Раздел 3. Человек как главная философская проблема.

Основные понятия и термины

Человек-высшая ступень развития живых организмов на Земле,отличается от остальныхживых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Дух -философское понятие,означающее невещественное начало,в отличие отматериального, природного начала. Вопрос о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии.

Душа-понятие,выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренниймир человека; в религии и идеалистической философии и психологии - понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

Индивидуальность -совокупность специфических свойств человека,позволяющая отличатьего от других людей.

Личность-устойчивая система социально значимых черт,характеризующих индивида какчлена того или иного общества или общности.

Мировоззрение-система взглядов на объективный мир и место в нем человека,наотношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Общение-процесс взаимосвязи и взаимодействия людей,в котором происходит обмендеятельностью и ее результатами, информацией и опытом.

Ответственность-это социальное отношение к общественным ценностям.Осознаниеответственности - это отражение субъектом бытия социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий, это - необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через индивидуальное сознание.

Свобода-способность и возможность человека действовать в соответствии со своимиинтересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необходимости этих интересов и целей. Свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия , поступки и т. д. Свобода без ответственности превращается в произвол.

Судьба -идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представлениенеразумной и непостижимой предопределенности событий и поступков человека.

Смысл жизни-результат определения главных жизненных целей индивида,которыесвязаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных вприродой в человеке. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям и свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни.

Ценность-социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающейдействительности.

Упражнения и задачи

1. Прокомментируйтемысли Б. Паскаляо человеческой сущности.

Опаснослишком настойчивоубеждатьчеловека,чтооннеотличаетсяотживотных,не доказываяодновременноеговеличия.Опасноидоказыватьеговеличие,не вспоминаяо егонизости.Ещеопаснееоставлятьегов неведениитого идругого,ноочень полезно показыватьемуито, идругое.

Б.Паскаль,Мысли.М.,1995.С.107.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. КакВыпонимаетефразу:«Человек–этостремлениебытьчеловеком»?

- Можноли сказать, что человекстановится человеком к определенному возрасту или достигая определенногоположения в обществе?

- Может ливообще наступитьтакоймомент в жизни любогочеловека,когдаонвправесказатьсебе: нувот,наконец-то ястал человеком?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что значит уметь жить? Каковы Ваши жизненные ценности, в чем их смысл?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Представьте, что вызанимаетесь научнымисследованием на тему «Смыслжизни».

Вамнеобходимособратьинформацию,опросив какможнобольше людей.Этомогут быть ваши родственники, друзья, одногруппники, преподаватели, соседи, знакомые, просто незнакомые люди….

Постарайтесьзаполнитьтаблицуи наееосновании сформулироватьвывод–чтотакое смысл жизни,в чемонвыражаетсяизависит лион от каких-либо характеристик.



Ф.И.О. респондента Возраст Семейное положение Образование Профессия Достаток (высокий, средний, низкий) Смыслжизни
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Вывод:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Темы теоретических сообщений (рефератов)

1. Гуманистический смысл нравственного императива И. Канта.

2. Коварная двусмысленность понятия «человек».

3. Человеческое в человеке: разум, нравственность, биологические качества, стремление к общению.

4. Антропный космологический принцип, его значение для философии и науки.

5. Биологическая ущербность и биологическое совершенство человека: позиции философов и ученых.


Наши рекомендации