Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

1.Конфуцианство–др. философская школа, рассматривает человека как участника социальной жизни.

Основоположником является Конфуций,живший в 6-5 вв.. до н. э.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу и наоборот.

Золотое правилоповедения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Основополагающие принципы:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

• быть человечным.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества.

2.Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм.Его основателями были Шан Яни Хань Фэй. В III в. до н. э. легизм был официальной идеологией.

Основной вопрос как и в конфуцианстве: как управлять обществом?

Выступают за то, чтобы управлять путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизмаявляются:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

• интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны;

• необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• государство — главный регулирующий механизм, имеет право вмешиваться в экономику, личную жизнь.

ВОПРОС 43. Патристика: суть учения и основные представители.

Патристика - общее название литературы, написанной так называемыми отцами церкви. В теологии патристика является частью догматики, с которой она по преимуществу отождествляется. В истории философии это понятие используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от "язычников", евреев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится приспособиться к неоплатонизму и использовать его философские основы для обоснования христианства.
Крупнейшим христианским мыслителем был Аврелий Августин. "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве.
В своих произведениях он подверг страстному суждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал. В трактате, направленном против академиков, он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и других еретических учений. Помимо "Исповеди" к его главным трактатам относятся: "О троице", где систематизированы теологические воззрения, и "О граде божьем". Это главное произведение Августина, ибо содержит его историко-философские взгляды. В книгах указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, а не по вине христианства. Говорится о презренном язычестве и заблуждениях прежней философии. Также о противоположности между светской (дьявольской) державой и царством божьим, воплощением которого является церковь.
Писал он страстно и неукротимо, резко переходил от одной позиции к другой. О нем говорили, что ни у кого из великих мыслителей не было таких перепадов между высочайшим и низменнейшим, что среди церковных святых он был наименее святым и наиболее человеком. Его творчество не образует единой системы, но является источником, из которого долго черпала христианская философия.


Наши рекомендации