Иррационалистическая философия конца ХIХв.
-1-
Марксизм– одно из наиболее влиятельных направлений в общественной мысли ХIХ-ХХвв. Он возник в середине ХIХв. и определила развитие мировой цивилизации на период ХХв. Его основатели – Карл Маркс (1818-1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895гг.)Система научных и политических взглядов была использована не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих стран мира. Оценивая влияние марксизма на ход развития цивилизации в ХХ столетии, известный социолог Карл Поппер назвал этот век веком Карла Маркса.
Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к середине ХIХв. требовало их глубокого философского осмысления. Что мы имеем ввиду?
1.Прежде всего, это внутренние противоречия капитализма – между трудом и капиталом, эксплуататорами и эксплуатируемыми.
2.Как результат этих противоречий на исторической арене появились два класса с противоположными интересами.
3.Пролетариат Европы уже претендует на политические преобразования и ставит не только экономические, но и политические цели.
-Большое значение имело возникновение диалектического учения Г. Гегеля.
4.Исходной позицией марксизма стало также материалистическое учение Л.Фейербаха.
5.Благодаря естественнонаучным открытиям о происхождении человека в результате естественного отбора, а также открытие клетки, серьезно укрепились позиции материализма.
То есть, в этот период появляется необходимость в учении, которое исследовало бы эту действительность, обнаружила бы ее законы и дала объяснение изменениям в социальной, политической, естественнонаучной и философской сферах. Эту задачу взяли на себя К. Маркс и Ф. Энгельс исовершили глубокий переворот в общественной мысли – в философии, социологии и теории экономки. Поэтому в марксизме выделяются три составные части: философия, политическая экономия и теория научного коммунизма.
Философия образует наиболее фундаментальную теоретическую основу, на которую опираются две другие части марксизма. Она стала важной ступенью развития философского материализма, так как в ней был выдвинут ряд крупных, принципиально новых идей:
1.Произошло коренное изменение подхода к философскому знанию и его месту в культуре. Он имеет ярко выраженную практическую направленность.
То есть, марксизм – это воинствующий материализм. Как мы уже знаем, идейные предшественники К.Маркса считали, что наука имеет преимущественно теоретическое значение. То есть, философия – это чистая мысль. Она – царица наук, и должна заниматься только объяснением мира, не вмешиваясь в события, происходящие в мире – ни в экономике, ни в политике и т.д. К.Маркс ставит перед философией другие задачи. Так, в «Тезисах о Л.Фейербахе» он четко определил эту позицию: «философы лишь различным образом объясняли мир, дело же состоит в том, чтобы изменить его».
2. Фундаментальной идеей марксисткой философии является создание концепции диалектического материализма. Как мы уже говорили, прямыми предшественниками марксизма в области философии были Г.Гегель, с его диалектикой, и Л.Фейербах с его материализмом. Большое значение имели научные открытия в области естественных наук: небулярная гипотеза Канта-Лапласа, закон сохранения и превращения энергии Майера, Джоуля и Грова, клеточная теория М.Я. Шлейдена и Т.Шванна, теория происхождения человека Ч. Дарвина, периодический закон химических элементов Д. Менделеева, а также исследования в сфере экономики А.Смита и Д. Риккардо. Все эти научные открытия позволили марксистам дать новую интерпретацию диалектики. Теперь это не абстрактные размышления, а теория развития природы, человеческого общества и мышления –диалектический материализм.
3.Создание исторического материализмаявляется одной из фундаментальных идей марксизма. Благодаря этой идее философия марксизма получила название «диалектический и исторический материализм». Он использует диалектику, но уже в отношении к общественному развитию. До появления марксизма понимание истории состояло в признании того, что желания и воля отдельных личностей определяют ход развития истории. Согласно теории марксизма, изменить мир могут не одиночки, а только народные массы, трудящиеся. В результате марксизм вышел за пределы теории, в область практической социальной жизни, затрагивая судьбы миллионов людей и даже всего человечества. При этом К. Маркс не был удовлетворен постепенным, эволюционным преобразованием общества, он допускал лишь революционные, качественные преобразования. Поэтому марксизм вошел в историю человечества, как идеология жесткого классового подавления, оправдывающая крайние формы классовой борьбы и насилия.
4. Новизна взглядов марксизма заключалась в том, что базис общества он видит не в сознании, не в государственном устройстве, а в материальной жизни общества, в материальном производстве, которые складываются независимо от сознания человека.
5. Учение о формацияхтак же является одной из фундаментальных в марксизме.Суть его заключается в том, что вся история развития человечества – это смена общественно-экономических формаций, смена способов производства и соответствующих ему производственных отношений: первобытнообщинного на рабовладельческий, затем – феодальный, капиталистический, далее выводится перспектива перехода к коммунистической формации.
6.Составной частью марксизма является «трудовая теория происхождения человека» - антропосоциогенез.Развитие науки в Х1Хв. создало возможность для марксистов объяснить, каким образом возникло сознание. С точки зрения марксизма оно сформировалось в процессе антропосоциогенеза, то есть развития человека под воздействием социальных факторов. Как известно, Ч.Дарвин объяснил биологический механизм возникновения человека, при этом упустив социальные факторы. В марксизме главным социальным фактором формирования человека был процесс труда. Суть этой теории изложена в выражении: «труд создал человека».
Кроме теории марксизма, они дали человечеству пример и образец дружбы. Обоих мыслителей объединяли не только научные и политические интересы, но и 40-летняя искренняя личная дружба. Большое количество работ ими написано совместно. Фундаментальный труд Маркса – «Капитал» в 3-х томах. Работа Ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Совместные работы: «Святое семейство», «Немецкая философия», «Манифест коммунистической партии». Всего 45 томов произведений.
Владимир Ильич Ленин (1870-1924гг.) стал марксистом уже в гимназические годы, когда впервые ознакомился с «Капиталом» и другими произведениями марксизма. Уже в 18 лет он был автором крупных социально-экономических трудов, в том числе «Развитие капитализма в России». Философские проблемы он рассматривает в работе «Материализм и эмпириокритицизм», ставшей основным его трудом по философии, не считая «Философских тетрадей».
В центре внимания Ленина – проблема теории познания. Он считает марксизм единственно верной философией. Попытка дополнить его другими философскими построениями отвергаются им как «ненаучные». Вот поэтому предметом его критики стала философская теория эмпириокритицизма (критика опыта), ставившая себя выше идеализма и материализма. Так понимали сторонники этой философии Э. Мах и Р. Авенариус свою задачу, считая, что реальность находится вне сознания и независимо от него. На такие выводы их натолкнули открытия, сделанные в сфере естественных наук, в частности открытие луча Рентгена. Делались поспешные выводы о кризисе философии, подрыве ее основ. Ленин В.И., отвергая подобные рассуждения, считал, что речь должна идти не о кризисе философии, а неумении перейти от одного уровня знания к другому, более глубокому, как в принципе, и развивалась философия с древних времен.
Ленин В.И. сделал огромный вклад в формирование материалистической философии, развивая теории сознания, познания, материи и др. «Теория отражения» В.И.Ленина, как и его определение материи,находятся в основе современных научных представлений о сознании материи. Ленин глубок, когда говорит о взаимоотношении науки и философии, о свершившихся и новых переворотах в естествознании. Но его ошибка заключалась в том, что монополию на философскую истину он оставлял только за марксизмом и собой, как продолжателя их учения.
Но самое главное, Ленин В.И. – партийный вождь и революционер. Наша реальность показала, что во многом он не был прав: в презрении к противникам марксизма, в теории о диктатуре пролетариата, непримиримой классовой борьбе, в заявлениях об историческом превосходстве социализма над капитализмом. Один и тот же Ленин В.И., как теоретик, писал великие философские труды, но как политик, тот же Ленин В.И. изгонял из России инакомыслящих философов. Например, печально известный «философский корабль», на котором в 20-е гг. ХХв. покинули родину российские философы.
