Особенности терма, принадлежащих к традиции ньингма.

Источник сокровищ Дхармы, основатель ньингмапинской системы терма – это Падмасамбхава, которому помогала его супруга Еше Цогьял. Существуют также учения, сокрытые такими его учениками, как Вайрочана, и их перерождениями, а также Вималамитрой, великим индийским учёным и практиком, жившим в девятом веке.

Терма – это тантрические тексты, в особенности относящиеся к трём внутренним тантрам. В школе ньингма есть два способа сокрытия терма. Первый – терма земли: сокрытие и обнаружение терма, при котором в качестве ключа используют символический текст. Символические тексты на свитках бумаги прячут в каменных глыбах, озёрах и храмах. Они называются «терма» земли, поскольку символические тексты на бумажных свитках используются как ключ к пробуждению воспоминания об учении, которое было сокрыто в исконной природе ума. Иногда в месте сокрытия находят весь текст учения. Все священные предметы, обнаруженные как терма, – это тоже терма земли.

Второй вид – терма ума. В большинстве случаев тертон сначала обнаруживает в своём уме символический текст, который затем становится ключом к раскрытию учений. Зачастую символического текста для открытия терма ума не существует. Так или иначе, символические тексты в этой системе открывают без посредства внешних объектов, поэтому они и называются «терма ума» а не «терма земли». Важная особенность ньингмапинской системы терма состоит в том, что Гуру Падмасамбхава сокрыл учение в исконной природе ума своих совершенных учеников силою передачи-наказа. Таким образом, в школе ньингма терма – это не тексты, сокрытые где-то в другом месте или другом мире в виде книг, которые затем обнаруживают или доставляют обратно в виде того же материального текста. Их обнаруживают благодаря пробуждению учений из природы умов совершенных учеников – последователей Гуру Падмасамбхавы и других учителей.

Другой вид терма в традиции ньингма – это учения чистого ви́дения, хотя не все учения чистого ви́дения обязательно принадлежат к терма. Так, учения, полученные в чистом ви́дении от божеств и учителей, не относятся к терма, а сокрытые с помощью передачи-наказа в исконной природе умов учеников и затем пробуждённые чистым ви́дением – это терма. Есть также открытые чудесным образом сокровенные учения, которые основываются на тантрах и наставлениях Гуру Падмасамбхавы и других великих практиков школы ньингма. Их называют терма из-за присущих им превосходных достоинств. Полный список терма насчитывает тысячи текстов. Ринпоче теркьи дзо – это шестидесятитомное издание терма главных тертонов, составленное Конгтрул Йонтэном Гьяцо.41

Назначение терма.

В Тролтиг вангчог42 Кункьена Джигме Лингпы (1729–1798) указаны четыре причины сокрытия и обнаружения терма:

<Терма укрывают> с четырьмя намерениями, а именно: чтобы учение не исчезло, чтобы наставления не искажались, чтобы благословения не слабели и чтобы линия передачи сократилась.

Во-первых, многие учения, которые давали в древние времена, исчезли, но то, что во время, подобное нашему, эти учения снова и снова появляются в виде терма, помогает их сберечь и сделать доступными для людей. Во-вторых, чистое учение из «живого» источника, не прошедшее через руки самых разных людей, составляющих линию передачи, сохраняет подлинность наставлений. В-третьих, поддержание чистоты и подлинности учений помогает сохранить благословения в неприкосновенности. В-четвёртых, в такой линии передачи между Гуру Падмасамбхавой, жившим в девятом веке, и современным тертоном нет никого, поскольку этот тертон получил учения от Гуру Падмасамбхавы ещё тогда, будучи его учеником. Так что открытие терма сокращает линию передачи. В Гонгду намше Кункьен Джигме Лингпа сказал:43

Назначение <традиции терма> объясняется в Лунгтен кагьяма из Лама гонгду: «Когда канонические учения станут искажать, как разбавляют молоко на рынке, и они окажутся на грани исчезновения, <тогда учения-терма> будут распространяться. Поскольку терма свободны от искажений, они являются быстрым путём практики. Они обладают множеством превосходных качеств, в том числе огромной силой, и являются более простым способом достижения свершений. Поэтому терма так важны».

