Раздел 1.Великие философы мира

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИСОВСКИЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ, ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ, КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

НИЖНЯЯ ТУРА

Методические указания составлены в

соответствии с рабочей программой

по дисциплине «Основы философии»

на базе полного общего образования

для всех специальностей СПО

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией

Гуманитарных и социально-экономических

дисциплин

Председатель____________Е. И. Храбрая

Автор:

Захарова Л. А., преподаватель высшей категории

Рецензенты:

Гебель Н. К. ,заведующая заочным отделением,

преподаватель высшей категории

Иванова С.А., преподаватель высшей категории

Содержание

1. Пояснительная записка 4

2. Тематический план 8

3. Содержание дисциплины 15

4. Тематика семинарских занятий 40

5. Контрольные задания 42

6. Примерные вопросы к зачёту 53

7. Примерные тесты для интернет – экзамена 55

8. Рекомендуемая литература 61

9. Приложения 64

Пояснительная записка

Методические рекомендации рассчитаны на то, чтобы помочь войти в неисчерпаемый мир философских знаний, постигнуть их основы.

Изучение философии представляет собой немалую трудность, поэтому данные рекомендации могут помочь справиться с этим. Прежде всего, необходимо познакомиться со списком рекомендуемой литературы (одной точкой помечены книги, имеющиеся в библиотеке техникума, а двумя точками помечены учебники, рекомендованные (допущенные) МО РФ и имеющиеся в библиотеке техникума).

Содержание дисциплины включает в себя введение и четыре раздела.

Во введении рассматривается природа философского знания, объект и предмет философского познания, основные функции философии.

Последующие разделы соответствуют современной структуре и проблематике философского знания и включают в себя ряд тем. Основные разделы изучаются в соответствии со следующим дидактическим циклом:

- предметно – проблемные лекции по наиболее важным вопросам;

- самостоятельная работа студентов по усвоению основных понятий темы и изучению философских источников;

- закрепление материала и приобретение студентами навыков подготовки сообщений и самостоятельных выступлений в ходе семинарских занятий.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. Студенты не имеют право пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены зачёту.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даёт рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов – внимательно слушать и конспектировать лекционный материал; в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой. Листы тетради для записи полезно разделить на две части. Во всю ширину тетради записывают план лекции, вопросы. Слева – краткое содержание лекции, основные факты, цифры. Целесообразно при записи сокращать слова, это ускоряет процесс записи. Записи должны быть свободными, чтобы при повторном чтении можно было внести в них необходимые поправки, уточнения, дополнения (приложение 1).

Семинарские занятиязавершают изучение наиболее важных разделов дисциплины. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студентов; закреплением изученного материала; развитием умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философской проблематике; для приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (приложение 9).

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике в ходе семинарских занятий преподаватель может проводить контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. В ходе семинара преподаватель может осуществлять индивидуальный контроль за работой студентов, знакомиться с их конспектами лекций, первоисточников; оценивать выполнение индивидуальных заданий; изучать личностные особенности студентов, давать рекомендации; в случае необходимости помочь составить индивидуальный план работы над курсом.

В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Примерная тематика докладов, сообщений, вопросов для обсуждения приведена ниже. Кроме указанных тем, студенты могут по согласованию с преподавателем избирать и другие.

Семинары могут проходить в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с заранее подготовленными докладами c оригинальной философской тематикой. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных рефератов.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студенты имеют право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Самостоятельная работа (СРС) студентов включает в себя: изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на семинарах, написание реферата, выполнение заданий преподавателя СРС - это, прежде всего, умение применять на практике теории, то есть приобретение конкретных умений и навыков, которые определены государственными стандартами и учебными программами. Кроме того, СРС зависит от умения учиться, т. е. от умений и навыков интеллектуальной деятельности. К ним относятся:

1. Наблюдение за окружающим миром.

2. Умение самостоятельно сравнивать, противопоставлять, находить непонятное, удивляться.

