Скептицизм Пиррона как отрицание достоверности и возражениеАристотеля

Прочитайте следующий текст и ответьте на прилагаемые к нему вопросы.

Можетбыть,абсолютнодостоверногознаниявообщенесуществует?(Абсолютно достоверное знание – это такое знание, в котором нельзя усомниться в принципе, которое истинно всегда – в рамках соответствующей области определения – в отличие от вероятного знания, которое достоверно лишь в определенной степени.) Вот6(из10)аргументов,которыеещевантичностивыставилскептикПИРРОН (365 – 275 до н.э.) противвозможностисуществованиядостоверногознания:

«Первыйисходитизтого,чтоуразличныхсуществразличнынаслаждениеиболь,различныпользаивредотразныхвещей.Этозаставляетдумать,чтоипредставленияунихнеодниитежеотоднихитехжевещейичтопоэтомупритакомпротивоборствелучшевоздерживатьсяотсуждений.…Потомуичувстваунихразличны:ястребывсехзорче,собакивсехчутче,асталобыть,можнодумать,чторазглазауразныхживотныхразные,тоипредставления–соответственныеим.Точнотакжеивинограднаялозадлякозласъедобна,адлячеловекагорька,илицикутадляперепелкипитательна,адлячеловекасмертельна,илиотбросыгодятсявпищудлясвиньиинегодятсядлялошади.

Второйисходитизчеловеческойприродыиличныхособенностей.Так,Демофонт,поварАлександра,грелсявтениимерзнасолнце.…Точнотакжеодинчувствуетвлечениекврачеванию,другой–кземледелию,третий–кторговле,итожесамоезанятиеоднимидетвовред,другимнапользу.Поэтомуследуетвоздержатьсяотсуждений.

Третийисходитизразличиявнашихчувствующихотверстиях.Так,яблокозрениюнашемупредставляетсяжелтым,вкусу–сладким,обонянию–душистым;идажеоднаитажеформавидитсяпо-иному,отражаясьвразныхзеркалах.Изэтогоследует,чтовсякаявидимостьестьневбольшейстепениодно,чемдругое.

Четвертыйисходитизпредрасположенийиобщихперемен,каковыздоровье,болезнь,сон,бодрствование,радость,печали,молодость,старость,отвага,страх,недостаток,избыток,вражда,любовь,жар,озноб,неговоряужеолегкомдыханииитрудномдыхании.Оттого,каковыпредрасположения,зависитиразличиевидимостей.Ведьдажето,чтовидитсясумасшедшим,непротиворечитприроде–чемонипротивоестественней,чеммы?Ведьимы,глядянасолнце,видим,будтоононедвижется;астоикФеонТифорейскийбродилвосне,аодинрабПериклаподымалсявоснедаженаверхушкукрыши.

Пятыйисходитизвоспитания,законов,верывпредания,народныхобычаевиученыхпредубеждений.Сюдаотносятсясомненияопрекрасномибезобразном,обистинномиложном,добромизлом,обогах,остановленииигибеливсехвидимостей.Всамомделе,одноитожедляоднихсправедливо,длядругихнесправедливо,дляоднихдобро,длядругихзло.Персынесчитаютневозможнымженитьсянасобственнойдочери,ауэллиновэтопротивозаконно.Умассагетовженыобщие,уэллинов–нет.Киликийцынаходятудовольствиевразбое,эллины–нет.Разныенародыверятвразныхбогов.…Египтянепокойниковбальзамируют,римлянесжигают,пеонийцыбросаютиозера.Поэтомуотсуждения,чтоистинно,ачтонет,следуетвоздержаться.

Шестойисходитизсоединенийивзаимодействий,попричинекоторыхничтонеявляетсясамособойвчистомвиде,атольковсоединениисвоздухом,светом,влажностью,плотностью,теплом,холодом,движением,испарениемидругимивоздействиями.Так,пурпурвыказываетразныеоттенкиприсолнце,прилунеиприсветильнике;цветнашеготелакажетсяразличнымвполденьиназакате;камень,которыйввоздухетяжелидлядвоих,безтрудаперемещаетсявводе,толипотому,чтоонтяжел,ивводелегчает,толипотому,чтоонлегок,аввоздухетяжелеет;акакововсеэтосамопосебе,мынеможемвыделить.

…[Скептики]отвергаютвседоказательства,критерииистинности,знаки,причины,движения,изучение,возникновение,существованиедобраизлапоприроде.…Догматическихфилософовониназываютглупцами.…Убедительноенеследуетприниматьзаистинное,ибоодноитожебываетубедительнонедлявсехинепостоянно.Убедительностьзависитиотвнешнихобстоятельств,иотдоброгоимениговорящего–потомули,чтоонразумен,иливкрадчив,илиблизокнам,илиговоритприятноенам.

…Критерий[истинности]…определяетсяпротиворечиво:одниговорят,чтокритерий–эточеловек,другие–чточувство,третьи–чторазум,четвертые–чтопостигающиепредставления.Нолюдипротиворечатсамисебеидругдругу,чтоявствуетизразницызаконовиобычаев;чувствалживы;разумпротиворечив;постигающеепредставлениеопределяетсяумом,аумпеременчив.Сталобыть,критерийнепознаваем,атемсамымнепознаваемаиистина».

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

Указ. соч. С. 357–362

Вследующемотрывкеизрассужденийантичного философа, создателя классической формальной логики АРИСТОТЕЛЯ (322 – 384 до н.э.) демонстрируетсяабсолютнаяистинностьфактовразума:

«…Противолежащиедругдругувысказыванияободномитомженемогутбытьистинныводноитожевремя. (Например, следующие высказывания не могут быть одновременно истинными: «Я сейчас нахожусь в этом доме» и «Я сейчас не нахожусь в этом доме» – В.Л.)…Подобнымжеобразомнельзявысказыватьободномитомженичегопромежуточного[междупротивоположностями].Еслипредмет,окоторомвысказываются,естьнечтобелое,то,говоря,чтооннебелое…,мыскажемнеправду,ибополучается,чтоонибелое,инебелое;действительно,толькооднаизвзятыхвместе[противоположностей]будетистиннаотносительноего,адругаяестьнечтопротиворечащеебелому.

…Точнотакженевозможно,чтобывысказываниябыливселожнымииливсеистинными,…потому,чтоесливсевысказыванияложны,тонеговоритправдуитот,ктоэтоутверждает,аесливсеистинны,тоиутверждение,чтовсевысказыванияложны,такженебудетложным».

Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 284

Вопросы

1. Почему скептики отвергают возможность такого знания, которое было бы достоверным для всех?

2. Если Вы не согласны с позицией скептиков, приведите примеры абсолютно достоверного знания.

3. Почему, по мнению Аристотеля, невозможен случай, когда все высказывания являются истинными либо ложными?

4. В каком отношении между собой находятся высказывания Пиррона и возражения Аристотеля: говорят ли они об одних и тех же фактах либо о разных? Замечание. Дело в том, что если они говорят об одном и том же, то в таком случае можно говорить, что Аристотель пытается опровергнуть точку зрения Пиррона. Если же они говорят о разных фактах, то их позиции вообще не совместимы и, соответственно, в действительности никакого возражения со стороны Аристотеля вообще нет. Итак: Опроверг Аристотель скептиков либо нет? Обоснуйте свой ответ.

Наши рекомендации