Очень полезно, чтобы разные виды терма обнаруживали в разные периоды времени, дабы они соответствовали желаниям, потребностям и возможностям рождённых в соответствующее время людей.

Передача терма.

Ньингмапинские терма сокрывали разные учителя, но больше всех – Гуру Падмасамбхава. Объяснение терма земли, сокрытого Гуру Падмасамбхавой, упростит понимание других видов сокрытия.

Сначала о том, как передают и укрывают терма. В Кадро ньингтиг логью44 перечислены шесть передач: три обычные передачи канонических тантр и три необычные – передачи терма. Три обычные уже упоминались: это передача от ума к уму, символическая и устная. Теперь о трех необычных – передачах терма.

Пророчество-поручение, или пророчество-посвящение.

Во время передачи учения конкретному ученику Гуру Падмасамбхава предсказывал, что в определённое время в будущем этот ученик родится тертоном и откроет это учение. Гуру Ринпоче передавал тертону учение-терма на благо существам будущего. Он также предсказывал время и место открытия терма. Эти пророчества были не просто предсказаниями: просветлённая сила Гуру действительно служила причиной того, чтобы предсказанное свершилось. В Кадро ньингтиг логью45 упоминается передача сострадательного благословения: это передача благословения Гуру Падмасамбхавы открывателям терма, чтобы в будущем, просто увидев это учение, они открыли введение в состояние осознанности.

Передача посредством посвящения-пожелания, или передача-наказ.

Согласно «Океану чудес» и многим другим текстам, это самая сущность сокрытия терма. Сосредоточив свой просветлённый ум, Гуру Падмасамбхава силой пожелания сокрывал учения в исконной природе ума учеников, или в пространстве их состояния осознанности. Если бы учения были сокрыты во внешнем объекте или в обычном состоянии ума, на них могли бы повлиять изменчивые обстоятельства. Сокрытые же в естественном состоянии ума, чистом и неизменном, они сохраняются в изначальном виде до времени открытия. В Кадро ньингтиг логью46 сказано:

Я, Гуру Падма<самбхава>, высказал пожелание: «Да встретятся в будущем <эти учения> со счастливцем (таким-то)». Благодаря такому намерению учения встретятся с этим счастливцем.

В «Океане Чудес»47 сказано:

Смысл передачи-наказа – это передача от ума Гуру Падмасамбхавы к уму совершенного ученика... Это подлинная передача свершения, вследствие которой умы учителя и ученика становятся нераздельными.

Вверение дакини.

Для этих учений Гуру Падмасамбхава создал символические тексты, поместил их в ларцы и укрыл в скалах, озёрах, в небе и других местах. Затем он вверил их дакини и охранителям.

Им было велено охранять их и передать в будущем надлежащему человеку, тертону. Также им было приказано охранять найденные учения и последователей, которые правильно их практикуют.

В Гонгду намше48 приведена другая система пояснения трёх необычных передач терма. Здесь передача-наказ объясняется как передача мудрости, то есть смысла символических учений:

1) Посвящение-пожелание <– это пожелание, высказанное Гуру Падмасамбхавой>: «Пусть человек, владеющий таким-то терма, откроет его».

2) Пророческая передача-наказ – это сокрытие смысла символа, абсолютной мудрости, в человеке, который откроет данное терма, и передача её как наказа с помощью сосредоточения просветлённого ума Гуру Падмасамбхавы.

3) Словесная передача жёлтого свитка – это символические тексты, которые были сокрыты в ваджрных скалах, благоприятных озёрах, неизменных ларцах и т.д.; их сделали невидимыми <для других> и вверили различным владельцам терма <охранителям>.

