Предмет и специфика философского знания
Философия[1] – это форма теоретического знания, предметом которого является выявление и анализ предельных видов реальности и, в первую очередь, определение того, что такое «природа», «человек» и «общество».
В основе философии лежит особая теоретическая установка сознания, которая направлена на выявление и последующую концептуализацию с помощью понятий различных регионов и структурно организованных целостностей, которые первоначально предстают перед ним в слитной нерасчлененно-чувственной форме.
Относительно внешней по отношению к сознанию реальности основная задача философии как особой теоретической установки состоит в том, чтобы увидеть за постоянно изменяющимся чувственно воспринимаемом многообразием нечто устойчивое и относительно неизменное, то, что можно выразить посредством определенных понятий и, тем самым, понять как основание, причину и закономерность, которые первоначально скрыты за множеством разнообразных явлений.
Что касается внутренней реальности самого сознания, то здесь задача философии аналогична. Она состоит в том, что бы концептуализировать содержание психически представленной и осознаваемой человеком его собственной жизни, выявив в этом содержании разнообразные устойчивые формы и элементы. В частности, такие, как структуры мыслительной деятельности, сферу чувств, мотивов и ценностей, феномен «Я» как предпосылку самосознания.
Описываемая теоретическая установка является сущностью философии, возникла вместе с ее появлением, была ей всегда присуща и таковой она остается в современности. Независимо от того, к каким именно основаниям в конце концов в разные времена приходили те или иные философы, поиск их в различных сферах реальности всегда был и остается основной задачей философского знания. Поэтому предмет философии на всем протяжении её развития всегда оставался одним и тем же, однако конкретное содержание философского знания, т.е. та степень знания реальности, которого достигала философия в своем развитии, постоянно изменялся.
Исторически философия возникла как единая форма теоретического знания о мире и все другие науки – или, точнее, то, что впоследствии стало называться «науками» – было частью единого философского знания. При этом выступая в качестве «метафизики», т.е. в качестве того, что исследует реальность на самом предельном и, насколько это возможно, самом общем уровне, философия понималась в качестве «науки всех наук», а все другие науки – в том числе и физика – были формами более частного, как бы конкретизирующего философию знания. Например, по мнению Аристотеля, одного из крупнейших философов и ученых античности, философская мудрость отличается от знания добываемого частными науками тем, что здесь познаются первопричины, которые в самом общем плане описывают и обосновывают всю действительность. В силу того, что философское знание заключает в себе основания для более частных видов опыта, оно должно занимать господствующее положение по отношению ко всякому другому знанию и вообще любой деятельности.
Такое понимание роли и места философии в системе знаний просуществовало вплоть до второй половины XIX столетия[2]. В частности, Р. Декарт, один из создателей новоевропейского типа мышления, все еще полагал, что «вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки»[3].
Ситуация с местом и ролью философии в сравнении с другими науками стала заметно меняться начиная со второй половины XIX столетия. К этому времени начавшие выделяться из состава философского знания в XVII веке естественные науки набрали достаточную силу и у них появился не только свой особый объект исследования – природа, но были разработаны соответствующие эффективные и специализированные методы его познания. В XVIII столетии в самостоятельную область исследований выделилась экономическая наука, в XIX веке появились социология и психология – специализированные науки об обществе и человеке.
Несмотря на это, философия не только не утратила своего содержания, но, наоборот, обогатила его. Характерное для некоторых представителей естествознания как XIX века, так и современности представление о том, что развитая наука – это сама по себе философия и поэтому никакой дополнительной философии быть не может, видимо, не вполне соответствует действительности.
С одной стороны, действительно, любая фундаментальная сфера человеческого знания и, в частности, названные науки всегда основываются на каких-либо определенных предпосылках, всегда исходят из определенного набора первых принципов и всегда пользуются какими-либо основными методами. Причем, естественно, они не берут их «ниоткуда», а, как правило, заимствуют их из других областей знания или же создают сами в процессе решения тех особых проблем, которые перед ними встают. Эти предпосылки и методы – точнее, самые общие и основные из них – в силу того, что они определяют и задают видение соответствующей сферы реальности, определяют способы взаимодействия с ней, по существу, и представляют собой философский уровень знания или, другими словами, тот предельный уровень, который удается достигнуть в рамках конкретных наук.
Кроме гипотетико-методологической стороны философским характером обладают также и определенные результаты специально-научных исследований. В первую очередь, те из них, которые касаются описания предельного уровня той или иной сферы реальности.
С учетом развития современных видов специализированного фундаментального познания вряд ли можно согласиться с существованием наряду с ними философии как обособленного метафизического знания в смысле Аристотеля и Декарта, посредством которого можно было бы познать природу глубже, нежели на это способны соответствующие науки. И уж тем более будет странным, если такая самостоятельная метафизическая философия пожелает давать наукам какие-либо указания методологического характера. Это, видимо, и имеют в виду сторонники мысли о том, что наука – это сама по себе философия.
Философия как метафизика и «наука всех наук» могла существовать лишь до тех пор, пока единственным способом познания реальности был умозрительно-спекулятивный метод рассуждения о «сущности» тех или иных явлений. Возникшие в недрах естествознания специализированные методы исследования – в первую очередь математические методы и экспериментальные исследования – очень быстро показали недостаточность, а иногда и просто наивность «чистого умозрения». Особенно, если такой подход воспринимался в качестве единственного и непогрешимо-самоочевидного способа отыскания истины.
Тем не менее, философия как особый тип знания сохранилась и в современности. Специфику философии по сравнению с позитивными науками можно определить следующим образом. Существенным для их различения является характер познавательной установки. Наука, даже фундаментальная, в значительной мере основывается на позитивистской установке результативности. Познать как возможно глубже, но познать «для того, чтобы». Следствием такой установки может быть абсолютизация определенных и вполне эффективных способов познания реальности. Собственно говоря, видимая эффективность чаще всего и приводит к абсолютизации определенных методик в познании. Результат этого – позитивное, но слишком частное и локальное знание. Если же происходит абсолютизация наработанных эффективных методик познания и возникает убеждение в их практически неограниченной эвристической мощи, то возникает новая метафизика; во многом подобная той, о недостатках которой и говорили сторонники позитивно-научной методологии.
Философия, будучи критикой и рефлексией относительно методов и результатов научного познания, в силу особенности такой ее установки не позволяет полностью увлечь разум на жестко определенную и поэтому весьма ограниченную колею однозначного понимания и интерпретации. Философская критика данного и достигнутого может стимулировать как поиск новых методов и приемов познания в научной и практической деятельности, так и обеспечивает существование более широкого, специфически человеческого горизонта понимания и отношения к миру. Последнее особенно хорошо видно в сфере знаний о человеке и обществе.
Во всяком случае, не соответствуют действительности распространенные одно время представления, смысл которых хорошо передают слова одного немецкого философа, что «все отдельные предметы розданы особым наукам – философия подобна поэту, который опоздал к дележу мира. …Философия подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и затем должен был примириться с тем, что его, как нищего, выбросили на улицу»[4].
Для того чтобы показать историческое единство философского и научного знания, рассмотрим следующий пример. Древнегреческий философ Фалес, – от которого принято вести отсчет истории древнегреческой философии – пытался понять, что из себя представляет природа как целостная реальность. В результате своих размышлений Фалес пришел к выводу, что это «вода». Современные ученые-физики, исследуя тот же самый вопрос – что собой представляет природа – конечно, приходят к совершенно другим выводам и используют совсем другие методы. В частности, они предполагают, что все множество материальных вещей и процессов может быть объяснено как результат действия четырех фундаментальных взаимодействий. Нетрудно заметить, что при всем внешнем различии, между ними и древним философом есть нечто общее – то, что и они и он ставят один и то же вопрос: как можно объяснить видимое многообразие отдельных вещей и процессов как единое целое? Поэтому можно сказать, что и современные ученые, и Фалес находятся в рамках одной и той же теоретической установки, и те фундаментальные результаты, которые они получают в своей работе, есть современное приращение к составу знания, называемого «философским».
Приведем другой пример, демонстрирующий специфику философского подхода к исследованию реальности. На этот раз из области социального знания. В рамках конкретного законодательства, действующего в стране в определенный период её исторического развития, те или иные действия людей могут быть классифицированы как «преступные» либо нет. В частности, небезвозмездное использование одним человеком труда другого с целью получения собственного дохода в одно время в нашей стране расценивалось как преступление, а сейчас, наоборот, понимается как желаемое социальное явление. Понятно, что если сущность деяния определена, зафиксирована в соответствующей статье кодекса, доказательство наличия или отсутствия «состава преступления», в принципе, не представляет проблемы. Но как быть с объяснением того, почему в одно время, это деяние расценивается как «преступление», а в другое нет? Попытка объяснить, почему в обществе в разное время распространены разные представления о «желаемом» и «преступном» и как они изменяются, и будет примером философского уровня знания применительно к соответствующей сфере.
Наконец, еще один пример, на этот раз касающийся проблемы изучения человека. Возникшая в конце XIX века психология, поставила перед собой задачу доказательного, научного изучения психики человека. В ходе своего развития эта наука достигла определенных положительных результатов. Однако, несмотря на целый ряд успехов психологии как объективной, доказательной науки о человеке, всё-таки нельзя сказать, что психика последнего изучена настолько хорошо, что все, что происходит в ней, может быть описано в форме точно сформулированных зависимостей и при этом подтверждено экспериментально. Такие фундаментальные проблемы, как, например, вопросы о природе психической реальности, о механизмах самосознания, о том, что такое «Я» пока так и не получили однозначного объяснения в рамках психологической науки. Такие проблемы и есть философский уровень знания о человеческой психике.