3. Выражать мысль о том, что я вижу, наблюдаю, делаю, думаю.

4. Читать бегло, сознательно, выразительно.

5. Писать достаточно быстро, грамотно.

6. Выделять в прочитанном логически законченные части, главное, основное, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

7. Находить книги по интересующим вопросам, а в них соответствующий материал.

8. Делать правильно логический анализ текста в процессе чтения.

9. Слушать преподавателя и одновременно записывать кратко содержание рассказа, лекции.

10. Писать реферат, доклад, сообщение.

Для более глубокого знакомства с философией можно обратиться к дополнительной литературе, которая указана в списке литературы, а также к текстам мыслителей, к хрестоматиям, словарям, энциклопедиям и другой литературе.

После изучения темы попытайтесь проверить свои знания путем ответа на контрольные вопросы, тесты и т. д.

Изучение дисциплины заканчивается выполнением домашней контрольной работы (раздел 5) и зачётом. Примерные вопросы в приложении 6. Форма экзамена (зачёта) может быть различной: выставление итоговой оценки с учётом текущих оценок; собеседование по всему курсу; ответ по билету; защита реферата.

К зачёту допускаются студенты, выполнившие контрольную работу на положительную оценку, показавшие положительные знания на семинарах.

Человек по природе своей создан для многого, в том числе и для философии. Подлинная философия возвышает нас духовно, выводит за узкие рамки повседневного существования (нередко унылого, серого) и устремляет к идеалу, к совершенной жизни. Желаю Вам удачи на пути в МИР ФИЛОСОФИИ.

2.Тематический план для специальности 190631« Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Наименование тем Макс. нагрузка лекции семинары Сам. Работа
  Введение. Философия, её смысл, функции и роль в обществе -
1. Великие философы мира:        
1.1 Философия античного мира, средних веков и Ренессанса -
1.2 Философия нового и новейшего времени -
1.3 Русская философия -
Человек- сознание- познание        
2.1 Человек как главная философская проблема -
2.2 Проблема сознания -
2.3 Учение о познании -
3. Духовная жизнь человека        
3.1 Философия и научная картина мира -
3.2 Философия и религия -
3.3 Философия и искусство -
4. Социальная жизнь        
4.1 Философия и история -
4.2 Философия и культура -
4.3 Философия и глобальные проблемы современности -
  Итого -

По окончании дисциплины – зачёт

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ.ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ СМЫСЛ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Философия как любовь мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.

Задание для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: философия, мировоззрение, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, дуализм, монизм, эклектика.

2.Прочитайте в любом учебнике ВВЕДЕНИЕ и допишите в конспекте всё то, что не записали на лекции.

3. Проверьте себя:

- когда и где появилась философия?

- кто впервые ввёл понятие философия?

- основные истоки философии?

- основные функции философии?

4. Проверь себя:

1. Функция философии, связанная с оценкой существующих теорий, идей общества?

1) аксиологическая

2) критическая

3) коммуникативная

4) познавательная

2. Термин «философия» в переводе с греческого языка означает?

1) любовь к истине

2) любовь к мудрости

3) любовь к человечеству

4) любовь к науке

3.Философия в начале своего возникновения являлась…

1) синкретической совокупностью знаний обо всём

2) атеистической традицией

3) религиозным учением

4) всеобщим учением

4. Истоками философии являются…

1) природа

2) религия

3) мифология

4) наука

5. Обобщение накопленных конкретными науками знаний в целостную картину мира реализует __________ функция философии…

1) эвристическая

2) интегрирующая

3) гуманистическая

4) методологическая

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контркультура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.

Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать место и роль отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что значит быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современно цивилизации и возможные пути выхода из неё.

4.1. Философия и история

Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: концепция, эволюция, революция, прогресс, регресс.

2.Составьте тезисы на тему «Русская философия об исторической самобытности России» (приложение 6).

3.Проверь себя:

1. Волевой самобытный центр, созидающий внутренние источники духовной энергии-

1) личность

2) рассудок

3) общество

2. На чём настаивал Сократ, опираясь на древнее изречение «подвергай всё сомнению».