Все терма передаются тертонам посредством этих шести передач.

В Гонгду намше49 Джигме Лингпа объясняет, как происходила передача при сокрытии Лама гонгду:

С мыслью об учениках будущего, число которых бесконечно, как океан, он, вручив собравшимся печать последовательности своего пророчества в трёх временах, даровал царевичу передачу-наказ посвящения-пожелания и сокрыл смысл символических указаний или наставлений в неразрушимом ларце в пространстве осознанности царевича Мурума Ценпо. Эти символические тексты сокрыла Еше Цогьял, проявление Сарасвати... и вверила их охранителям данного терма...

В «Океане чудес» слово gTad rGya использовано и для передачи-наказа посвящения-пожелания, и для вверения дакини. Когда речь идет о посвящении-пожелании, я переводил gTad rGya как «передача-наказ», поскольку в этом случае сокрытие учений в исконной природе ума ученика осуществляется с помощью силы пожелания и сосредоточения просветлённого ума Гуру Падмасамбхавы и других. В случае вверения дакини я переводил его просто как «вверение», поскольку это акт доверения символических текстов или предметов дакини или охранителям, чтобы они их сохранили и в будущем передали тертонам.

II. Сокрытие терма.

Три особенности сокрытия терма можно сопоставить с тремя необычными системами передачи.

Во-первых, Гуру Падмасамбхава даровал множество посвящений и учений, в основном по трём внутренним тантрам. Затем он сокрыл большинство этих учений в естественном состоянии ума, или в пространстве осознанности, собрания своих совершенных учеников. Иногда он сокрывал одно учение в <природе ума> нескольких людей, но обычно несколько учений в <природе ума> одного единственного ученика. Такой процесс называется «передача-наказ посвящения-пожелания». Благодаря силе сосредоточения Гуру Падмасамбхавы и силе свершения учеников, учения хранятся без искажений, пока не придет время их открытия. Согласно «Океану чудес»50, сокрывающий терма должен иметь наивысшие достижения, а тот, в ком это терма сокрывают, должен, по меньшей мере, осуществить стадию завершения. Место сокрытия — это не обычный ум учеников, поскольку он нечист и непостоянен по своей природе, тогда как пространство состояния осознанности — природы ума будды — чисто и неизменно.

Во-вторых, после того как Гуру Падмасамбхава передал тайные учения своим ученикам, его супруга Еше Цогьял силой своей безошибочной памяти собрала эти учения воедино. Затем, согласно пожеланиям и благословениям Гуру Падмасамбхавы, она с помощью других опытных практиков-каллиграфов записала эти учения символическими письменами на жёлтых свитках бумаги, поместила их в ларцы и сокрыла в разных местах, где тертоны впоследствии смогли бы их обнаружить и благодаря этим ключам извлечь из пробуждённого состояния своего ума воспоминания о словах, смысле и понимании терма. Они также сокрыли пророческие руководства для тертонов. Этот процесс представляет собой вверение дакини или охранителям учения.

Интересна и важна природа символических письмён, ларцов и мест сокрытия. Иногда Гуру Падмасамбхава и Еше Цогьял посещали и благословляли место сокрытия терма, но обычно, воспользовавшись своей просветлённой силой, они укрывали учения на расстоянии. Иногда Гуру Падмасамбхава призывал существ нечеловеческой природы, которые собирались стать охранителями, и вверял им учения вместе с благословениями, чтобы те берегли и укрывали их в своих владениях. Не все терма Гуру Падмасамбхавы были сокрыты в девятом веке, когда он побывал в Тибете. Если на то есть важная причина, он и сегодня укрывает или передаёт терма, чтобы их открыли на благо существам. Передача продолжается благодаря его просветлённой силе, а не ограниченным причинам и следствиям.

