Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Основная статья: Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854). Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Основная статья: Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель (1770—1831). Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

Людвиг Фейербах

Основная статья: Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804—1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Русская философия

К специфическим чертам русской философии можно отнести:

– связь ее с религиозным сознанием (православием) и язычеством;

– своеобразную форму философствования. В отличии от западного абстрактно-теоретического русское философствование обретает вид духовно-практического освоения действительности. Оно происходит за рамками университетских кафедр и дискуссий и обнаруживает себя в художественном творчестве, письмах, в литературной критике, публицистике, произведениях искусства;

– целостность: почти все философы выходят за узкие рамки отдельных проблем, их интересует весь комплекс онтологической, гносеологической, антропологической и историко-философской проблематики;

– всепроникающая нравственность и мораль.

Предметное поле русской философии всеохватно. Это:

§ общество, его устройство и переустройство, поиски всевозможных проектов социального преобразования. В центре размышлений – конкретно-исторический российский социум, проблемы государства, власти, социальной справедливости, специфического для русской философии выбора исторического пути России и построения идеального общества.

§ человек, раздумья над его природой, внутренним миром, состоянием души и духовности как важнейшей характеристики человеческого бытия, путями совершенствования и самосовершенствования православного христианина.

§ нравственность – стремление всех философских школ и направлений постичь непримиримую борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости. Даже постижение истины рассматривается через призму нравственных качеств. Понятия «истина-правда», «истина-справедливость», широко используемые философами, отражали не только знания, а и поиски нравственных основ мира, не только желание понять, познать, но и преобразовать его.

§ практическая направленность. Предметом философского интереса становилась сама жизнь во всех ее проявлениях. Материалистической традиции был присущ социальный активизм, то есть теоретические выводы трактовались и как способы решения практических задач в ходе общественного развития. Деятельностно-гуманистический характер носили и религиозно-философские устремления, но они в большей степени касались сферы духовного преображения человека как залога социального прогресса.

§ связь человека и космоса. Космос рассматривался как целостный единый организм, человек – не просто часть его, а как активная сила мироздания. По убеждению русских космистов, Вселенная есть Дом, Сад, и человек – садовник, любовно взращивающий его. Идеи космического предназначения человека, гармонизации отношений человека и Космоса стали основой современного антропокосмического типа философствования.

(подробнее в лекции)

Наши рекомендации