1) на доверии к себе,

2) на доверии к окружающим,

3) на самокритичности.

3. Что обозначают трансцендентные ценности:

1) предельные

2) неисчерпаемые

3) духовные

4. К каким ценностям относятся идеал, символ…

1) трансцендентным

2) общечеловеческим

3) духовным

5. Кто из философов считает, что существует соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души?

1) Бердяев

2) Стучинский

3) Карсавин

6. Какое общество философов эмигрантской интеллигенции возникло в 20х-30х годах ХХ века?

1) евразийское

2) европейское

3) всероссийское

7. Какой тип власти согласно Максу Веберу передаётся по наследству.

1) харизматическая

2) традиционная

3) бюрократическая

8. Сколько ветвей власти имеет современное демократическое общество (по теории Д. Локка)

1) 3

2) 2

3) 4

9. Что, по словам китайского мыслителя Лао-Цзы, является высшей формой поведения в государстве.

1) активное участие

2) бездеятельность

3) безразличие

10. На чём основана харизматическая власть

1) физическая сила

2) незаконные пути

3) личное обаяние

4.2. Философия и культура

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: культура, культ, цивилизация, контркультура.

2.Ответьте письменно на следующие вопросы:

- какой смысл Вы вкладываете в понятие «культурный человек»?

- изменилось ли оно по сравнению с прошлым временем?

- образованный и интеллигентный человек- это синонимы?

- сравните понятия «культура» и «нравственность».

3.Проверь себя:

1. От какого слова, по мнению некоторых ученых, произошло слово культура.

1) возделывание

2) общество

3) народ.

2. Кто из мыслителей считал, что культура как бы отщепляется от культа, это его боковой побег…

1) Мамфорд

2) Флоренский

3) Голдин

3. Назовите автора строк «Сила народа - в его интеллигенции, честной, умной, работящей»…

1) Чехов

2) Толстой

3) Пушкин.

4. Как называют «внешнюю» культуру.

1) цинизм.

2) духовный мир.

3) цивилизация.

5.Какие движения приобрели массовый характер в ХХ веке.

1) контркультурные.

2) контрреволюционные

3) никакие.

6. Типичный представитель контркультуры, отказывался от некоторых моральных норм.

1) Махариши

2) Диоген

3) Софокл

7. В какой стране в середине ХХ века была высокая поэтическая культура?

1) США.

2) Италия.

3) Китай.

8. Какой тип культуры философы противопоставляют западному типу культуры.

1) восточный

2) северный

3) нет никаких типов.

9. После какого события в России ряд мыслителей покинули страну?

1) перестройки

2) революции

3) Великая Отечественная войны

10. Какой журнал провел «круглый стол» в 1992г. на тему «Россия и Запад: взаимодействие культур».

1) «Вопросы философии»

2) «Философ»

3) «Ответы философии»

11. Определите, какой из перечисленных элементов культуры относится к материальной культуре?

1) моральные нормы поведения.

2) наука.

3) ораторское искусство.

4) технология производства.

12. К характерным чертам западной культуры НЕ относится…

1) индивидуализм

2) прагматизм

3) ориентация на науку

4) созерцательность

4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и её влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

Задания для самостоятельной работы:

1.Найдите и запишите основныепонятия: «Римский клуб», глобальный, антиглобализм, демография.

2.Подберите материалк семинарскому занятию по теме «Глобальные проблемы современности и возможные пути их решения»

3 Проверь себя:

1. Биологическое выживание человечества связано с решением проблемы…

1) энерго - ресурсной

2) международного терроризма

3) экологической

4) мира и войны

2. Принципом, лежащим в основе учения о ноосфере, является…

1) равновесие природных систем

2) коэволюция человека и природы

3) господство человека над природой

4) господство природы над человеком

3. Отличительные признаки глобальных проблем современности:

1) выходят за рамки отдельных государств

2) предсказаны христианским вероучением в форме Апокалипсиса

3) носят комплексный характер, т. е. тесно переплетены друг с другом

4) имеют широкий общественный резонанс

4. Демография- это…

1) наука о населении и закономерностях его развития

2) наука о политическом развитии общества

3) знания, характеризующие общие представления о природе, обществе и самом человеке.