В третьих, во время сокрытия терма Гуру Падмасамбхава также давал пророчество-благословение, которое описывало будущее открытие учений: кто, когда и где их откроет, кто будет опорами, или супругами, тертонов и кто будет держателями учения и их главными учениками. Такое пророчество-поручение не просто предсказывает будущие события, но благодаря силе слов истины, изреченных Гуру Падмасамбхавой, обладает способностью осуществлять всё, что было сказано. Это пророчество также вдохновляет учеников на получение и практику учений и на создание сильного намерения открыть учения в будущем.

Место сокрытия.

Символические тексты и священные предметы укрывают в скалах, деревьях, горах, храмах, статуях, озёрах, небе и других местах посредством чудесного проявления просветлённой силы Гуру Падмасамбхавы. Благодаря этой благословляющей силе они становятся невидимы для других, а под защитой охранителей терма их не могут разрушить четыре стихии. Они пребывают в месте сокрытия, пока столетия спустя не наступит подходящее время. Иногда, если место сокрытия разрушается, охранители или безграничная благословляющая сила и деяние Гуру Падмасамбхавы переносят терма и скрывают в другом месте.

Символические письмена.

Есть два вида символических письмён: письмена дакини и письмена, не принадлежащие дакини. Все разнообразные письмена дакини могут прочесть только люди, обладающие превосходными достижениями или получившие передачу конкретного терма. Письмена, не принадлежащие дакини — это тибетское письмо, а также санскритское и других виды индийского письма. Различают также три вида символических текстов в зависимости от содержания. Это могут быть одно-два слова, причем не обязательно существительные. Может быть намек на тему, историю учения или его название. Некоторые могут представлять собой краткие сведения о событии, прямо не связанном с темой текста, но произошедшем в те же времена, — эти сведения могут способствовать пробуждению в памяти сокрытых учений. В некоторых случаях укрывается весь текст целиком — по-видимому, тексты этой категории всегда бывают написаны по-тибетски. Например, Кагье дешег дупа в девяти томах, открытое Ньянг Ньима Осером (1124-1192), это полный текст-терма. Одна из многочисленных глав этого учения была в личной библиотеке Его Святейшества Дуджома Ринпоче (1904-1987).

Символические тексты созданы просветлёнными учениками Гуру Падмасамбхавы, а иногда им самим. Они могут одним мановением руки записать символическим письмом текст, по объему в сто раз превышающий девять томов Лама гонгду.

Жёлтый свиток.

Хотя эти свитки и называют жёлтыми, бумага может быть любого цвета и чернила тоже разного вида и цвета. В «Драгоценном ожерелье из лазурита»51 упоминается жёлтый свиток длиной шестьдесят локтей, открытый Тангтонгом Гьялпо (1385— 1509), но это мог быть полный текст, а не тайные письмена.

Ларец.

Жёлтые свитки помещают в ларцы, сделанные из драгоценных камней, металлов, дерева, глины или камня. Иногда символические тексты обнаруживают в одном ларце, а бывает, что учение распределено на несколько ларцов. Но чаще всего в каждом ларце находят по одному учению. Ларцы плотно закрыты, так что не видно ни малейших признаков крышки, ни даже трещины.

Охранители терма.

После того как жёлтые свитки помещены в ларцы, их вверяют таким охранителям терма, как Экаджати, Ваджрасадху и Ра-хула, которые должны беречь терма, передавать их нужным тертонам и оберегать последователей и традицию учения. Это охранители из разных классов не-людей или духов, в том числе боги, наги, якши и ракшасы. Они получили учения от Гуру Падмасамбхавы и взяли обет охранять Дхарму. Большинство из них — повелители своих классов. Есть существа, которые охраняют много учений, а иногда у одного терма бывает много охранителей. Часто охранителями бывают будды и бодхисаттвы, проявляющиеся в виде могущественных духов. Но это могут быть и обычные существа, которые по природе своей и благодаря свершениям — следствию учений и благословений Гуру Падмасамбхавы — обладают особой силой.