-2-
Как мы видим, европейская философия, развивавшийся от Ф. Бэкона и Р. Декарта до К. Маркса, отдавала несомненный приоритет рациональному (на уровне разума). Исследовались проблемы познания, классы, формации, исторические эпохи, а проблемы внутреннего мира человека, его психикии т.д. оставались в тени. Однако опыт жизни убеждал, что разум – не единственная сила, управляющая поведением человека и общества. На этой основе в ХIХв. формируется философия иррационализма, представленная философскими системами А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, Н. Бердяева.
Её основоположником стал немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788-1860гг.), противопоставивший систему свих взглядов рационализму и первым выступивший против Г.Гегеля. Он даже назначил свои лекции в Берлинском университете в те же часы, что и лекции Г.Гегеля, надеясь, «переманить» к себе слушателей великого философа. Но сделать этого ему все же не удалось – его философия приобрела популярность несколько позже. Он изложил свои взгляды в работе «Мир как воля и представление». Для него в основе мира лежит Воля.А интеллект, сам того не осознавая, функционирует не по своему плану, а по указанию воли. Воля для него – это абсолютное начало, корень всего сущего. Но воля к жизни бессмысленна, как бессмысленна сама жизнь, а человеческая жизнь в особенности. Она бессмысленна потому, что человек обречен на смерть, на старость, болезни и страдания. Поэтому оптимизм – это самая безжалостная издевка над человечеством. Страдание неотвратимо присуще жизни. А то, что называют счастьем, всегда имеет отрицательные последствия, поскольку человеку приходится платить по «векселю». Поэтому у человека есть один выход: погасить в себе волю к жизни и принять ту истину, которую выразили еще древние индусы в учении о нирване –угасание жизненной воли. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание как важнейший этический принцип. Пессимистические размышления философа привели его к восхвалению самоубийства.
Другим крупным представителем иррационализма был датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855гг.). Свои взгляды он изложил в книге «Страх и трепет». Он отрицал единое, идеальное начало мира, будь то воля, разум или что-либо другое и выдвигает идею «экзистенциального (фр.- существование) мышления». В отличие от абстрактного научного, оно связано с внутренней духовной жизнью человека, с его внутренними переживаниями. Философ обращал внимание на неустойчивость бытия человека, обусловленную обреченностью его на смерть и выразил это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет». Это вызвано бессилием мысли, рассудка человека понять противоречия жизни. Он относится к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции и критикует предшествующих философов, в частности Г.Гегеля, за слишком отвлеченные рассуждения о единой сущности, всеобщем духе, в то время, как человек – это уникальная индивидуальность со своими чувствами, мыслями, радостями и страданиями. Он считает, что индивид одинок и беспомощен в этом мире, как узник, обитающий в камере-одиночке.
С. Кьеркегор является одним из предшественников «философии жизни» и «экзистенциализма», определивших развитие философии ХХв. Предложенный А. Шопенгауэром и С. Кьеркегором взгляд на мир был развит более поздними философами в рамках направлений «философии жизни» и экзистенциализм. Создателем этической школы «философии жизни» является Фридрих Ницше (1844-1900гг.) Он также отказался от традиционных исследований законов Мироздания. В своих произведениях он обсуждал сущность человека, смысл его жизни и смерти, кризис культуры. Сущность жизни, согласно Ницше, это воля к власти, то есть некая сила, ненасытно стремящаяся к господству. Жизнь является вечной борьбой этой воли за власть, за господство – как внутри человека, так и в обществе. В работе «Антихрист. Проклятие христианству» философ писал: «Что хорошо? Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти… Что дурно? Все, что происходит из слабости».
Идея власти глубоко пронизана идеями «переоценки ценностей» и понятием «сверхчеловека». Критикуя гуманистическую систему ценностей, особенно христианской религии, он утверждал, что представления о равенстве и справедливости, морали и т.д., только разлагают человеческую природу, делают его слабым. На протяжении всей истории «худшие» пытались навязать свою мораль остальным. Начало этому процессу, считает он, положили евреи в Ветхом Завете. Христианская мораль, проповедуя такие принципы, как: «ударили в одну щеку – подставь другую», «возлюби врага своего» и т.д. препятствует человеку в его самовыражении. Поэтому необходимо произвести переоценку ее ценностей. В первую очередь, необходимо упразднить мораль рабов, призывающую к смирению и терпению.
