Ii. хинаяна, махаяна и ваджраяна.

Хинаяна.

Для пути Хинаяны характерно намерение достичь личного освобождения. Канон её текстов на санскрите называется Трипитака: три корзины. Это Виная, или кодекс нравственного поведения, предназначенный, главным образом, для монахов и монахинь; Сутра, или наставления по различным аспектам духовной практики, и Абхидхарма – трактаты по мудрости, философии и психологии. Эти тексты посвящены главным образом пути к достижению архатства, а также прекращению страдания и его причины. Кроме того, в них входят практики созерцания и мудрости, или постижения истины. Однако основное внимание уделяется разным видам обуздания тела и уединённой, отшельнической жизни с целью избежать обстоятельств, которые могли бы способствовать возникновению клеш*. Такое уединение оберегает ум, не давая ему попасть под власть неблагих сил или враждебных энергий.

* Тиб. нёнмонг (Nyon Mongs): «пять ядов», т. е. желание, гнев, неведение, гордость и зависть, – психические состояния, которые омрачают и беспокоят ум. – Здесь и далее постраничные примечания редактора.

В Хинаяне есть два основных направления религиозной философии:

  Хинаяна
  Вайбхашика (18 школ)   Саутрантика

Махаяна.

Особенность Махаяны – намерение, устремление и практика с целью обеспечить счастье и освобождение другим существам, а не только себе. Себялюбивое же побуждение следует преодолевать. Тексты Махаяны, посвящённые правилам поведения и многим другим аспектам практики, – те же, что и в Хинаяне, но истолковывают их по-иному. Кроме этих общих областей есть множество канонических текстов по практикам созерцания и мудрости, в том числе сутры Махаяны, включая Праджняпарамиту.

В практике Махаяны, что бы вы ни делали и где бы вы ни были, важно развивать сострадательное желание блага всем живым существам. Так что в Махаяне основное значение придаётся такому состоянию ума, в котором вы взращиваете доброжелательные мысли ко всем существам, а медитация, созерцание и мудрость, как и обуздание тела, считаются опорами для поддержания этого главного настроя ума. Если ваш разум полон сострадания к другим, вы не сможете сделать ничего, что причинило бы им вред. Даже чашку чая вы выпиваете не ради утоления собственной жажды, а для поддержания тела, чтобы использовать его как средство служения другим. Такое просветлённое отношение называется бодхичитта. И если вы взращиваете её неуклонно и постоянно, то вы бодхисаттва – существо, идущее по пути к просветлению. Имея такой настрой ума, можно преображать повседневную жизнь в благие действия – причину просветления.

В колеснице Махаяны есть три основные школы:

Махаяна  
Мадхьямака Читтаматра (Йогачара) Ваджраяна
Сватантрика Прасангика   Шесть (Четыре) Тантр
       

Ваджраяна.

Особенностью Ваджраяны является чистое видение. Посредством посвящения1, передаваемого тантрическим учителем, мир видится и проявляется как чистая земля, а существа – как просветлённые. Используя силу мудрости, передаваемой в процессе посвящения, и чрезвычайно искусные средства – каналы, энергии и сущность* ваджрного тела, тантрики порождают переживание великого единства блаженства и пустоты, и это достижение переносит ум к порогу пробуждения.

* Тиб. Thig Le; санскр. бинду.

В тантрических практиках нечего отвергать или уничтожать: всё преображается в источник мудрости, великого единства блаженства, ясности и пустоты. Последователи обычной Махаяны преображают повседневную жизнь в духовную практику с помощью правильного отношения – мысли о действии на благо всех существ. Так повседневная жизнь становится практикой развития заслуг, причиной просветления. В Тантре же всё преображается в саму мудрость – результат, или плод, пути. Поэтому Ваджраяна называется колесницей плода: ведь в ней в качестве пути практики выступает сам плод.

Хотя три колесницы используют разные методы практики, цель у них общая – обрести освобождение от сансары. В результате практики Хинаяны человек становится архатом, обретая состояние победы над врагами – омрачениями. В результате практик Махаяны и Ваджраяны человек обретает полностью просветлённое состояние будды, которому присущи три «тела» (см. с. 30) и пять мудростей.

В соответствии с традицией ньингма, в Ваджраяну входят шесть главных тантр (см. сс. 32-36).



Ваджраяна.  
Три Внешние Тантры Три Внутренние Тантры.
Крия-йога Чарья-йога Йога-тантра Маха-йога Ану-йога Ати-йога
           

Покажем на примере различия в методах практик трёх колесниц.

Клеши подобны ядовитому дереву. Последователей Хинаяны можно сравнить с тем, кто спасается от ядовитого дерева, просто обходя его стороной. Последователей Махаяны – с тем, кто спасает себя и других от ядовитого дерева, отсекая его корень. Последователей Ваджраяны – с тем, кто, не тратя энергию и способности на то, чтобы остерегаться дерева или уничтожать его, искусно преображает его в целебное, а потом использует.

Эти разные способы духовной практики предназначены для освобождения от сансары, что является относительной истиной. Их цель – обрести полностью просветлённое состояние, абсолютную истину, или привести к её Обретению.

Для достижения освобождения используется такое средство, как взаимозависимое происхождение. Согласно толкованию Будды, карма – это закон причин и следствий действий, создающих материальные и нравственные условия, в которых оказываются живые существа. Понимая и используя процесс взаимозависимого происхождения для освобождения от относительной истины, можно достичь абсолютной истины, где карма уже не действует.

Без использования условных способов духовной практики для освобождения от взаимозависимых причинных факторов, действующих на уровне относительной истины, невозможно достичь нирваны – состояния прекращения страданий, запредельного относительной истине. Такая взаимосвязь между двумя истинами имеет решающее значение для возможности просветления.

Наши рекомендации