Политические теории Просвещения в Германии. И. Кант и И. Фихте.

Своеобразие Просвещения в Германии. Политико-религиозный контекст зарождения Просвещения в Германии. Его антирелигиозный и антиклерикальный характер. Распространение разумного прагматизма с конца ХVII в. как нового типа мышления и практики. Роль в этом процессе эрудитов и университетов. Раннее Просвещение (1680 -1720\30): переход от Барокко к Просвещению. Его содержание: изменения в философии и в естественнонаучном знании. Секуляризация идеи естественного права. Вытеснение теологии метафизикой, трансформация юриспруденции в политическую философию, переход натурфилософии, основанной на методе и разуме, в разряд науки. Распространение идей германского Просвещения. Развитие литературных жанров.

Позднее Просвещение в Германии (начало с 1770-гг., апогей – 1780-гг.) как движение к всеобщему интересу, практической активности и к социальным реформам. Развитие этики и политики. Творчество И. В. Гёте, политический пафос движения «Штурм и Натиск». Закат Просвещения и подъём консерватизма к 1820 г.

· Теоретическая мысль Иммануила Канта (1724 -- 1804). Чистый разум как идеальнотипическая функциональная структура. Способность какфункция познающего субъекта и необходимое условие единства опыта. Регулятивный принцип разума. Теоретический разум как рационалистическая гипотеза. Практический разум. Императивы практического разума: гипотетические и категорические. Нравственный закон. Прагматическое использование разума. Понятие антропологии. Свобода как моральность и автономия действия. Природа и культура. Создание совершенного государственного устройства, как осуществление скрытого плана природы. Антагонизм между общительностью и необщительностью человека,"склонностью жить в обществе, уравновешенной стремлением воздержаться от этого" -- фактор прогресса и причина формирования"законосообразного порядка". Государство как гражданская организация. Закон -- регулятор противоречий и гарант свободы. Вопрос о государственной власти. Общая воля, имеющая основание в разуме, как источник государственной власти. Кантовское понятие "справедливого суверена", выступающего в качестве арбитра частных интересов. Преимущества республиканской формы правления. Вопрос о формировании "всеобщей гражданской общности", "которая утвердит международное право таким образом, чтобы маленькие государства получили бы гарантию безопасности, объединение сил и согласие воль". Пути образования "сообщества наций", гарантирующее безопасность государств и согласие между нациями. Понятие “эры Просвещения”. Путь к эре Просвещения по Канту: распространение экономической, гражданской и религиозной свободы в Англии, Германии, Австрии в конце XVIII в., а также революция во Франции. Незавершенность этого пути. Граж­данское общество -- форум критических публичных суждений и рациона­листической критики. Наднациональное "всеобщее гражданское общество" или всемирная республика интеллектуалов (Res Publica Lit­terarum).

· Диалектический метод Иоганна Готлиба Фихте (1762 – 1814). Принцип автономии воли как универсальное начало философской системы у Фихте. Преодоление кантовского дуализма чистого практического и чистого теоретического разума. Принцип свободы и природа. Диалектика индивидуального и абсолютного Я. Теоретическое и практическое наукоучение (чистая наука). Синтетические понятия и синтетические суждения чистой науки. Деятельность практического субъекта. Нравственность и деятельность. Философия как сознательное подчинение индивида нравственному закону. Смысл и цель истории. Этапы развития истории человечества. Идея назначения и долга каждой отдельной нации. Государство и общество. Направления государственной политики: регулирование социальных противоречий, ценообразование, контроль над производством и торговлей, монополия внешней торговли, справедливое распределение общественного богатства, распоряжение земельным фондом. Эклектизм взглядов Фихте на общество и государство.

Литература

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане//Кант И. Соч. Т. 6. М., 1966.

Кант И. Критика способности суждения//Кант И. Соч. Т. 5. М., 1966.

Кант И. Критика практического разума. М., 1995.

Фихте И. Сочинения: в 2-х тт. СП-б., 1993.

Лекция 14

Наши рекомендации