4) система каких- либо знаний.

5. Глобальные проблемы были сформулированы и стали известны широкой общественности…

1) В 60-е годы XX в.

2) В 50- е годы XX в.

3) В 70- е годы XX в.

4) В 80- е годы XX в.

Как готовиться к семинару

- Спишите заранее план семинара и список литературы,

-установите, имеется ли у Вас дома нужная литература. Если окажется, что её нет, то

сходите в библиотеку и заблаговременно,

- прочитайте и законспектируйте на листах литературу, указанную в списке,

при оформлении конспекта не забывайте правильно оформлять сноски и ссылки, используйте подчеркивание и «красную строку»,

- при чтении обязательно уточняйте при помощи справочной литературы значение новых Как готовиться к семинару:

для Вас терминов или недостаточно точно известных Вам слов,

- просматривая периодическую печать, впишите на карточку или сделайте вырезку (если газета принадлежит Вам), не забудьте записать название газеты и дату,

- на полях конспекта (они должны быть широкими) впишите или обозначьте возникшие у Вас вопросы, поставьте их на семинаре. Во время семинара запишите на полях новые для Вас мысли, высказанные товарищами или преподавателями,

- проверьте правильность оформления списка литературы, ссылок и сносок.

- участие в семинаре является обязательным и является допуском к зачёту.

Семинар 1

Семинар 2

Задания для контрольной работы

5.1. Требования к контрольной работе:

- контрольная работа быть написана чётким разборчивым почерком в объёме ученической тетради (12 листов). В тетради оставляются поля для замечаний, а в конце работы место для рецензии преподавателя проверяющего работу. Если работа выполнена в компьютерном варианте, то должны быть выполнены следующие условия: бумага формата А 4, интервал 1,5 с полями, размер шрифта 12, страницы пронумеровать, объём- 5-6 листов.

- в конце работы указать перечень литературы, использованной при написании контрольного задания.

- задания должны быть выполнены полностью и отражать сущность проблемы, возможны схемы, таблицы и т. п.

- контрольное задание состоит из 10 вариантов. Номер варианта определяется последней цифрой номера в списке. При несоответствии варианта цифре в списке, работа не проверяется и возвращается студенту без оценки.

оценивание контрольной работы: за первый вопрос 1-2 балла, за второй вопрос – 1-5 баллов, за третий вопрос – 1-3 балла: всего – 10 баллов (5 баллов и менее – неудовлетворительно, 6-7 бадлов – удовлетворительно, 8-9 баллов – хорошо, 10 баллов – отлично);

- контрольная работа является допуском к зачёту.

ВАРИАНТ

1. Особенности философии древнего мира

2. Тест:

1. Термин «философия» в переводе с греческого означает?

1) любовь к мудрости

2) любовь к истине

3) любовь человечеству

4) любовь к науке

2. Функция философии, связанная с оценкой существующих теорий, идей, общества называется…

1) аксиологигическая

2) критическая

3) коммуникативная

4) познавательная

3. Термин «философия» впервые употребил…

1) Аристотель

2) Платон

3) Пифагор

4) Сократ

4. Предметом изучения философии является…

1) физическая реальность

2) всеобщее в системе «мир- человек»

3) художественная реальность

4) божественное откровение

5. Историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности, является…

1) религия

2) мифология

3) философия

4) искусство

3. Дайте определения следующим понятиям: культура, культ, цивилизация, контркультура, интеллигенция, интеллигентность.

ВАРИАНТ

1. Особенности философии средневековья

2. Тест:

1. Учение о всеобщей одухотворённости природы (бытия):

1) пантеизм

2) деизм

3) гилозоизм

4) материализм

2.Философсая категория бытия обозначает…

1) отдельные вещи, людей, слова

2) мир, сотворённый Богом

3) физическую реальность

4) объективную реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания.