Для раскрытия специфики философии целесообразно соотнести её не только с науками, но также и с таким формами человеческого опыта, как искусство и религия.
Искусство – это область человеческого знания, которое выражено в художественной форме. Главной целью создания художественных произведений является обращение к сфере этико-эстетических переживаний человека, в частности, к чувствам «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и т.п. Художник в своем творчестве стремится, в первую очередь, не к описанию действительного положения дел, а к созданию соответствующего чувства и настроения.
С формальной стороны различие между искусством и философией состоит в том, что первое, как правило, выражает своё содержание при помощи чувственно воспринимаемых форм и более-менее конкретных образов (даже если они создаются при помощи слов), философия же выражает свое содержание посредством понятий и при этом стремится к познанию общего. Принципиальное различие между ними состоит в том, что философия (как и наука) стремится к истине, к описанию действительности как она есть «на самом деле», пытаясь для этого установить соответствующие причины явлений, искусство же, как уже было сказано, такой задачи перед собой не ставит. Более ясно различие между философией и искусством можно показать, если сравнить последнее и «философию искусства», т.е. «эстетику». Эстетику как форму философского знания интересует не само соответствующее переживание, а, в первую очередь, его анализ. В частности, выяснение того, почему нечто вызывает то или иное эстетически значимое чувство.
Что касается соотношения философии и религия, то по этому поводу можно сказать следующее. Религия основывается на такой установке человеческого сознания, в которой главным является стремление обрести веру. Любая религия включает в себя некоторый набор основоположений, с которыми её приверженцы должны соглашаться. Такие основоположения называются догматами, они не могут быть ни проверены с помощью научных методов познания, ни даже ясно осознаны в качестве самоочевидных истин. Догматы, с точки зрения религии, – это высшая истина, нечто сверхразумное и недоступное человеческому пониманию.
Философия – это совершенно другая установка сознания, которая – как уже было сказано – является формой рационального познания и которая обязательно предполагает формулировку содержания своего знания посредством ясно осознаваемых и логически связанных мыслей. Основанием, источником компетенции в философии является человеческий разум. Цель философии – осознать и понять, четко сформулировать и ясно выразить и, на основании этого, убедиться, что дело обстоит так или иначе. Поэтому что-либо «сверхразумное», т.е. что-то такое, что в принципе недоступно для человеческого ума для философии не существует в принципе. Таким образом, по своей сути философия и религия – это совершенно разные установки человеческого сознания. Для первой главным является понимание, для второй – вера.
Следует заметить, что и философия, и религия могут претендовать на статус предельного знания о реальности. Именно в силу этого между ними возможен конфликт.
Исторически философия как особая теоретическая установка сознания и как накапливаемое и передаваемое от поколения к поколению знание в виде соответствующей традиции существовала и существует далеко не во всех человеческих сообществах. Однако несмотря на это, феномен философии может быть объяснен исходя из природы человека, как бы выведен из нее.
Речь идет о том, что возможность философии как особого типа знания может быть объяснена исходя из конститутивных особенностей психики человека. В данном случае имеются в виду следующие две особенности его психики: способность к теоретическому мышлению и феномен самосознания.
Хотя способность к мышлению вообще не является исключительной прерогативой человека, однако только он обладает способностью к особому виду мышления – теоретическому. Главной чертой такого мышления является его абстрактно-понятийный характер. Благодаря способности к образованию и оперированию понятиями человек оказывается способен воспринимать не только ту или иную конкретную ситуацию, но также мыслить и воображаемую, причем обобщенно.
Воспринимая мир категориально, человек осознает его на гораздо более общем и глубоком уровне, нежели чем любое животное. И это имеет большое практическое значение. Однажды поняв причину того или иного явления, осознав тип той или иной ситуации, человек далее сможет к ним заранее подготовиться, выбрать оптимальный вариант своего поведения. Понимание типов возможных ситуаций и осознание постоянно действующих причин – когда оно находится на высоком уровне развития – находит выражение в способности формулировать соответствующие категорий. Например, такие: «закон – это устойчивая связь между явлениями», «природа – это единство материальных вещей и процессов».
Благодаря абстрагирующей способности своего сознания человек оказывается способным к концептуализации действительности как целого. Он может упорядочить изначальный хаос собственных ощущений, чувств и впечатлений в виде относительно самостоятельных и целостных систем категорий и на основе этого понять, что из себя представляют как мир в целом, так и тот или иной отдельный его регион.