III. Открытие терма.

Тертоны школы ньингма — это переродившиеся просветлённые ученики Гуру Падмасамбхавы. Когда приходит время открыть терма, появляются и совершенные ученики, каждый в своём надлежащем рождении. Они обнаруживают сокрытые терма и таким образом становятся тертонами.

Есть более ста великих тертонов и сотни малых. Согласно «Океану Чудес»52 и другим источникам, тертон, открывший учения трёх видов, становится великим тертоном. В противном случае он остается малым открывателем учений. Эти три вида — учения Гуру Падмасамбхавы, Авалокитешвары и Великого Совершенства. Однако Кьенцей Вангпо в «Кратком повествовании о престолонаследниках» сказал:53

Среди открывателей терма земли есть сто великих терто-нов и тысяча малых. Согласно Тердаг Лингпе, тертон, открывший полную систему учений, позволяющую обрести просветление <только благодаря этому учению>, — это великий тертон. Если же он открыл только учения по деяниям, — это малый тертон. Пример первого — Ньянг Ньима Осер и его ученики, а второго — Калдэн Чипа.

В «Драгоценном ожерелье из лазурита» есть краткие жизнеописания или имена двухсот тридцати тертонов.54 Сто восемьдесят девять из них открыли терма земли, сорок один — терма ума и учения чистого видения. Но трое из этих двухсот тридцати считаются дважды — как открыватели и терма земли, и терма ума. Ещё несколько названы тертонами, хотя неизвестно, принадлежат ли открытые ими учения к линии ньингма и можно ли считать их автором Гуру Падмасамбхаву. Это Лхацун Чангчуб О, Джоводже, Шанг Дарма Ринчен, Геше Дордже Кунтраг и Лама Сангри Рэпа.

Первым тертоном традиции ньингма был живший в одиннадцатом веке Сангье Лама, воплощение царя Трисонг Деуцена. Он открыл тексты садхан Гуру Падмасамбхавы и Авалокитешвары и учения по Великому Совершенству в опоре храма Лово Гекар в провинции Нгари, что в Западном Тибете. Также широко известны пять великих тертонов, которых называют пятью царями тертонов. Это Ньянг Ньима Осер, Гуру Чованг (1212-1270), Дордже Лингпа (1346-1405), Падма Лингпа (1450-1521), и Кьенцей Вангпо (1820-1892). Есть и сотни других выдающихся тертонов, не упомянутых в «Драгоценном ожерелье из лазурита», которые были современниками Конгтрула или появились после него55.

Большинство тертонов с детства проявляют особые способности. Во время их рождения возникают чудесные знаки, они с лёгкостью или вовсе без труда изучают тексты, по желанию являют чудеса и постоянно получают видения и благословения будд, божеств и дакини. Некоторые тертоны до поры до времени — обычно до времени открытия учения — живут как обычные люди.

Пророческие руководства.

Пророческие руководства — это предсказания и наставления, предназначенные тертонам, которым предстоит открыть терма. Им сообщается, что они тертоны, а также о том, как, где и когда сокровища были сокрыты и будут обнаружены, кто будет опорой, или супругой, держателем учения и главными учениками. Также даются указания, как и где выполнить подготовительные практики, как расшифровать символические письмена, практиковать и распространять учения. Иногда тертоны получают пророческие руководства от проявлений Гуру Падмасамбхавы или великих учителей, от дакини или охранителей Дхармы — лично или в видениях.

Ратна Лингпа (1403-1478) получил первое пророческое руководство от проявления самого Гуру Падмасамбхавы. В «Истории великих терма Ратна Лингпы»56 он рассказывает о том, как его посетил впечатляющий старец-аскет, всё облачение которого, от шапки до обуви, было из желтой ткани. Аскет достал из мешка один из трёх бумажных свитков и подал ему. Отведав угощения, которое поднёс ему Ратна Лингпа, старец дал наставления о том, как вести себя в будущем, чтобы открыть терма, а затем чудесным образом исчез. То было проявление Гуру Падмасамбхавы.

