Тема 1.1 Философия Древнего Востока

Основные понятия и термины

Брахман—в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовнаясубстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.

Будда (с санскр. —пробуждать,познавать) —человек,обладающий пробужденным,просветленным сознанием.

Веды(с санскр. —знание) —древнеиндийский сакральный текст,являющийся священнымдля ведической религии, брахманизма и индуизма.

Даосизм—религиозно-философское учение Китая,основоположник—Лао-Цзы.Дхаммапада—древнеиндийская книга,в которой отражены основные положения буддизма.Индуизм—политеистическая религиозная система в современной Западной Индии,продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).

«И-Цзин» («Книга перемен»)—древнекитайский сакральный текст.

Конфуцианство—религиозно-философское учение Китая,основоположником которого былКонфуций.

Упанишады(с санскр. —сидеть рядом с учителем) —религиозно-философскиекомментарии к Ведам.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока? 2.Назовите основные направления и школы древнеиндийской философии.

3.Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?

4. Назовите основные заповеди буддизма.

5. Каково значение «Книги перемен» для формирования философии Древнего Китая?

6. В чем состоят основные положения философии даосизма? Как следует понимать «недеяние» в этой философии?

7. Назовите основные положения философии Конфуция. Каково значение и роль ритуала в его учении?

8. Видите ли вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?

Упражнения и задачи

1. Назовите 4 благородные истины буддизма и раскройте их смыл.

· ...........................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………

· …………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………....

· …………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

……………………………

· …………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

2. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какими качествами, согласно Конфуцию, должен обладать руководитель?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. . Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Янь»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Познакомьтесьсмыслями древнекитайского философа ЛуньЮя.

Какие ценности характерны длядревнекитайского обществаиегокультуры?Выпишитеих ниже. Как Высчитаете, потеряли ли они своезначение сегодня?

Учительсказал:«Еслируководитьнародом посредством законовиподдерживатьпорядокпри помощинаказаний, народбудетстремитьсяуклонятьсяотнаказанийине будетиспытывать стыда.Еслижеруководить народом посредствомдобродетелииподдерживатьпорядокпри помощиритуала, народ будет знатьстыд, ионисправится».

Цзи Кан-цзыспросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учительответил:«Есливы будетевобщениис народомстроги,то народ будетпочтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу),тонарод будетпредан.Есливыбудетевыдвигатьдобродетельныхлюдей и наставлять тех, кто не может бытьдобродетельным, то народ будет старательным».

ЛуньЮй.Древнекитайскаяфилософия.М.,1972.С144 – 145.

 
 
 

6. В зависимости от чего учения древней Индии подразделялись на ортодоксальные и неортодоксальные?___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Какова взаимосвязь "Брахмана" и "Атмана" в ведической философии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Как возможно познание в ведической философии?______________________________________________________________

9.Как взаимосвязаны понятия "сансара" и "карма" в древнеиндийской философии?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Почему в древнеиндийской традиции принято сжигать тела умерших?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Какие принципы составляют основу буддизма?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Какое место в философии буддизма занимает понятие "нирвана"?________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какое значение в древнекитайской философии имеет понятие "Дао"?____________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Определите общее и различное в понятиях «Брахман» и «Дао».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.В чем суть принципа «у-вей»?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Как Конфуций решает проблему государственного управления?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие особенности являются общими и различными для философии Древней Индии и Древнего Китая?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темы теоретических сообщений

1.Проблема реинкарнации в древнеиндийской философии и современной науке.

2. Буддизм и его место в мировой культуре.

3. Восточная медицина прошлое, настоящее и будущее.

4. Восточная медицина в философском аспекте.

5. Философские системы Кун-цзы и Лао-цзы (сравнительный анализ).

Наши рекомендации