самостоятельной работы
1. Выясните, какова роль прогнозирования в историческом творчестве людей.
2. Установите, какие существуют виды социальных прогнозов.
3. Определите понятие «глобальные проблемы человечества» и отличите его от понятия «общечеловеческие проблемы».
4. Опираясь на рекомендованную литературу, выявите каковы глобальные проблемы современности и основания их классификации проблем человечества.
5. Рассмотрите возможные пути решения глобальных проблем человечества.
II.Рекомендации по выполнению заданий
Люди всегда стремились «заглянуть за линию горизонта», узнать, что ожидает их в будущем. Это желание обусловлено тем, что знание того, что произойдет в будущем, позволяет либо ускорить его наступление, если оно принесет пользу, либо не допустить (если это возможно) того, что окажет на жизнь людей негативное воздействие, но в любом случае заранее подготовиться к нему. Однако, если до возникновения науки для того, чтобы постичь будущее люди прибегали к гаданиям, обращениям к оракулам и другим экзотическим средствам (которые не канули в лету и в наше время), то с появлением науки с ее способностью постигать закономерности и тенденции развития общества в целом или тех или иных сторон общественной жизни степень точности социального прогнозирования значительно возросла. Появилась целая отрасль социально-гуманитарного знания – футурология, - которая, опираясь на специально разработанные методы, такие как: экстраполяция, исторические аналогии, метод сценариев, компьютерное моделирование и др., пытается выработать обоснованные предсказания о том, какие изменения смогут произойти в общественной жизни в ближайшей или более отдаленной перспективе. Ознакомитесь с этими методами, а так же с тем, какие основные социальные прогнозы делаются различными представителями и школами футурологии.
Разумеется, поскольку общественная жизнь является объектом колоссальной сложности и на нее оказывает влияние настолько большое количество факторов, что «просчитать» и «взвесить» их все невозможно, то социально-прогностическое знание обречено на то, чтобы всегда носить вероятностный характер. Указывая на этот несомненный факт, некоторые философы и социальные мыслители (например, современный английский философ К. Поппер) считают, что наука вообще не должна заниматься предвиденьем будущего. Проанализируйте эту позицию и попытайтесь сформулировать свою собственную.
В заключение рассмотрите некоторые глобальные проблемы современности и выясните, какое воздействие они оказывают на настоящее и будущее человечества.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 523-526.
Дополнительная литература
1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.
2. Альтернативные цивилизации. - М., 2000.
3. Афанасьев С. А. Будущее общества.- М., 2000.
4. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998.
5. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?//Вопросы философии. - 2002. - № 5.
6. Бутенко А. П. Глобализация: сущность и современные проблемы//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 3.
7. Оленьев В. В., Федотов А. П. Глобалистика на пороге ХХ века//Вопросы философии. – 2003. - № 4.
8. Туреев В. М. Глобальные проблемы современности. – М., 2001.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое социальное прогнозирование и какую роль оно играет в историческом творчестве людей?
2. Какие существуют виды прогнозов?
3. С какими объективными и субъективными трудностями сталкивается прогнозирование будущего?
4. Какие проблемы являются глобальными и почему?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ (ЭССЕ)
1. Религия и философия. Особенности религиозной философии.
2. Моральное сознание и нравственность.
3. Моральные ценности: преходящее и вечное; групповое и общечеловеческое.
4. Функции морали в жизни общества и личности.
5. Мораль и право.
6. Мораль и религия
7. Мораль и философия. Этика - философское учение о морали.
8. Мораль и наука. Этические нормы и ценности науки.
9. Объективное и субъективное в историческом творчестве людей.
10. «Формационный» и «цивилизационный» подходы к изучению всемирно-исторического процесса.
11. Роль личностей и народных масс в истории.
12. Революционные и эволюционные изменения в обществе, их соотношение.
13. Общественное развитие: диалектика прогрессивного и регрессивного.
14. Философия истории в поисках смысла истории.
15. Социальное прогнозирование, его задачи, методы и трудности.
16. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.
2. Социально-исторические условия возникновения философии.