В «Драгоценном ожерелье из лазурита»57 рассказывается, как Сангье Лингпа (1340-1396) получил пророческое руководство от охранителя терма:

Однажды вечером во время уединенной практики великое божество цен, охранитель терма, вручил ему три бумажных свитка — пророческое руководство для его терма и наставления по выполнению подготовительных практик

Иногда пророческие руководства получают от дакини. В жизнеописании Тердаг Лингпы (1646-1714) его брат Дхармашри пишет про получение в Ярлунг Шелтраг пророческого руководства для терма Шинджеше трегджом (gShin rje'i gShed Dregs Pa 'Joms):58

Рано утром в десятый день месяца нагпа <третий по тибетскому календарю> небесная дакини пришла к нему во сне в облике прекрасной улыбающейся девушки в одеянии из яркого шёлка с драгоценными украшениями. Она начала выказывать выражение и знаки великого блаженства. Соединившись с ней, он обрел освобождение в пространстве свободы от умопостроений — природе переживания совершенного великого блаженства. Дакини сказала: «Мудрость великого блаженства — одно только это и ничего больше. Ныне для тебя сложились благоприятные обстоятельства». Она сняла своё драгоценное кольцо и опустила в чашу со словами: «Храни его как символ свершения». Затем дакини исчезла, и он проснулся. Рассвет ещё не наступил, так что ничего не было видно, но он нащупал в своей чаше свиток бумаги. Он оставил его на том же месте, а на рассвете поднёс к окну и увидел, что это пророческое руководство для терма. На розовом свитке бумаги мелкими, очень тонкими буквами, будто волосом, были начертаны письмена. Текст начинался со слов: «Э ма! Царь Падма<самбхава>, покоритель существ, теперь отправляется покорять ракшасов...»

Тертоны могут обнаруживать пророческие руководства в местах сокрытия или же обнаруживать указания, которые объясняют, как их найти. В своем жизнеописании Дуджом Лингпа (1835-1903)59 рассказывает, как он, получив совет дакини, вместе со священными предметами открыл в скалистой горе Батер указания, как и где он найдёт пророческое руководство. Следуя этим указаниям, он извлёк пророческое руководство из скалистой горы Нгулго, что позволило ему открыть терма в Нгала Тагце.

Помимо общих пророческих руководств по открытию, обычно бывают конкретные пророческие руководства для каждого крупного терма того же тертона. Многие тертоны, в том числе Гуру Чованг и Ратна Лингпа, вместе с терма обнаруживали и пророческое руководство для следующей находки. В тех случаях, когда пророческого руководства нет, тертон должен найти терма благодаря собственному духовному видению.

Есть три категории пророческих руководств: общие, внутренние и сокровенные. В «Истории великих терма» Ратна Лингпа определяет их так:60

Человек, которому предречено <стать тертоном>, должен определить долину <сокрытия>, положившись на <общее> пророческое руководство; должен найти точку <сокрытия>, измерив место согласно внутреннему пророческому руководству; открыть дверь места сокрытия, сделать подношения охранителям терма и вложить предметы, замещающие терма в соответствии с сокровенным <пророческим руководством>.

В пророческих руководствах, устных и письменных, обычно содержатся полные наставления по открытию терма. В своём жизнеописании61 Падма Лингпа говорит:

