Тема 8. Проблемы профессионально-нравственной деформации
Сотрудников ГПС
Понятие профессионально-нравственной деформации. Структура деформации: деформация морального сознания; деформация служебных отношений; деформация профессиональной деятельности. Обстоятельства, причины, способствующие деформации: объективные и субъективные; социально-экономические; психологические. Пути и методы профилактики профессионально-нравственной деформации у сотрудников противопожарной службы.
Семинарское занятие: Проблемы морально-нравственной деформации.
Вопросы для самостоятельной работы:
Проявления профессиональной деформации;
Влияние профессиональных стереотипов и установок на личные качества работника ГПС.
Рекомендуемая литература: основная: (4,5); дополнительная: (7).
Тема 9. Служебный этикет сотрудника ГПС
Сущность и структура этикета. Правила этикета как выражение признания достоинства человека, уважения к общественным требованиям приличия. Доброжелательность- сущность этикета современного человека. Принципы этикета: такт, вежливость, внимательность, корректность, учтивость, скромность. Функции этикета: регламентирующая (поведение в ситуации); символическая (отношение к ситуации или коллеге); коммуникативная (формы общения). В дополнение к светскому этикету, служебный этикет включает в себя правила служебной иерархии, субординации и дистанцирования. Служебный этикет и культура поведения при исполнении служебных обязанностей. Этикет и культура речи (тональность, интонация, выразительность, лексика, жесты и мимика). Служебный этикет и конфликтные ситуации в профессиональной деятельности сотрудника ГПС.
Семинарское занятие: Этика и этикет служебных и межличностных отношений в подразделениях ГПС.
Вопросы для самостоятельной работы:
Нормы и правила светского и служебного этикетов;
Этикетные требования в деловой переписке;
Правила делового и служебного телефонного этикета.
Рекомендуемая литература: основная: (4,5); дополнительная: (6,7).
Тема 10. Этика межличностного общения
Принципы межличностного общения: внимательность, доброжелательность, проявление интереса к человеку, готовность вовремя прийти на помощь, тактичность в отношениях со старшими и младшими по возрасту, с подчиненными и начальниками, соразмерность своих чувств и действий с чувствами и действиями других людей. Этика профессиональных отношений в коллективе. Деликатность как выражение вежливого, участливого отношения к индивидуальным особенностям человека. Руководитель как организатор нравственных отношений в служебном коллективе. Антиподы этики межличностного общения: фамильярность и несдержанность; сквернословие и рукоприкладство; чванство и снобизм; использование подчиненных в личных корыстных интересах.
Семинарское занятие: Межличностные отношения.
Вопросы для самостоятельной работы:
Этика межличностного повседневного общения;
Нравственные конфликты и способы выхода из них.
Рекомендуемая литература: основная: (4,5); дополнительная: (2).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Семинар 1. Основные этапы развития этики как науки
1. Особенности нравственных учений Древней Индии и Китая.
2. Этическая мысль Античности.
3. Этика Средневековья и Возрождения.
4. Моральная философия: от эпохи Просвещения до немецкой классической философии.
5. Морально-нравственные искания в русской религиозно-философской мысли.
Темы докладов и рефератов
1. Этические учения Древней Индии (по выбору).
2. Этические учения Древнего Китая (по выбору).
3. Этика Аристотеля.
4. Учение Платона о нравственности.
5. Характеристика основных этических школ Древней Греции.
6. Этические учения Древнего Рима (по выборы).
7. Нравственные письма Сенеки.
8. Христианская этика.
Рекомендуемая литература: основная: (1); дополнительная: (3,4).
Семинар 2. Мораль, ее структура и функции
1. Возникновение и исторические типы морали.
2. Мораль: структура и функции.
Темы докладов и рефератов
1. Зарождение морали в первобытном обществе.
2. Мораль эпохи Античности.
3. Средневековая мораль.
4. Основные особенности буржуазной морали.
5. Актуальные проблемы морального сознания современного человека.
6. Моральные отношения и их структура.
Рекомендуемая литература: основная: (1); дополнительная: (3,4).