Из этого следует, что концептуализация действительности в виде соответствующих понятий и представлений и образование на основе этого целостных картин этой действительности или мировоззрений есть сущностная способность человека как существа, которое обладает способностью к абстрактному мышлению. Другими словами, быть человеком – это значит иметь ту или иную картину мира, придерживаться того или другого мировоззрения.
Представление о человеческой картине мира или мировоззрении будет неполным, если упустить из внимания такую важную особенность человеческой психики как феномен самосознания. Самосознание – это способность человека делать предметом исследования содержание собственного сознания. Благодаря этой способности предметом анализа оказывается не только внешний по отношению к человеку мир (природа, другие люди, общество), но также и он сам. Именно благодаря этой способности человек сознательно и специально может ставить перед собой вопросы о том, кто он такой, каково его место в мире, каков критерий истины?
Что касается места и роли философии как особой формы знания в процессе формирования конкретными людьми или теми или иными их группами своего мировоззрения, то относительно этого можно заметить следующее. Как в процессе индивидуального развития отдельного человека, так и в процессе исторического развития общества представления о мире, о своем месте в нем, о проблемах, которые необходимо ставить и задачах, которые надо решать, изначально формируются более или менее стихийно. Часто они связаны с непосредственными результатами практического реагирования на вновь возникшие обстоятельства, оказавшиеся иной раз успешными, иной – нет. Иногда они могут быть почему-либо переняты от других людей, заимствованы из других обществ. Такой, по существу, бессознательный способ социализации и аккультурации может быть вполне эффективен на определенных этапах исторического развития и, в принципе, он характерен для т.н. «традиционных» обществ, где нет ни наук, ни философии, и их место занимают совокупности конкретно-практических навыков, а также религия.
Что же касается обществ другого типа – развивающихся или «креативных» – то их развитие возможно только на основе абстрактного, теоретического знания. Одним из разделов такого знания как раз и является философия. Существование рациональной философии с её обращенностью к человеческому разуму как последней инстанции является одним из важных факторов успешного развития обществ креативного типа.
Теперь несколько специальных замечаний относительно функций философии. Как правило, выделяют следующие функции философии: мировоззренческую, методологическую и социальную. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что последняя, выделяя, определяя и анализируя предельные сферы бытия совершенно определенным образом, одновременно создает определенную картину мира или мировоззрение, отвечая, в частности, на вопросы о том, что такое действительность в целом, что возможно и чего не может быть в этом мире, какие общие закономерности и тенденции там действуют. Методологическая функция философии тесно связана с мировоззренческой и, по существу, вытекает из нее. Сущность этой функции состоит в том, что философия, задавая понимание того, что есть реальность, как в целом, так и в отдельных ее видах, одновременно определяет, какие приемы и способы действия могут быть эффективными при оперировании с тем или иным её регионом. Социальная функция философии проявляется в том, что последняя, формулируя те или иные мировоззренческие идеи и, в особенности, определяя те или иные цели и ценности, тем самым способствует сплочению (или разделению) людей и их групп, делающих из этих представлений вполне определённые выводы.
Необходимо заметить, что философия – это достаточно развитая форма знания, состоящая из нескольких относительно самостоятельных разделов. Прежде всего, выделяют следующие разделы философского знания:
- онтологию[5] и теорию познанию[6], предметом которых является знание о бытии как тотальной целостности всего сущего, определение отдельных видов бытия – прежде всего, «природы» и «сознания», – их детальная категоризация, а также решение вопроса о способах, возможностях и границах познавательной способности человека;
- логику как науку о формах и законах человеческого мышления;
- этику, предметом которой является рациональный анализ нравственности и различных видов морали;
- эстетику, которая занимается выявлением видов и причин специфических переживаний человека, в основе которых лежат такие чувства, как переживания «прекрасного», «безобразного» и др.
- социальную философию, предметом которой является анализ природы общества и изучение закономерностей его изменения.
Начиная с XX века, в сфере философского знания выделяют также такие разделы, как «философская антропология», «философия культуры» и «философия науки».
Следует заметить, что онтология и теория познания являются как бы первичными и основными разделами философского знания; в том смысле, что именно здесь ставятся и решаются вопросы предельного порядка: что есть реальность как природа и сознание, каким образом они организованы и как они могут быть познаны? Остальные разделы философии, рассматривая более специфические виды реальности, находятся в тесной связи и в определенной зависимости от учения о бытии и теории познания. И не только потому, что здесь анализируются более частные и специфические аспекты реальности, но также и потому, что по характеру отношения к предметам своих исследований, т.е. по характеру задаваемых ими вопросов, они, по существу, являются вариантами продолжения и конкретизации той же самой познавательной установки, которая характерна для онтологии и теории познания, являющихся сущностью философского знания[7].