3.Учение о бытии - это…

1) гносеология

2) аксиология

3) онтология

4) эстетика

4.«Вторая природа»- это:

1)мир социально- культурных предметов, созданных человеком.

2)результат отрицания естественно- биологической природы

3)мир сверхъестественного, таинственного

4)результаты НТР

5. Предельно общие характеристики существующего выражаются в категории…

1) взаимодействие

2) сущность

3) бытие

4) жизнь

3.Дайте определения следующим понятиям: концепция, эволюция, революция, прогресс, регресс, коэволюция.

ВАРИАНТ

1. Особенности философии эпохи Возрождения.

2. Тест:

1. Философ Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из…

1) воды,

2) воздуха,

3) огня.

2. Какой атрибут материи характеризуется длительностью и последовательностью существования

материальных образований в их соотношении с другими материальными образами?

1) пространство

2) время

3) движение.

3. От кого ведёт своё начало релятивистская концепция пространства и времени?

1) И. Ньютон,

2) Аристотель,

3) А. Эйнштейн.

4. Кто сформулировал классическое определение материи (философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них)?

1) Гегель,

2) Ленин,

3) Аристотель.

5. Согласно какой концепции пространство и время это самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё?

1) релятивистская,

2) субстанциональная.

3. Дайте определение следующим понятиям: искусство, талант, гений, артефакт, дегуманизация.

ВАРИАНТ

1. Особенности философии ХVII века.

2. Тест:

1. В чём сущность философской системы Г. Гегеля?

1) мир развивается по своим естественным законам

2) мир есть результат непрерывного развития абсолютной идеи

3) мир есть результат творения Бога.

2. Назовите один из диалектических законов Гегеля с помощью которого К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывали неизбежность и закономерность наступления коммунистического общества.

1) «Закон отрицания отрицания»

2) «Закон единства и борьбы противоположностей»

3) «Закон перехода количественных изменений в качественные»

3. Диалектика – это…

1) учение о постоянной изменчивости, относительности и исчезновении всего сущего в мире.

2) учение о всеобщем развитии и взаимосвязи мира

3) учение, соединяющее идеи, взгляды, принципы в единое целое.

4. Cвязь между какими категориями диалектики выражена в поговорке: «Надо лечить не болезнь, а больного»?

1) единичное и общее

2) сущность и явление

3) причина и следствие

4) возможность и действительность

5. Кого считают первым диалектиком в философии?

1) Сократа

2) Гераклита

3) Платона

4) Пифагора

3. Дайте определение следующим понятиям: религия, церковь, вера, теизм, атеизм, иудаизм, христианство, буддизм, православие, свобода совести.

ВАРИАНТ

1. Особенности философии эпохи Просвещения (XVIII век).

2. Тест:

1. Принципом, лежащим в основе учения о ноосфере, является…

1) господство природы над человеком

2) равновесие природных систем

3) коэволюция человека и природы

4) господство человека над природой

2. Смысл жизни в концепции аскетизма определяется как…

1) отсутствие смысла жизни

2) умерщвление плоти ради искупления грехов

3) отказ от жизненных удовольствий

4) жизнь ради счастья

3. «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой» сказал…

1) Ч. Дарвин

2) Ж. Б. Ламарк

3) Ф. Энгельс

4) П. Тейяр де Шарден

4.У истоков философии жизни стоял…

1) Ф. Ницше

2) А. Шопенгауэр

3) А. Бергсон

4) О. Шпенглер

5. «Сама жизнь ценится мной, как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти: где не достаёт воли к власти, там упадок» -сказал…

1) В. Дильтей

2) Г. Зиммель

3) А. Бергсон

4) Ф. Ницше

3. Дайте определения следующим понятиям: материя, бытие, категория, пространство, время, движение, система.

