Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания.
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности, все это с древнейших времен тщательно исследовалось в философской теории познания. Теория познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемиологией. Человеческий разум на каждом новом витке познания пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир в принципе? Это непростой вопрос: Вселенная бесконечна, а человек конечен, как и его опыт. В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Скептики не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Во время познания мы от незнания переходим к знаниям, от неполного и неточного знания к более полному и точному.
Процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. Так, дегустаторы чая могут улавливать незаметные для других особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая, в чем участвуют, естественно, не только чувства, но и мысль.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Уровни познания – эмпирический и теоретический. Также выделяют житейское знание, научное практическое, художественное. Чувственное отражение - низшая ступень познания, поверхностная ступень знания на уровне отражения явления. Чувственное отражение выступает в трех основных формах:
1) Ощущения - простейшие образы внешнего мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и от жизненного опыта.
2) Восприятие - целостный образ, совокупность ощущений. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.
3) Представление- воспроизводимое по памяти образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.
На этом уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.
Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств, его основные формы - понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений (мысль, представление).
Суждение- форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли (мысль, которая на основе понятий что-либо утверждает или отрицает).
Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием (индуктивные, дедуктивные).
Чувственное отражение и рациональное познание диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.
Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины.