Краткая классификация передачи терма.
Передача пророчества-поручения (bKa’ Babs Lung bsTan).
Например, девять сердечных сыновей – это полноправные ученики Гуру Ринпоче, завершившие обретение двойного блага (для себя и других) с помощью конкретных учений, которые они получили. Гуру Ринпоче оставил посвящённое им пророчество, которое включало различные указания о том, когда и где в конечную эпоху они будут служить последователям с помощью этих конкретных учений.
Передача посвящения-пожелания (sMon Lam dBang bsKur).
Гуру Ринпоче дал своим ученикам посвящение-пожелание посредством сосредоточения, сказав: «В будущем, в надлежащее время, да возникнут ясно в вашем сердце эти наставления и посвящения, которые я вам дарую сейчас». Одновременно царь и его подданные сделали такие же пожелания и довели их до совершенства.
Передача-вверение учений дакини.
Гуру Ринпоче вверил учения-терма мамо и дакини, дабы гарантировать, что в надлежащее время они попадут в руки тертонов и распространятся среди существ-счастливцев, дабы обеспечить процветание последователей линии передачи, сохранить учения в тайне от недостойных людей и обеспечить их действенность.
Таковы три особые передачи традиции терма, а всего, вместе с тремя видами передачи, которые являются общими для канонической традиции и традиции терма, существует шесть передач.
Более подробно о передаче пророчества-поручения.
Когда предсказано, что в будущем тот или иной ученик станет официальным держателем определённых учений, такая передача пророчества-поручения создаёт крайне благоприятные обстоятельства для того, чтобы он стал тертоном этих тайных учений. Например, пророчество, сделанное учителем при даровании посвящения, зарождает у человека способность, которая позволит ему стать одним из будд, известных в трёх уделах130 этого мира, на что указывает смысл <пророческой> мантры «Бхур-бува...»131. Так что подобное пророчество о терма несравнимо с иными пророчествами.
Другой способ классификации особой передачи терма.
Призвав на помощь произведения Тердаг Лингпы132 и других, необходимо уяснить, верно ли говорят, что передача посвящения-пожелания – сокрытие смысла133 наставлений в сердцах учеников с крайне счастливой судьбой – это прошлая причина открытия терма; является ли вверение обладающим предвидением дакини и держателям обетов134 текста135 в виде символических письмён терма подлинным условием открытия терма; и являются ли пророчества по поводу держателя учения или учителей, которые хранят линию передачи и поддерживают её с помощью медитации, практики, обучения и распространения учений, средством, которое позволит открыть учения-терма в будущем.
Посвящение-пожелание – главная передача.
Из трёх <особых> передач самой главной является посвящение-пожелание. Письмена терма, жёлтые свитки – лишь знак для воспоминания. Подлинный смысл наказа – это просто передача просветлённого ума, то есть, передача учений из просветлённого потока ума Гуру <Падмасамбхавы> в умы его учеников. Чтобы ничто не могло уничтожить эти учения, Гуру Ринпоче даровал и упрочивал их достижения или силу (Chos Kyi dNgos Grub), объединяя их с ясным светом – естественной осознанностью ('Od gSal gNyug Ma'i Rig Ра) или неразрушимой сущностью (Mi Shigs Pa'i Thig Le) умов учеников. Будь эти учения сокрыты в <обычном состоянии> умов, деятельность которых обусловлена кармической энергией (Las rLung) и по природе своей изменчива, ученикам, проходящим в эпоху упадка через множество смертей и рождений, было бы сложно выдержать развивающиеся и убывающие обстоятельства. Это необычная передача, передача постижения абсолютного смысла посредством прямой передачи мудрости ваджрной речи ваджрного учителя <т. е. Падмасамбхавы> в умы учеников благодаря силе сосредоточения его ума, так что умы учителя и ученика становятся нераздельны.
Разумеется, чтобы произошла подлинная передача-наказ, передающий терма учитель, должен иметь высшие свершения (mChog Gi dNgos Grub), а ученик, получающий передачу-наказ, должен, по меньшей мере, правильно осуществить (Las Su Rung Ba) стадию завершения136.
На мой взгляд, для записи учений (gTan La Pheb Ра) жёлтые свитки необходимы, потому, что именно через их посредство тертоны получают передачу-наказ. И, поскольку в прошлом эти жёлтые свитки служили символом (mTshan Ma) учения, теперь их вид помогает пробудить в умах тертонов память обо всём учении.
Кроме того, чтобы пробудить из глубин достижение – учения, которые были сокрыты в естественном пространстве ясного света ('Od gSal Gyi Khams) <их умов>, необходимо испытать спонтанно возникшее блаженство (Lhan sKyes Kyi dGa' Ba). Его можно породить с помощью особой духовной супруги, которая в прошлом выразила соответствующие пожелания и которой предназначено стать ключом к достижению. Это одна из причин того, что у всех тертонов есть супруги.
О том, как тертоны получают три обычные передачи за одну жизнь.
