Проблема личности философии.
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучнаяформа сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.
Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:
1. Философские воззренияне нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания;
2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы(как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);
3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему.
Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.
Значит, философияне противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.
Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества (осмыслениемирового целого единства; частное всегда правильно понято лишь в контексте общего и целого). Наука - только на часть опыта (разнообразие реальных процессов оборачивается в общественном сознании набором научных дисциплин, каждая создается для исследования особого фрагмента действительности).
2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюся систему знаний.
Различие:Научные знания безотносительны к человеку (для физика- ядерщика безразлично, живут ли в мире физических величин и скоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарные частицы, то есть науки стремятся изобразить действительность такой, какова она вне человека). А философия, опираясь на достижения науки, от имени человека оценивает научные открытия и даёт им целостную оценки.
3) Общее: Философия и наука занимаются научным освоением мира.
Различие: Путь их развития различен. Наука идёт от низших, простых форм к формам всё более сложным и высшим. Философия неизбежно антропоцентрична- это её естественное состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести проекцию человеческих отношений. Отношение человека к миру - вечный предмет философии.
4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.
Различие:Наука развивается линейно, на базе старого знания развивается новое. В философии теоретическая составляющая философии наследуется более сложным путём, она может быть развита, продолжена в разные направления. Философские учения сохраняют свою значимость во времени. Этим философия сродни искусству.
5) Общее: Философия и наука существуют и развиваются как мировое знание.
Различие: в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики). В философии - в относительной самостоятельности к мировой философии существуют национальные философии (русская, немецкая). Идеи философии глубочайшим образом выражают "душу" народа, его внутренний духовный опыт.
6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли. В этом философия опять сродни искусству.
Философия как наука.
В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию философии как науки: староантичное, традиционное, современное.
1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще, как "первознание", "преднаука". В античности философии как науки в современном смысле этого слова не было, как не и др. наук.
2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о первых началах - это безраздельно господствующая и руководящая наука.
3) Современное понимание философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний; выработки конкретных приёмов исследования; развития представлений о закономерностях природы. Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным раздлением философии и частных наук.
В общем смысле:
Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и методы исследования.
1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука. Объект философии - весь окружающий мир, включая самого человека.
2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта. Для философии же существует несколько подходов определения её предмета.Философия - это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества; наука о всеобщем в отношении человека и мира; наука о всеобщих началах сущего; наука о человеческом существовании.
3) Как и всякая наука философия имеет свою структуру.
1. Онтология или теория бытия.
Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира, бытия, сознания, существования субстанции, роль человека и пр.
2. Теория познания (или гносеология) - учение о познавательной деятельности человека.
Основные проблемы гносеологии:познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание, правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать истину
3. Аксиология - теория ценностей.
Основные проблемы: что есть благо; какова природа ценностей и как они связаны;
4.Праксиология - учение о практике.
Основные проблемы: способен ли человек преобразовать мир; где граница допустимого вмешательства в естественное развитие природы.
5. Кроме того в современной философии появились самостоятельные дисциплины: социальная философия, философия истории, философская антропология, философия природы (натурфилософия) и др.