Тема 6. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Ксенофан и Парменид как представители Элейской школы.

2. Диалектика Гераклита.

Методические указания

В V в. до н.э. были широко распространены философские взгляды так называемой Элейской школы. В первом вопросе проанализируйте взгляды основателя данной школы Ксенофана и его последователя Парменида, обратив внимание на их пантеизм (Философский словарь. - М., 1998). Разобраться в этом помогут книги: Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 101, 133, 178; История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. -М., 1995. С. 67-78.

Примерно в это же время жил и творил Гераклит из Эфеса, оказавший огромное влияние на последующие философские тече­ния. Анализу его творчества посвятите вторую часть работы. Необходимо при этом учитывать сложность и противоречивость философских взглядов Гераклита, заложившего основы диалектики: "Все течет, и ничто не прибывает"; "В ту же реку дважды не войдешь". Он так же, как и его предшественники, ищет в своем философском трактате "О природе" первооснову бытия и находит ее в огне (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.71-73; Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.С.22-25).

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.С.ЗО-33, 340-341.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 71-73, 101, 133, 178.

Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.94-97.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995. Кн.1. С.67-78.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С.22-25.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.27-35.

Философский словарь. - М., 1998.

Тема 7. АТОМИЗМ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Атомистическая теория Демокрита.

2. Атомизм и гедонизм Эпикура.

Методические указания

Атомизм в античной Греции был представлен Левкиппом, Эпикуром и Демокритом. Раскрытию философских взглядов этих

мыслителей поможет учебная литература (Спиркин А.Г. Филосо­фия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.41-45.; История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И.Богута. - М.,1995. С.87-93). Личность и идеи Демокрита описаны в работе Блинникова Л.В. "Великие философы". Оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.

Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром, чьи взгляды необходимо рассмотреть во втором вопросе. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Физика Эпикура тесно связана с его этикой, основанной на концепции движения и отклонения атомов. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите также внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий и критерий блага (Блинников Л.В. Великие философы. С 411-415; История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. -М., 1995. С.89.-96).

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С. 128-130.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994.

С.219-221.

Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. - М.,

1995. С.85-97.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997.

Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. - М., 1979.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М., 1991. С. 168-177,

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С. 19-26, 179-188.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.41-45.

Философский словарь. - М., 1998.

Тема 8. УЧЕНИЕ ПИФАГОРА О ЧИСЛАХ

1. Религиозно-философские взгляды Пифагора.

2. Учение о числах.

Методические указания

В первом вопросе познакомьтесь с биографией древнегреческого мыслителя (Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаме­нитых философов. - М., 1979. С.332) и охарактеризуйте созданный им Пифагорейский союз, в котором образ жизни строился на учении о высокой нравственности, строгих правилах общежития, обязательных физических упражнениях, музыкальных занятиях и подчинялся медицинским предписаниям и т.д. Пифагор пытался создать "аристократию духа", в том числе и политическую, однако скоро религиозно-нравственная направленность союза вступила в противоречие с господствующей греческой демократией, и со временем Пифагорейский союз прекратил свое существование. (История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. - М., 1995. С.103-107; Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.26-27).

Второй вопрос посвятите разбору учения о числах, которые Пифагор рассматривал основой всего сущего. Исходя из этого, он считал, что познание мира должно заключаться в познании чисел, управляющих этим миром. Необходимо показать разносторонность и талантливость этого выдающегося мудреца и его последователей, которые внесли неоценимый вклад в теорию музыки, скульптуры, архитектуры, выведя так называемое правило "золотого сечения" (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 184-185; История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. -М., 1995. С.212-219).

Литература

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 184-185.

Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985. С.64-74.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. -М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. - М., 1995. С. 103-107; 212-219.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. - М., 1979. С. 332-346.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С.26-33.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.26-27.

Тема 9. СОКРАТ И ЭТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Поворот к человеку в философии Сократа.

2. Сократические школы.

Методические указания

Личность Сократа трагична и загадочна в истории философской мысли, поэтому раскрытие первого вопроса начните именно с этого (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 219-221; Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С.39-44). С философской точки зрения здесь важно показать суть сократовского поворота от натурфилософии и космоцентризма к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: "антропология", "майевтика", "этика", "истина", "нравственность", "добродетель". В итоге следует изло­жить основные положения философии Сократа.