Когда я жил в Кунсангтраге, мне приснился сон: три женщины в тибетском платье подошли ко мне и сказали: «Падма Лингпа, проснись!» Я сразу проснулся и не успел ни о чем подумать, как они сказали: «В нижней части этой долины, к востоку от Тарлинга, в месте под названием Чатраг есть скалистая гора Дорджетраг. Перед скалистой горой — река, а на её берегу растёт дуб. На уровне его вершины лежит плоский красный камень, похожий на зеркало, с ярко-красной буквой «А» посередине. Справа, на расстоянии в один дом <длина вытянутой руки>, найдёшь дверь терма в форме свастики. В центре свастики есть отверстие размером с яйцо, невидимое снаружи. Если вставить в отверстие деревянный кинжал и толкнуть вверх, дверь откроется. Внутри находится бронзовая статуя Ваджрасаттвы высотою с локоть и свиток садханы Ваджрасаттвы длиною в пядь, запечатанный буквой «А». Ты должен открыть их в десятый день месяца овцы одиннадцатый месяц тибетского календаря>». И тут они исчезли.

Подготовительные практики.

Прежде чем открыть терма, тертон выполняет подготовительные практики, если это предписано в пророческом руководстве или если он видит, что это необходимо. Подготовительные практики — это садхана, полная тайная медитация и ритуалы божества. Если тертон ранее открывал какие-либо тексты садхан, он использует их для этой практики, в противном случае он использует садхану, открытую другим тертоном. Такие практики также могут выполняться как подготовительные или ритуальные на разных этапах открытия терма: перед тем как открыть ларец, перед тем как расшифровать символические письмена, перед тем как их записать и перед тем как передать их другим. Результатом станут мирные и благоприятные обстоятельства и отсутствие всяких препятствий. Иногда, в случае особо благоприятных обстоятельств, нет нужды выполнять подготовительные практики.

Сангье Лингпа описал знаки, которые он получил при выполнении практик перед открытием цикла Лама гонгду. В «Истории великого терма»62 он говорит:

Я выполнял подготовительные практики <в уединении>, и в десятый день появились знаки в виде звука, света, лучей и т.д. У меня были видения гуру, йидамов, дакини и супругов Огьен <Гуру Падмсамбхавы и Еше Цогьял>, и я получил от них посвящения. В пятнадцатый день я получил внешние, внутренние и сокровенные знаки <по открытию терма>, после чего затворничество окончилось. Затем я отправился на ритуал пиршественного подношения, который проходил под руководством Ламы <т. е. Чокьи Лодро> и сказал собравшимся: «Я получил пророчество Гуру Огьена <Падмасамбхавы> и знаки завершения подготовительных практик. Теперь я собираюсь открыть терма».

Открытие терма.

Когда приходит время открытия и предварительные практики завершены, тертон отправляется к месту сокрытия. Он извлекает терма из камней, земли, озёр, храмов, статуй, деревьев или неба — оттуда, где его сокрыл Гуру Падмасамбхава.

Если открытие публичное, приглашают людей, чтобы они стали свидетелями этого чудесного события. Если оно тайное, то присутствуют лишь избранные. Некоторые открытия происходят незримо для окружающих.

На месте сокрытия тертон со своими спутниками выполняет пиршественное подношение и читает молитвы. Пиршественное подношение — это тантрический ритуал для накопления заслуг, очищения последствий неблагих действий и устранения препятствий на пути практики и открытия терма. Обычно открытие происходит во время церемонии пиршественного подношения, иногда позже, а иногда вообще без какого бы то ни было видимого ритуала.

Тертоны не всегда отправляются к месту открытия, поскольку охранители терма или дакини могут сами принести им сокровища, как это часто случалось с Кьенцеем Вангпо.

В жизнеописаниях тертонов и других источниках содержатся такие детали:

Открытие из скалы.

Иногда дверь скального клада открывается сама собой, когда тертон подходит к ней или даже просто делает жест. В своём жизнеописании Дуджом Лингпа рассказывает:63

Я получил пророчество <от дакини>, гласившее: «В Батер, что в долине Мар, находятся чётки <великого учителя> Сарахи, образ Тары из красного песка и пророческое руководство для терма. Ступай туда <и открой их> немедленно». Как было указано, в десятый день последнего месяца лета <десятый месяц по тибетскому календарю> я отправился к скалистой горе Батер, и, как только я пришёл туда, с горы упал камень величиною с голову. На том месте, где был камень, я увидел в груде угля образ Тары, ларец с воском для печатей и прекрасные старые чётки. Всё это я взял с собой.

