Проблема личности философии.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучнаяформа сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональ­ности.

Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:

1. Философские воззренияне нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания;

2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперимен­те) неопровержимы(как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);

3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

Значит, филосо­фияне противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.

Общее и различное в философии и науке.

1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.

Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества (ос­мыслениемирового целого единства; частное всегда правильно понято лишь в контексте общего и целого). Наука - только на часть опыта (разнообразие реальных про­цессов оборачивается в общественном сознании набо­ром научных дисциплин, каждая создается для исследования особого фрагмента действительнос­ти).

2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюся систему знаний.

Различие:Научные знания безотносительны к человеку (для физика- ядерщика безразлично, живут ли в мире физических величин и скоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарные частицы, то есть науки стремятся изобразить действительность такой, какова она вне человека). А философия, опираясь на достижения науки, от име­ни человека оценивает научные открытия и даёт им целостную оценки.

3) Общее: Философия и наука занимаются научным освоением мира.

Различие: Путь их развития различен. Наука идёт от низших, простых форм к формам всё более сложным и высшим. Философия неизбежно антропоцентрична- это её ес­тественное состояние, позволяющее на весь окружаю­щий мир перенести проекцию человеческих отношений. От­ношение человека к миру - вечный предмет филосо­фии.

4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.

Различие:Наука развивается линейно, на базе старого знания развивается новое. В философии теоретическая составляющая философии наследуется более сложным путём, она может быть развита, продол­жена в разные направления. Фило­софские учения сохраняют свою значимость во време­ни. Этим философия сродни искусству.

5) Общее: Философия и наука существуют и развиваются как мировое знание.

Различие: в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской) математики (физики). В философии - в относительной самостоятельности к мировой философии существуют национальные филосо­фии (русская, немецкая). Идеи философии глубочайшим образом выражают "душу" наро­да, его внутренний духовный опыт.

6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли. В этом философия опять сродни искусству.

Философия как наука.

В истории философии сменили друг друга три подхода к понима­нию философии как науки: староантичное, традиционное, современ­ное.

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще, как "первоз­нание", "преднаука". В античности философии как науки в современном смысле этого слова не было, как не и др. наук.

2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о пер­вых началах - это безраздельно господс­твующая и руководящая наука.

3) Современное понимание философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний; выработки конкретных приёмов исследования; развития представлений о закономерностях природы. Становление философии как самостоятельной науки связано с окон­чательным раздлением философии и частных наук.

В общем смысле:

Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с отк­рытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая наука имеет свой объект, предмет и методы исследования.

1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает данная наука. Объект философии - весь окружающий мир, включая самого человека.

2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то одной сферы объекта. Для философии же существует несколько подходов определения её предмета.Философия - это наука о всеобщих законах движения и раз­вития природы, общества; наука о всеобщем в отношении человека и мира; наука о всеобщих началах сущего; наука о человеческом существо­вании.

3) Как и всякая наука философия имеет свою структуру.

1. Онтология или теория бытия.

Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира, бытия, сознания, существования субстанции, роль человека и пр.

2. Теория познания (или гносеология) - учение о познава­тельной деятельности человека.

Основные проблемы гносеологии:познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание, правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать истину

3. Аксиология - теория ценностей.

Основные проблемы: что есть благо; какова природа ценностей и как они связаны;

4.Праксиология - учение о практике.

Основные проблемы: способен ли человек преобразовать мир; где граница допустимого вмешательства в естествен­ное развитие природы.

5. Кроме того в современной философии появились самостоятельные дисциплины: социальная философия, философия истории, философская антропология, философия природы (натурфилософия) и др.

Наши рекомендации