3. Состав и структура философского знания.
4. Методы философского познания.
5. Социальные функции философии.
6. Философия и мифология.
7. Философия Демокрита.
8. Софисты и Сократ.
9. Онтология Платона.
10. Гносеология Платона.
11. Учение Платона об идеальном государстве.
12. Онтология Аристотеля.
13. Гносеология и логика Аристотеля.
14. Социально-политические взгляды Аристотеля.
15. Теоцентризм средневековой философии.
16. Духовная эволюция А. Августина.
17. П. Абеляр о нравственности христианина.
18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
19. Ф. Аквинский - классик схоластической философии.
20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
21. Ф. Бэкон. Учение об истине и заблуждении.
22. Рационализм Р. Декарта.
23. Гносеология Дж. Локка.
24. Социально-политические взгляды Т. Гоббса.
25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ.
26. Пантеизм Б. Спинозы.
27. Этика Б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости.
28. Философия Французского Просвещения XVIII века.
29. Гносеология И. Канта
30. Этическое учение И Канта.
31. Логическое учение Г. Гегеля.
32. Философия истории Г. Гегеля.
33. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
34. Л Фейербах как критик христианства.
35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз?
36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории.
37. Вклад В. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии.
38. Основные идеи позитивизма.
39. Основные идеи прагматизма.
40. Философия А. Шопенгауэра.
41. Философия Ф. Ницше.
42. Феноменология Э. Гуссерля.
43. Ж.-П. Сартр и проблема свободы.
44. Проблема смысла жизни в философии А. Камю.
45. Э. Фромм: «иметь или быть?».
46. Теория цивилизаций А. Шпенглера.
47. К. Ясперс о смысле истории.
48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель.
49. Философские взгляды Н. Чернышевского.
50. Философия истории Л. Н. Толстого.
51. Метафизика «всеединства» В. Соловьева.
52. Персонализм Н. Бердяева.
53. Н. Бердяев об истоках и смысле русского коммунизма.
54. 3. Фрейд о структуре человеческой психики.
55. Религиозная картина мира.
56. Натуральная философия как составная часть философского мировоззрения.
57. Современная научная картина мира.
58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании.
59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания.
60. Общество как сверхбиологическая реальность.
61. Гражданское общество и государство.
62. Культура и общество.
63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы.
64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли.
65. Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли.
66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода.
67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы.
68. Социально-экономическая структура общества.
69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.
70. Соотношение биологического и социального в человеке.
71. Личность и общество в историческом развитии.
72. Диалектика прав и обязанностей человека.
73. Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей.
74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении.
75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения.
76. Проблема сознания в философии.
77. Сознание и язык.
78. Проблема идеального.
79. Сознание и самосознание.
80.Сознание и бессознательное.
81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема.
82. Творческая активность сознания.
83. Загадочные явления человеческой психики и сознания.
84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению.
85. Идеология и ее социальные функции.
86. Специфика обыденного сознания.
87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании.
88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании.
89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли.
90. Интуиция и ее роль в познании.
91. Познание и понимание; основные проблемы герменевтики.
92. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Знание и ценности.
93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли.
94. Проблема природы категорий в истории философии.
95. Диалектико-материалистический метод мышления.
96. Диалектика качества и количества в бытии и в познании.
97. Диалектика содержания и формы в бытии и в познании.
98. Диалектика возможности и действительности в бытии и в познании.
99. Диалектика причины и следствия в бытии и в познании.
100. Диалектика необходимости и случайности в бытии и в познании.
101. Диалектика единичного и общего в бытии и в познании.
102. Диалектика абстрактного и конкретного в бытии и в познании.
103. Проблема противоречия в истории философской мысли.
104. Диалектическая и формальная логики.
105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм.
106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
107. Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности.
108. Формы и методы научного познания.
109. Проблема, гипотеза и теория - формы бытия научного знания.
110. Методы эмпирического познания.
111. Методы теоретического познания.
112. Общенаучные методы познания.
113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь.
114. Наука и паранаука.
115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира.