На основе сравнительного изучения материнского137 <коренного> текста Кадро ньингтиг и его же сыновнего текста <т. е. комментария> принадлежащих к учениям ньингтиг>138, а также воззрения Ригдзина Джигме Лингпы139, по моему разумению, передачу терма можно истолковать таким образом: тертоны получают три обычные передачи в той жизни, в которой они открывают эти учения. Прямое пробуждение светоносного видения ('Od gSal Gyi dGongs Pa) Гуру Ринпоче в сердцах <учеников> – это передача от ума к уму Благодаря получению символических письмён в них пробуждается переживание, испытанное в тот миг, когда Гуру Ринпоче дал им разрешение, выраженное словами: «В будущем можете давать посвящения вашим ученикам таким образом». Это символическая передача. Расшифровка символических письмён140 жёлтых свитков – это устная передача. Последняя считается устной потому, что устная передача означает получение понимания слов и смысла от учителя, владеющего передачей данной линии. В жёлтых свитках нет речи или звука, но по способности передавать понимание слов и смысла учений они не только равны общим устным передачам, но и далеко превосходят их.
На самом деле, от жёлтого свитка можно получить необычную передачу благословений (Byin rLabs) как от учителя. Ведь если бы нельзя было получить такую передачу благословений, то невозможно было бы понять (brDa 'Phrod) слова и смысл чудесных текстов141 ('Phrul Yig) и другого (это будет рассмотрено ниже). А символические тексты, к которым нет побуквенного соответствия,142 было бы невозможно прочесть.
Таким образом, способность, обретённая благодаря получению передачи от ума к уму, позволяет тертонам передавать ученикам мудрость подлинной передачи (Don brGyud), направляя им своё сосредоточение. Благодаря проникновению в сущностные моменты, переданные в виде символов в ходе символической передачи, они могут даровать посвящения посредством символических веществ, мантр и мудр (rDzas sNgags Phyag rGya). Посредством же устной передачи они могут безошибочно давать учения-наставления (gDams Khrid), пояснения (Zhal Shes) и руководства143 (Phyag bZhes) в соответствии с полученными видениями Гуру Ринпоче. Это гораздо более редкие достоинства, чем те, которыми обладают обычные тантрические учителя (ваджрачарья).
Такое завершение трёх <обычных> передач за одну жизнь без всяких усилий со стороны тертона происходит благодаря объединению двух факторов: кармического процесса получения им первых трёх <обычных> передач, и созревания благословения – видения будущего, присущего Гуру Ринпоче.
Получение трёх обычных передач в древние времена.
Тертоны получали первые три <обычные> передачи. Дело не только в том, что Гуру Ринпоче – средоточие всех трёх передач, но ещё и в том, что царь и его подданные получили передачу от ума к уму, т.е. объединение их умов с умом учителя <Падмасамбхавы>; символическую передачу, т. е. полное посвящение и силы символических письмён; и устную передачу, т. е. получение подробных наставлений перед передачей-наказом.
В Кадро ньингтиг для трёх последних <особых> передач вместо выражения «пророчество-поручение» используется выражение «передача сострадательного благословения» (Thugs rJe Byin rLabs). Это подразумевает обретение способности служить существам с помощью учений-терма в эпоху упадка и способность благословлять последователей, чтобы они, получив благословения Гуру Ринпоче, могли приносить пользу другим. Так что по значимости она сходна с передачей пророчества-поручения, которую мы рассмотрели ранее. Вверение учений-терма дакини – такое же, как то, о котором говорилось выше. Передача посвящения-пожелания тоже сходна с рассмотренной ранее, то есть Гуру Ринпоче, воплощение будд трёх времён, сосредоточившись на конкретном ученике-счастливце, произнёс такое пожелание: «Да произойдёт в будущем встреча этого учения с человеком, который связан с ним кармой».
Терма в виде учений.
Есть разные виды терма, в том числе драгоценные благословенные вещества, изображения и священные предметы. Но здесь мы говорим в основном о терма в виде учений.
В Пагпа датар шугпэй тингедзин гьи до144 сказано, что многие великие бодхисаттвы, в том числе Бхадрапала (bZang sKyong), получили эту сутру145 от самого Будды. Затем они записали её, положили в ларцы и вручили богам и нагам, жившим в ступах, горах и скалах, после чего отправились в чистые земли. Позже они снова проявились в нашем мире и передали эту сутру.
Такая система чем-то похожа на традицию терма. В Сонам тамче дупэй тингедзин гьи до146, Чоянг дагпар дупа147 и других текстах тоже сказано, что бодхисаттвы, которые имеют чистый ум и желают получить учения, извлекут терма из земли, деревьев и скал. Но, я думаю, во всех этих случаях трудно доказать, что учения были получены благодаря передаче-наказу. Здесь же я говорю только о том, что касается деяния ваджрной речи Падмасамбхавы, связанной с терма Ваджраяны148, которые были сокрыты в то время в Тибете для усмирения учеников. Так что на основе этой конкретной традиции не стоит делать обобщения по поводу всех разнообразных систем терма.