ВАРИАНТ

1.Классическая немецкая философия.

2.Тест:

1. Сущность сознания как способности человеческого мозга отражать объективную реальность заключается в…

1) идеальности

2) воспроизведении

3) раздражимости

4) чувствительности

2.Мышление человека отличается от мышления животных следующим:

1) наличием инстинктов

2) наличием восприятия

3) предметным содержанием

4) наличием автоматизмов

3.Выберите правильный ответ:

1) сознание отражает общественную жизнь

2) сознание – самостоятельный феномен, присущий человеку

3) сознание является продуктом общественно – исторического развития человека

4.Каковы взаимоотношения понятий «психика» и «сознание»?

1) эти понятия равнозначны

2) понятие «сознание» намного меньше понятия «психика»

3) понятие «психика» входит в состав понятия «сознание»

5.Что не относится к наиболее важным свойствам сознания?

1) идеальность

2) интенциональность

3) креативность

4) истинность.

3. Дайте определения следующим понятиям: гносеология, агностицизм, сенсуализм, рационализм, память, мышление, истина.

ВАРИАНТ

1. Марксистская философия, её истоки и содержание.

2. Тест:

1. Утверждение, что ощущения являются единственным источником познания, характерно для…

1) рационализма

2) иррационализма

3) агностицизма

4) сенсуализма

2. Философское направление, утверждающее, что «познание невозможно, истина недостижима», называется…

1) агностицизмом

2) эмпиризмом

3) рационализмом

4) атеизмом

3. Сложность познавательного процесса отражена в следующих высказываниях…

1) в познании нет смысла

2) «вещь себе» принципиально не может быть познана

3) человечество никогда не будет знать обо всём

4) в науках существуют неразрешимые проблемы

4. Окончательное знание определенных аспектов действительности – это…

1) гипотеза

2) абсолютная истина

3) логика

4) относительная истина

5. Основным и решающим критерием истины является…

1) логическая последовательность неповторимость

2) самоочевидность

3) полезность

4) публичное признание

5) практика.

3. Дайте определение следующим понятиям: субъективный идеализм, объективный идеализм, неопозитивизм, экзистенциализм, герменевтика.

ВАРИАНТ

1. Особенности русской философии.

2. Тест:

1. Эволюционная концепция возникновения человека предложена…

1) З. Фрейдом

2) Августином Аврелием

3) Ч. Дарвином

4) Ф. Энгельсом

2. Биологизаторские концепции объясняют природу и поведение человека влиянием…

1) образования

2) инстинктов

3) культуры

4) общества

3. К философско-этическому пониманию свободы относится…

1) анархия

2) вседозволенность

3) произвол

4) возможность выбора

4. Знаменитый тезис первого софиста Протагора звучит так: «Человек есть_________»….

1) неразумное существо

2) ничтожество

3) подобие животному

4) мера всех вещей

5. Человек – это пластичное существо, несущее в себе следы космофизической, биогенетической и______________ эволюции…

1) политической

2) социокультурной

3) промышленной

4) экономической

3. Дайте определение следующим понятиям: сознание, отражение, душа, самосознание, бессознательное, психоанализ, архетип.

ВАРИАНТ

1. Философия XX века. Иррационализм и рационализм.

2. Тест:

1. Массовая культура включает в себя…

1) карнавальные шествия

2) популярную и эстрадную музыку

3) шлягеры

4) легенды, сказания, эпос

5) частушки

6) порнографическую литературу

2.Культура- это…

1) всё, что создано людьми

2) это социальный опыт

3) совокупность материальных духовных образований и ценностей

4) это образ жизни

3. От какого слова, по мнению некоторых учёных, произошло понятие «культура»?

1) цивилизация

2) возделывание

3) народ

4) общество.

4. Какие движения приобрели массовый характер в XX веке?

1) контркультурные

2) контрреволюционные

3) консервативные

4) никакие.

5.Определите, какой из перечисленных элементов культуры относится к материальной культуре.