Иногда открытие сопряжено с трудностями. С другой стороны, Тердаг Лингпа чудесным образом открыл Шинджеше трегджом в Ярлунг Шелтраг. В его жизнеописании Дхармашри рассказывает:64

Он заметил описанное в пророческом руководстве место сокрытия терма — скалу, очертаниями похожую на знамя победы... и тут, стоя посредине горы на очень узкой тропе, он увидел у себя под ногами пропасть глубиной более ста этажей, а над головой, на высоте четырёх-пяти этажей, — радужные лучи в форме свастики, которой было отмечено место сокрытия. Однако добраться туда не было никакой возможности. Из-за невыносимого страха высоты он не мог даже смотреть на нее. Он потерял сознание и мгновенно очутился на вершине скалы. Там он нашёл пещеру, напоминавшую шатёр: её похожие на хрусталь стены были украшены яркими фресками. В той пещере находились прекрасная девушка и красивый мужчина — оба в изысканных белые одеяниях. Девушка дала ему два свитка, а мужчина — треугольный ларец из сэ. Затем он вернулся, снова очутился на склоне и, испугавшись, что упадет вниз, опять мгновенно потерял сознание. Очнулся он на узкой тропе.

Иногда тертоны взбираются на скалы по лестнице, а чтобы достать терма, используют молотки и зубила. В своём жизнеописании65 Дуджом Лингпа рассказывает, как извлекал терма из Нгала Тагце в нижней долине Сер:

Ощущая блаженство и покой, я взобрался по каменным ступеням примерно на пять дам. Затем ударил зубилом в полукруглую щель в скале и открыл дверь. Внутри посреди кучи угля я нашёл много ларцов, покрытых березовой и кедровой корой... Я вложил замену терма и закрыл дверь, как было прежде. Спустившись к подножию скалы, я оглянулся и увидел, что ступени исчезли.

Его Святейшество Дуджом Ринпоче сказал мне, что Йонге Мигьюр Дордже, собравшись открыть скальное терма, попросил ученика принести ему зубило. Ученик принёс целых девять зубил, и по причине взаимозависимых обстоятельств им пришлось пробивать скалу, пока все девять не износились.

Открытие в озере.

Падма Лингпа открыл своё первое терма в озере. В «Драгоценном ожерелье из лазурита»66 Конгтрул вкратце излагает эти события так:

Он <Падма Лингпа> открыл цикл учений Дзогчен лонгсал в озере под названием Мебар близ скалистой горы Наринг. На глазах огромной толпы он прыгнул в озеро со светильником в руке, а когда вынырнул, светильник всё еще горел, а под мышкой у него был большой, размером с горшок, ларец с терма.

Открытие в статуях и храмах.

В «Великой истории терма»67 Ратна Лингпа рассказывает, как в ступе Гери он открыл два жёлтых свитка учений Тугдруб, а в храме Котинг — вещества терма.68 В «Великой истории терма Гуру Чованга» этот тертон рассказывает, как извлекал терма из пьедестала статуи Хаягривы в храме Арьяпало монастыря Самье69, из большого пальца правой руки статуи Вайрочаны в храме Ко70 и из трона статуи Вайрочаны в Бумтанге, что в Бутане.

Открытие символических надписей на предметах.

Иногда на скалах, статуях и священных предметах находят символические надписи. В биографии Кьенцея Вангпо Конгтрул пишет:71

<Кьенцей Вангпо> обнаружил квадратный камень, на котором была символическая надпись со скалистой горы, считавшейся святыней. То были [символические письмена] основного текста Цасум дешег дупа, который он записал на пятидесяти страницах. Затем он снова сокрыл камень <с символическими письменами> в том же месте.

Наши рекомендации