Тема 1.1 Философия Древнего Востока
Основные понятия и термины
Брахман—в древнеиндийской религиозно-философской литературе целостная духовнаясубстанция, безличное духовное начало, из которого все произошло.
Будда (с санскр. —пробуждать,познавать) —человек,обладающий пробужденным,просветленным сознанием.
Веды(с санскр. —знание) —древнеиндийский сакральный текст,являющийся священнымдля ведической религии, брахманизма и индуизма.
Даосизм—религиозно-философское учение Китая,основоположник—Лао-Цзы.Дхаммапада—древнеиндийская книга,в которой отражены основные положения буддизма.Индуизм—политеистическая религиозная система в современной Западной Индии,продолжившая и развившая традиции ведической религии и брахманизма (получила распространение в раннем средневековье).
«И-Цзин» («Книга перемен»)—древнекитайский сакральный текст.
Конфуцианство—религиозно-философское учение Китая,основоположником которого былКонфуций.
Упанишады(с санскр. —сидеть рядом с учителем) —религиозно-философскиекомментарии к Ведам.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные предпосылки возникновения философии Древнего Востока? 2.Назовите основные направления и школы древнеиндийской философии.
3.Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности?
4. Назовите основные заповеди буддизма.
5. Каково значение «Книги перемен» для формирования философии Древнего Китая?
6. В чем состоят основные положения философии даосизма? Как следует понимать «недеяние» в этой философии?
7. Назовите основные положения философии Конфуция. Каково значение и роль ритуала в его учении?
8. Видите ли вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?
Упражнения и задачи
1. Назовите 4 благородные истины буддизма и раскройте их смыл.
· ...........................................................................................................................
…………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………
· …………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………....
· …………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
……………………………
· …………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
2. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какими качествами, согласно Конфуцию, должен обладать руководитель?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. . Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Янь»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Познакомьтесьсмыслями древнекитайского философа ЛуньЮя.
Какие ценности характерны длядревнекитайского обществаиегокультуры?Выпишитеих ниже. Как Высчитаете, потеряли ли они своезначение сегодня?
Учительсказал:«Еслируководитьнародом посредством законовиподдерживатьпорядокпри помощинаказаний, народбудетстремитьсяуклонятьсяотнаказанийине будетиспытывать стыда.Еслижеруководить народом посредствомдобродетелииподдерживатьпорядокпри помощиритуала, народ будет знатьстыд, ионисправится».
Цзи Кан-цзыспросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учительответил:«Есливы будетевобщениис народомстроги,то народ будетпочтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу),тонарод будетпредан.Есливыбудетевыдвигатьдобродетельныхлюдей и наставлять тех, кто не может бытьдобродетельным, то народ будет старательным».
ЛуньЮй.Древнекитайскаяфилософия.М.,1972.С144 – 145.
6. В зависимости от чего учения древней Индии подразделялись на ортодоксальные и неортодоксальные?___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Какова взаимосвязь "Брахмана" и "Атмана" в ведической философии?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Как возможно познание в ведической философии?______________________________________________________________
9.Как взаимосвязаны понятия "сансара" и "карма" в древнеиндийской философии?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Почему в древнеиндийской традиции принято сжигать тела умерших?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие принципы составляют основу буддизма?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Какое место в философии буддизма занимает понятие "нирвана"?________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какое значение в древнекитайской философии имеет понятие "Дао"?____________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Определите общее и различное в понятиях «Брахман» и «Дао».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.В чем суть принципа «у-вей»?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Как Конфуций решает проблему государственного управления?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие особенности являются общими и различными для философии Древней Индии и Древнего Китая?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темы теоретических сообщений
1.Проблема реинкарнации в древнеиндийской философии и современной науке.
2. Буддизм и его место в мировой культуре.
3. Восточная медицина прошлое, настоящее и будущее.
4. Восточная медицина в философском аспекте.
5. Философские системы Кун-цзы и Лао-цзы (сравнительный анализ).