Оценка результатов испытания

Уточнив дату рождения ребенка, испытание начинают с тестов его возраста, причем первые месяцы до шести, превышающие целое количество лет, в счет при определении количества лет не идут; начиная с первых шести месяцев, прибавляют к возрасту испытуемого лишний год. Например, 8 лет 4 месяца считаются за 8 лет, 8 лет 6 месяцев – за 9 лет; испытание в первом случае начинают с тестов, предназначенных для детей восьмилетнего возраста, во втором – девятилетнего.

Испытуемый должен выполнить все задачи своего возраста; результат выполнения теста оценивается баллом (правильное исполнение) или «минусом» (неправильное выполнение), за исключением тех тестов, в которых задание касается верхних или нижних конечностей, где полный балл ставится только в тех случаях, если испытуемый выполнил задание для обеих конечностей. В случаях, когда задание выполнено частично (одна правая или одна левая конечность), ставится ½ балла.

При невыполнении испытуемым хотя бы одного теста своего возраста переходят к тестам более младшего возраста и так постепенно пускаются по шкале до тестов возраста, при решении которых испытуемый выполняет все задания. После этого переходят к тестам более старшего возраста, поднимаясь вверх по шкале до тех пор, пока испытуемый на одной из возрастных ступеней шкалы не даст вех минусов. Тест, оцениваемый ½ балла, считается выполненным, если в одной возрастной ступени оценка ½ балла встречается два раза, то, несмотря на выполнение всех тестов для данной возрастной ступени, следует переходить к тестам нижеследующей возрастной ступени, предлагая в таких случаях тесты лишь на невыполненные компоненты движения.

При подсчете результатов за основу берется тот год по шкале, на котором испытуемый выполняет все задания. К этому году прибавляется сумма баллов, полученных при выполнении тестов для других возрастных ступеней. Каждый балл равен двум месяцам, ½ балла – одному месяцу.

Регистрация результатов обследования

осуществляется по схеме:

Фамилия и имя испытуемого Возраст Дата исследования Диагноз Ф.И.О. исследователя
Тесты для возраста Номер теста Отметки исследователя Результат выполнения теста
       

Проба на пальцевый гнозис и праксис

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:

§ все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед.

§ 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак.

§ указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак.

§ 2-й, 3-й пальцы расположены в виде буквы Х

§ 2-й, 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак

§ 2-й, 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.

§ 2-й, 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы V, а 1-й, 4-й, 5-й собраны в кулак («зайчик»).

§ 1-й, 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

- поза не выполнена – 1 балл;

- поза воспроизведена неточно – 0,5 балла

- замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) – 1 балл;

- поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 секунд – 2 балла;

- поиск нужных движений продолжается более 30 секунд – 3 балла.

Выполнение этого теста в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела».

Исследование орального праксиса

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

1) улыбнуться;

2) надуть щеки;

3) сделать губы трубочкой (как при звуке «у»);

4) сделать губы как при звуке «о»;

5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);

6) высунуть язык лопаткой (широким);

7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;

8) опустить кончик языка и положить его на нижнюю губу;

9) поместить кончик языка в правый угол рта;

10) то же – в левый угол рта;

11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оценивается точность движений и способность переключаться.

Невозможность выполнить движение – 1 балл

Неточно выполненное движение 0,25 балла

Наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) – 0,5 балла за каждую пробу

Ассиметрично выполненные движения – 0,5 балла.

Нарушения при выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

комплекс кинезиологических упражнений
(развитие межполушарных связей, логического, творческого мышления)

Цель

Развитие межполушарной специализации.

Развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи

Развитие мелкой моторики.

Развитие комиссур (межполушарных связей).

Синхронизация работы полушарий.

Развитие способностей.

Развитие памяти, внимания.

Развитие речи.

Развитие мышления.

Устранение дислексии.

Продолжительность занятий – 20 – 25 мин.

Периодичность – ежедневно.

Время занятий – утро.

Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45 – 60 дней.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Комплекс № 1

Упражнения для развития мозолистого тела
(комиссур, межполушарных связей)
(8 недель)

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно, поочередно, последовательно – указательный, средний и т. д.

2. «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого меняется правая и левая рука в течение 6 – 8 смен позиций.

4.«Зеркальное рисование».Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

5. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Змейка». Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным пальцем. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Горизонтальная восьмерка».

1 – я, 2 – я неделя занятий. Упереться языком во рту в зубы, «стараться их вытолкнуть наружу». Расслабить язык. Повторить 10 раз.

Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторить 10 раз.

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Расслабить. Повторить 10 раз.

3,4,5,6 – я неделя занятий. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда – обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7 –я,8 –я неделя занятий. Одновременно с глазами следить за движением пальцев по траектории «горизонтальной восьмерки» хорошо выдвинутым изо рта языком.

Наши рекомендации