1) моральные нормы поведения

2) наука

3) ораторское искусство

4) технология производства

3. Дайте определение следующим понятиям: антропология, индивид, личность, индивидуальность, свобода, творчество, труд.

ВАРИАНТ

1. Философия XX века. Экзистенциализм.

2. Тест:

1. Религия есть…

1) любая вера, вера как таковая

2) совокупность символических форм и действий, связывающих человека с конечными условиями его сосуществования.

3) воля открывать душу навстречу надежде, добру и красоте.

4) вера в сверхъестественное и возможность того или иного общения с ним.

5) упование, или надежда, на загробную жизнь.

2. Свобода совести предполагает…

1) право пропагандировать свои религиозные или антирелигиозные взгляды.

2) свободу исповедовать любую религию.

3) запрет на безбожие или атеизм.

4) запрет на государственную религию.

5) запрет на вмешательство ( общественности или государства) в дела любых религиозных сект, движений, организаций.

6) поощрение религиозных чтений в школах и вузах.

3. Выберите направления протестантизма…

1) православие

2) лютеранство

3) кальвинизм

4) суннизм.

4. Кто из философ XIX в. считал религию ( христианство) виновницей искажений в культуре подлинно человеческих ценностей, разрушительницей « инстинкта жизни»?

1) Л. Фейербах

2) Г. Гегель

3) Ф. Ницше

4) И. Кант

5. К мировым религиям НЕ относится…

1) иудаизм

2) христианство

3) ислам

4) буддизм.

3. Дайте определения следующим понятиям: философия, мировоззрение, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, дуализм, монизм, эклектика.

6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

Требования к ответу на зачёте

- чёткая структура - план ответа.

- разумная краткость (8- 10 мин.); проверьте себя: сколько страниц рукописного текста можете прочитать за 8 минут в спокойном, «разговорном» темпе.

- уметь давать чёткие теоретические определения, использовать научные понятия.

- знать фактический материал, важнейшие цифры, характеризующие состояние проблемы в тот или иной исторический момент.

- уметь самостоятельно сопоставлять, анализировать и делать выводы, замечать различные точки зрения и определять своё отношение к ним.

- уметь найти интересное, «изюминку» в каждом из вопросов, уметь заинтересовать, заставить слушать.

- уметь «подать себя», а не только рассказать определённый материал: ненавязчиво показать свою самостоятельность, остроумие, тактичность, интеллигентность и общительность.

- сделать общий вывод, где ещё раз подчеркнуть главное в своём ответе.

Вопросы:

1. Философия, её смысл, функции и роль в обществе.

2. Великие философы античного мира и их основные идеи.

3. Философия средневековья: патристика и схоластика, номиналисты и реалисты.

4. Новое время: спор сенсуалистов и реалистов; субъективный идеализм и

агностицизм.

5. Немецкая классическая философия.

6. Немецкий материализм и диалектика.

7. Философия второй половины XIX - н.ХХ в.

8. Русская философия XIX - ХХ вв.

9. Современная философия: неопозитивизм, иррационализм, экзистенциализм,

философия религии, герменевтика.

10.Философия о происхождении и сущности человека.

11.0сновополагающие категории человеческого бытия.

12.Философия о происхождении и сущности сознания.

13. Сознание, мышление и язык.

14.Сознательное и бессознательное.

15.Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

16.Методы и формы научного познания.

17.Проблема истины в философии.

18.0сновные категории научной картины мира и их философская интерпретация в различные культурные и

исторические эпохи.

19.Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте

человека в космосе.

20.Религия о смысле человеческого существования.

21.Искусство как феномен, организующий жизнь.

22.Искусство в эпоху постмодерна.

23.Философские концепции исторического развития: однолинейное,

прогрессивное, многолинейное, циклическое.

24.Русская философия о России.

25.Проблема «конца истории».

26.Теории происхождения культуры.

27.Виды и формы культуры.

28.0сновные контркультурные движения.

29.Философия о возможных путях будущего развития мирового соо<

Наши рекомендации