I. Терма: назначение и передача.
Общие буддийские терма.
И в сутрах и в тантрах Махаяны существует традиция сокрытия и обнаружения учений благодаря просветлённой силе совершенных. У этой традиции есть две стороны. Во-первых, соответствующие учения могут быть открыты просветлёнными существами или могут появляться для них спонтанно, в соответствии с их желаниями и способностями, с неба, из гор, озёр, деревьев, а также от других существ. Во-вторых, они сами могут сокрывать учения в виде книг и других предметов, а также доверять их богам, нагам и другим влиятельным существам, дабы те сохранили их и в урочное время передали надлежащему человеку. В будущем эти учения заново откроют другие просветлённые существа.
С философской точки зрения, в изначальной природе, или абсолютной истине, нет различий между учителем и учеником или между следствиями передачи и слушания учения. Лишь на уровне относительной истины всякий раз, когда созревают подходящие причины и следствия, условные явления возникают для соответствующих людей в виде Дхармы. Дхарма – это свершение, источник среды свершения и средства для поддержания и развития свершения. В зависимости от природы и способностей того или иного человека Дхарма может проявляться или быть обнаружена в виде мыслей, знаков или диалогов между учителями и учениками. Таким образом, Будда не давал учений, но для существ учения появлялись. Дхарма возникает в том виде, который соответствует восприятию существ, их кармическим условиям и конкретным обстоятельствам. Дхарма может быть воспринята в виде наставлений учителя в процессе мысленного, символического или устного общения. Она может проявляться в образах, звуках, символах или мыслях. Она исходит от просветлённых или обычных существ, из деревьев, вод, неба, гор, скал или ума в соответствии с кармой и обстоятельствами того, кто её воспринимает. Для человека, достигшего высокого уровня свершения, источником Дхармы могут быть все явления, для многих – только некоторые, для кого-то – только тексты и устные наставления. Есть и много таких, для кого источником Дхармы не является ничто. В Йонтэн копа35 сказано:
Хотя я ничего не произнёс, <Дхарма> проявляется для существ повсюду. Если <люди> продвигаются к ней постепенным путем, она проявляется для них соответствующим образом. Для тех, кто ищет мгновенного постижения, все аспекты Дхармы <мгновенно> проявляются во всей полноте. Это величие речи <будд>, исполняющей все желания <существ>.
В Гухьягарбхамайяджала-тантре36 сказано:
В то время многочисленные <божества> проявляются для разных существ в соответствии с их природой. <Будда> не покидал состояния таковости, <но> благодаря карме существ он проявляется по-разному, как отражения в зеркале или луна в воде.
Находясь на пути практики, бодхисаттвы зарождают в себе желание: когда мы достигнем состояния будды, да проявится способность будд служить благу живых существ. Как сказано в десятой главе Бодхичарьяватары «Посвящение заслуг»:
Пусть все живые существа непрестанно слышат звуки Дхармы от птиц и деревьев, от света и небес.
Благодаря чудесной силе Будды и великих практиков множество сутр Махаяны, в том числе «Праджняпарамита в ста тысячах шлок», а также многие тантры, в том числе Калачакра, были сокрыты на некоторый период времени в различных местах или в мирах других существ, а в нужное время их вернули в мир людей, на континент Джамбу.
В Арьясагаранагараджапариприччха-сутре37 описаны четыре отличительных качества терма: сохранение учения Будды в мире, развитие постижения в умах существ, удовлетворение умов существ, и безграничность, подобная небу.
В сутрах есть описание способов, которыми происходит сокрытие и обнаружение. В Арьясарвапуньясамуччаясамадхи-наме38 сказано:
О Дрима Мепэй Cиджи! Для великих бодхисаттв, которые стремятся к Дхарме, сокровища Дхармы были сокрыты в горах, у подножия гор и в деревьях. Богатства Дхармы и дхарани придут к ним в руки в виде книг.
А также:
Даже если будды нет в мире, для тех, чей ум совершенен, Дхарма будет появляться с неба, из стен и деревьев.
В «Драгоценном ожерелье из лазурита»39 сказано:
Большинство питак Махаяны отправились в разные миры, в том числе в царства богов и нагов, и исчезли <с континента Джамбу>. Ваджрадхары <великие практики> и дакини собрали тантры, сокрыли их в Дхармаганджо в Уддияне и в других местах и сохранили. Позже, когда пришло время, учителя школы читтаматра получили сутры Махаяны от бодхисаттв, в том числе от Дрибпа Намсела. «Праджняпарамиту в ста тысячах шлок» принёс из царства нагов Нагарджуна. Практики, достигшие высшего свершения, в том числе махасиддха Сараха, Тачог, Цокье, Луйипа и Цилупа, вернули <на континент Джамбу> тантры, включая Гухьягарбху, Чакрасамвару, Хеваджру и Калачакру. Так что всё это терма.
В действительности все Дхармы трикаи: дхармакаи, самбхогакаи и нирманакаи, которые были переданы посредством ума, символов, и устной передачи, – это терма, учения Дхармы, открытые из драгоценного сокровища будд – состояния просветления. В «Драгоценном ожерелье из лазурита»40 сказано:
На самом деле всё учение Будды – это ум, символ и устная передача, и они не отличаются от терма.