116. Художественный образ и научное понятие.
117. Роль искусства в жизни общества и личности.
118. Искусство и философия.
119. Основные элементы религиозного системного комплекса.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Функции науки в жизни общества.
2. Наука и техника; основные этапы развития их взаимоотношения.
3. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция.
4. Сциентизм и антисциентизм.
5. Техницизм и технофобия.
6. Наука и философия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его тематика, уровни, виды и роль в жизни общества и личности.
2. Отражение природы в мифологии и религии.
3. взаимодействие духовной и экономической подсистем общества.
4. Чувственное познание и его формы.
5. Функции философии в жизни общества и личности.
6. Производственные отношения между людьми. Их элементы и структура.
7. Спекулятивная философия, ее проблематика и структура.
8. Движение как атрибут материального мира. Движение и покой.
9. Сознание личности и сознание общества; диалектика их взаимосвязи.
10. Проблема критериев истинности знания.
11. Основные черты спекулятивной философии и ее отличия от мифологии.
12. Проблема воспроизведения движения в знании.
13. Интуиция и ее роль в познании.
14. Природа - основа возникновения, существования и развития общества.
15. Воздействие общества на природу. Современный экологический кризис: причины, опасность, пути выхода.
16. Обыденное сознание и его специфика.
17. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Ценности, их виды и роль в жизни общества и личности.
18. Народонаселение и его характеристики. Демографическая структура общества и современные демографические проблемы.
19. Человеческая психика; место и роль в ней сознания и бессознательного.
20. Субъект и объект познания.
21. Научное и спекулятивно-философское мировоззрения; их тождество и различия.
22. Предпосылки сознания в неживой и живой природе.
23. Социально-исторические условия возникновения философии в Древней Греции.
24. Пространство и время как объективные формы бытия и субъективные формы человеческой чувственности.
25. Научная философия и ее отличия от философии спекулятивной.
26. Хозяйственная деятельность людей как системообразующая подсистема общества.
27. Современная семантика и этимология термина “философия”.
28. Сознание и познание. Проблема познаваемости мира.
29. Проблема крупномасштабного членения исторического процесса. Формации и цивилизации.
30. Категориальные формы познающего мышления; их трактовка в истории философии.
31. Метафизический и диалектический методы познания.
32. Антропосоциогенез, его основные этапы и факторы.
33. Массовое сознание и идеология; их взаимосвязь.
34. Рациональное познание и его формы.
35. Происхождение и сущность сознания.
36. Сознание и язык.
37. Идеальность сознания.
38. Способ материального производства как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений людей.
39. Социально-исторические условия возникновения и существования мифологии.
40. Особенности мифологического мировоззрения и его функции.
41. Специфика научного природоведения. Природа как материальная реальность.
42. Роль народных масс и личности в истории.
43. Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности. Проблема возникновения науки.
44. Эмпирический и теоретический уровни научного познания; их отличия и взаимосвязь.
45. Революционные и эволюционные изменения в обществе.
46. Вопрос об отношении сознания к бытию, его аспекты и статус в философии.
47. Общество как система, его подсистемы и структура.
48. Проблема направленности исторического развития.
49. Прогресс и регресс в истории, их критерии и соотношение.
50. Эмпирические, теоретические и общенаучные методы познания.
51. Производственное отношение людей к природе. Его элементы и структура.
52. Социальные функции науки. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
53. Глобальные проблемы современности и их влияние на будущее человечества.
54. Сознание и мозг человека. Психофизическая проблема.
55. Истина и заблуждение. Виды истины и причины заблуждений.
56. Понимание природы в спекулятивной философии.
57. Социальное прогнозирование, его методы и проблема его достоверности.
58. Наука и другие формы общественного сознания (искусство, религия, мораль).
59. Материализм и идеализм как философские направления.
60. Культура и общество. Функции культуры в жизни общества и личности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: «Философия»
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция»
Квалификация выпускника: специалист
Авторы:
Константин Дмитриевич Скрипник
Андрей Николаевич Бурлуцкий
Владимир Михайлович Левин
Издано в авторской редакции