IX. Философияиметодологиянауки

Вводные замечания к разделу

Обликсовременнойцивилизации,повседневнаяжизньобыкновенногочеловекавзначительноймерезависятототкрытий,которыебылисделанывнаукахзапоследние100лет.Попробуйтепредставитьсебенашужизньбезиндустрииградостроительства,транспортаисвязи,безагрикультурыимедицины.Развитиеэтихотраслейбылобыпростоневозможнобезсоответствующихоткрытийвестественныхнауках.Благодарясвоимдостижениямнаукавсовременноммирепользуетсябольшимизаслуженнымавторитетом.

Однаконаукаоченьсложна.Современныеученыеисследуютявления,окоторыхобычный,неподготовленныйчеловекдаженеимеетпредставления.Внаукахиспользуютсятерминыивыдвигаютсягипотезы,смыслкоторыхможетбытьпонятентолькоузкомуспециалисту.Поэтомунеспециалист,дилетант,впринципенеспособеноценитьистинностьилиошибочностьтехилииныхнаучныхтеорий.

Авторитетисложностьнауки,какнистранно,оказалисьпитательнойпочвойдляраспространениявсевозможныхлженаучных«теорий».Паразитируянаавторитетенастоящейнауки,современнаялженаукавсяческистараетсявнешнепоходитьнанее.Поэтомулженаучныетеорииизобилуютнаукообразнымитерминами,сложной,частозапутаннойсистемойрассужденийивыводов. Впрочем, и настоящие, честные ученые, выдвигая те или иные теории, тоже могут искренне заблуждаться.

Ситуацияосложняетсятем,чтоинауканестоитнаместе.Входеееразвитиявозникаютновыенаправления,появляютсянеизвестныеранееобъектыисследования.Спецификанаучногопознаниятакова,чтонельзязаранеепредсказать,принесутлитеилииныеизысканияположительныйрезультатилинет.Несмотрянато,чтонельзязаранееопределитьполныйсписок«настоящих»научныхтемисследования,темнеменее,можнопопытатьсяуказатьнанекоторыеособенностипсевдонаучных«изысканий»,покоторымможносвысокойстепеньювероятностисудитьотом,чтопереднамиоткровеннобессмысленныеилифантастическиепроекты,которыетолькопытаютсяказатьсянаучными. Специально эта тема исследуется в такой области научно-философского познания, как философия и методология науки.

Что касается естественнонаучных теорий и тем исследования, то обязательными требованиями, которым они должны подчиняться, чтобы претендовать на статус «научных», является безусловное применение к ним следующих принципов: а) непротиворечивости, б) верификации, в) фальсификации, г) соответствия. Теория является ненаучной, если она содержит в себе логически противоречивые положения (а); если нельзя указать её область определения, т.е. нет фактов, которые она описывает и достаточно точно предсказывает (б); если она описывает и «предсказывает» практически любые факты и нельзя указать ту область определения, где теория действует и где она не действует, т.е. теория оказывается неопровержимой (нефальсифицируемой) в принципе (в); теория содержит положения, которые противоречат ранее проверенным достоверным теориям и данным (г).

Для откровенно лженаучных теорий характерен:(а) синкретизм знаний и данных (приводятся знания и данные из любых областей познания, между ними указываются причинно-следственные отношения (которые недоказаны в действительности) или проводятся искусственные аналогии (которые в действительности неэвристичны и являются лишь разновидностью логической ошибки – подменой тезиса); (б) слишком яркая «новизна», которая никак не согласуется с признанными результатами исследований в соответствующей области познания.

Если позитивная наука (естественная, техническая или социальная), занята решением конкретных проблем и для этого она используют соответствующие методы, модели и другие приемы и способы познания, то философия по отношению к науке выступает в качестве рефлексии её оснований. Любая наука всегда основывается на некоторых предпосылках или аксиомах, которые в её собственных рамках принято считать безусловно истинными.Однако философия с таким подходом не всегда может согласиться. Дело в том, что всегда возможен вопрос: а почему именно нечто принимается в качестве безусловной истины? Хотя процедура подобного вопрошания не может продолжаться бесконечно (в этом случае сам вопрос теряет смысл), тем не менее, несколько шагов вглубь всё же можно сделать. Иногда процедура подобная вопрошания может иметь совершенно определенный позитивный результат. Так бывает, например, тогда, когда в рамках конкретной науки возникает какая-либо проблема, которую не удается никак решить. Причина подобного затруднения иногда в том, что те исходные предпосылки, которые считались очевидными и истинными, на основе которых и была сформулирована соответствующая проблема, в действительности были ложными. Однако до определенного момента этого никто не замечал, пока не возникла соответствующая проблема.

В отличие от естественных и технических наук науки социально-гуманитарного цикла изучают человека и общество. Особенность предмета и методов социально-гуманитарного познания связана с тем, что здесь главным является установление истинного смысла изучаемых фактов. Основная трудность связана с тем, что простая констатация фактов не позволяет понять их смысл, понять «почему» и «зачем» имело место то или иное явление. Ситуация осложняется тем, что для разных людей и их социальных групп, и особенно в разные исторические периоды смысл того или иного действия может быть разным. В гуманитарных науках проблема смысла и интерпретации текста исследуется в герменевтике.

Что касается экономической науки, то здесь, также как и в других социально-гуманитарных науках, философская составляющая связана с выяснением оснований или предпосылок экономических теорий, а также с вопросом о границах применимости и эвристичность соответствующих методов исследования.

Специальные методические пояснения к некоторым заданиям раздела

Текст задания 9.1., где разбирается пример лженаучного исследования, может быть дополнен текстом из заданий 3.4. «Р. Барт: Миф как подмена смысла», где в эссе «Мозг Эйнштейна» Бартом разбирается случай мифологизации образа и высказываний А. Эйнштейна, и особенно 3.5. «Р. Бендлер: Из лягушек – в принцы», так как в последнем случае говорится о еще одной форме лженауки (НЛП).

В качестве иллюстрации ненаучно подхода в сфере социально-гуманитарного познания могут быть использованы тексты заданий 6.1. «С. Франк: В общественной жизни существуют вечные и неизменные законы» и 6.2. «Н. Бердяев: Социальность как органическое единство личностного принципа и принципа сотрудничества» как примеры подмены действительного исследования проблем социальной реальности субъективистски-нормативными суждениями о них.

Также в рамках изучения тем данного раздела может быть использован текст из задания8.5. «Ж.-Ф. Лиотар: Научное знание как языковая игра экспертов», где описывается проблема легитимизации научного знания.

Наши рекомендации