Второй вопрос посвящен последователям и ученикам выдаю­щегося мыслителя, которые объединялись в различные этические школы - киников (циников), стоиков, эпикурейцев. Разобраться в этом помогут следующие книги: Богомолов А.С. Античная фило­софия. - М., 1985. С. 126-134; Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С. 179-207.

В заключении работы необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова: "Я знаю, что я ничего не знаю"?

,__ _

Пензенскаягасу;?. ;>

Литература

Блинников Я.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 219-221.

Богомолов А,С. Античная философия. - М., 1985. С. 122-134.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. -М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. - М., 1995.

Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996. С.108-119, 152-159.

Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Под ред. А.Ф. Лосева. - М., 1979. С. 109-118.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М., 1991. С. 178-186.

Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр.соч.: В 4 т. -М., 1968. Т.1.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. — М., 1999.С.66-78.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность).- М., 1994. С. 179-207.

Тема 10. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ

Методические указания

Раскрытие данной темы требует глубокого знания всей философ­ской системы Платона, которая включает в себя онтологию, космо­логию, гносеологию и этику. Но главной в его философии является онтология (философское учение о бытии). Бытие у Платона есть идея (эйдос), сущность, а между сущностью и явлением он четко проводит различие.Обратите внимание на важное положение плато­новской онтологии - разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей (Блинников Л.В. Краткий словарь с глософов. - М., 1994. С.184-190;Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.;). Мир идей (эйдосов) первичен, он вечен и неизменен, а вторичным, производным от него является мир чувственных вещей и предметов, который создается и разрушается, потому что в умопостигаемом мире есть на то причина.

Разобравшись с учением об идеях, перейдите к анализу понятия "Единое", что имеет принципиальное значение в изучении курса философии. С теорией идей тесно связано учение о душе и гносеология (теория познания). Чтобы лучше понять эти стороны творчества Платона, обратитесь к учебнику: Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. - М., 1996. С.119-128.

Заключительная часть работы должна включать в себя основные положения платоновской философии.

Литература

Блинников Л.В. Великие философы. - М., 1997. С.215-273.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. - М., 1995. С.115-123.

Краткая история философии /Под общ.ред. В.Г.Голобокова. -М., 1996.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева.- М., 1979. С.150-173.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. - М., 1993.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М,, 1991. С.205-234.

Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр. соч.: В 4 т. - М., 1968. Т.1.

Спиркин А.А. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.53-59.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С.95-111.

Тема 11. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ

1. Учение о материи и форме.

2. Логика Аристотеля.

Методические указания

Опираясь на справочную литературу, опишите личность выдаю­щегося философа Аристотеля - последователя Платона и воспита­теля Александра Македонского (Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.С.59-60). В первом вопросе обратите внимание на современное философское понимание таких категорий^

как "материя" и "форма" (Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова.- М., 1996), сравните их толкование с аристотелевым. Для Аристотеля, так же, как и для Платона, материя, являясь первичной категорией, потенцией вещей, благо­даря форме превращается в действующее состояние. Таким образом, форма, согласно Аристотелю, это активное начало, начало жизни и деятельности (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.,

1994. С.22-29), а материя пассивна и бесформенна, в результате
чего форма превращается в сущность бытия,

Второй вопрос посвятите логике Аристотеля, основателем которой он и является. Для этого сначала с помощью философского словаря разберитесь в сути этого учения,. а затем приступайте к чтению материала по данному вопросу (Богомолов А,С. Античная философия. - М., 1985. СЛ96-205; Блинников Л.В. Краткий сло­варь философов. - М., 1994. С.26-27). В заключении перечислите основные достижения философа в становлении и развитии логического мышления - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего (Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С.135-146).

Контрольную работу следует завершить оценкой творчества Аристотеля для последующего развития философской мысли.

Литература

Аристотель. Метафизика. О душе //Собр. соч.: В 4 т. - М., 1975. Т.1.

Блинников Л,В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.22-29.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. - М.,

1995. С. 115-123.

Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука. -М., 1981.

Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Под ред. А.Ф. Лосева. - М., 1979.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997, С. 41-48.

Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). - М., 1994. С. 135-146.

Современный философский словарь /Под общ.ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996.

Спиркин А.А. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.59-66.

Философский словарь. - М., 1998.

Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Наши рекомендации