Помогая слабым, общество только вредит себе, поскольку растрачивает силы, которые ему необходимы для движения вперед. Он полностью переносит дарвинистский принцип естественного отбора на общество и взаимоотношения людей. Отсюда и его знаменитый призыв: «падающего – подтолкни». Во главе общества должна стоять «высшая каста» сильных, волевых людей, которые имеют полное право властвовать над серым большинством. Всем этим требованиям соответствует тип «сверхчеловека». При этом Ф. Ницше пропагандировал двойную мораль. Если по отношению к слабым, «чужим» по духу сверхчеловек дожжен быть «не лучше диких зверей», то по отношению друг к другу ими должны соблюдаться моральные принципы, основанные на дружелюбии, сдержанности, нежности, снисходительности.
Все остальные – это всего лишь исходный материал, почва для выращивания «сверхчеловека». Идея сверхчеловека подробно обосновывается им в работе «Так говорил Заратустра». А работа «Воля к власти», изданная посмертно с исправлениями его сестры, только усилили человеконенавистническое звучание концепции сверхчеловека. Однако увлеченность его идеями достигла такого уровня, что в Европе появлялись люди, всерьез пытавшиеся превратиться в сверхчеловека или воспитать в этом духе своих детей. Сам философ в последние годы жизни в результате тяжелого психического заболевания стал полностью невменяемым.
Позже идеи философа были использованы при создании фашистской идеологии, сам Ницше осуждался демократическими мыслителями и общественными деятелями, а христианская церковь вообще предала его анафеме – проклятию.
Развивая идеи иррационализма, сторонники «философии жизни» выступили за реабилитацию жизни, против ее ущемления различными, утилитарными подходами. Так, В. Дильтей (1833-1911гг.) и Г. Зиммель (1854-1918гг.)определяют жизнь как побуждения, чувства и переживания. Центральным понятием ученияА. Бергсона (1859-1941гг.)является «жизненный порыв».
Исследованием важнейших ценностей человеческой жизни занимался выдающийся русский мыслитель Николай Александрович Бердяев (1874-1948гг.), считая таковыми свободу и творчество.В молодости он был близок к марксизму и материализму и причастен к революционному движению. В более зрелом возрасте в его мировоззрении произошел резкий перелом – он превратился в глубоко религиозного человека. Его взгляды уже можно определить как иррационалистические. Его, как продолжателя учения С.Кьеркегора, называют также одним из создателей религиозной версии экзистенциализма.
Основная сфера интересов Бердяева – проблема человека. Главная мысль его учения – необходимость «нового религиозного сознания». По его мнению, именно оно должно сплотить человечество, раздираемое борьбой частных интересов. Он вернулся к античному пониманию человека как миниатюрной копии Вселенной – микрокосмоса. Вселенная близка человеку и сходна с ним. Он писал: «Человек – микрокосм, в нем дана разгадка тайны бытия – макрокосмоса…Человек потому постигает тайну вселенной, что он одного с ней состава, что в нем живут те же стихии, действует тот же разум». В книге «Самопознание» он поднимает вопросы «о смысле жизни, о свободе, о назначении человека, о вечности, о страдании, о зле». Вместе с тем, он считает, что наука, изучающая связь мира и человека, не может ее объяснить, что это способна делать только религия. И поскольку научная, объективная философия, дающая достоверное знание о мире, невозможна, «поэтому невозможно отделить философское познание от духовного опыта человека».
Экзистенциальная философия Бердяева направлена на изучение личного духовного опыта человека, а не на исследование объектов окружающего мира. С его точки зрения, главная задача философа – это поиск средств, адекватно выражающих то, что происходит в глубинах души. Такое понимание исследования человека, его духовного мира, привели к подмене философских размышлений образами художественных произведений, которые более удачно осмысливают сущность человека, его внутренний мир в переживаниях, страданиях и т.д.