Чувственное, рациональное и интуитивное в познании.

Процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают минимум первичной информации. Так, дегустаторы чая способны улавливать незаметные для простых смертных особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений. Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т. д. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта.

Восприятие - целостный чувственный образ объекта, совокупность ощущений. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.

Высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне представлений обнаруживает себя воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Представление стоит как бы на рубеже между чувственным отражением и абстрактным мышлением.

Сторонники теории иероглифов (Гельмгольц) считали, что чувственный образ - это просто знак, символ, иероглиф, обозначающий некоторое явление внешнего мира в нашем сознании. Объявляя ощущение всего лишь символами, они лишают их познавательной ценности, т. к. они ничего не сообщают нам о свойствах предметов, которые лишь символизируют. По сути дела это позиция Канта: ощущения ничего не говорят о вещах, и последние остаются для нас вещами в себе.

Следует признать, что ощущения имеют характер знаков, но таких, которые несут в своем содержании объективную информацию об объектах, выступают в роли знаков-образов, а точнее обладают и образной, и знаковой сторонами.

Но чувственное отражение ограниченно - оно дает информацию о непосредственно видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства к мысли, от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию.

Рациональное познание базируется на том материале, который дают нам органы чувств, его основные формы - понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений (мысль, представление).

Суждение- форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли (мысль, которая на основе понятий что-либо утверждает или отрицает).

Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием (индуктивные, дедуктивные).

Чувственное отражение и рациональное познание диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины.

Способность постижения истины или идеи изобретения, открывающие или изобретающие нечто, без обоснования с помощью логики, именуется интуицией. Интуицию издавна делят на 2 разновидности: чувственную и интеллектуальную. Интуиция – это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, а по своей познавательной силе – сверхсознание. Она, как бы в одно мгновение пробегая по частям, по малейшим деталям целого, схватывает суть. Бывают случаи, когда человек очень быстро, мгновенно схватывает мысль сложную ситуацию и находит правильное решение (например, во время военного сражения). Интуиция – это не особый путь познания, а качественно новый вид умозаключения, где сочетаются мышление, чувство и ощущение.



Наши рекомендации