Что бы ни думал думающий, доказывающий это докажет.

Итак, если поместить этих четырех приматов на необитаемый остров, можно предсказать, примерно с той же вероятностью, с какой химик предсказывает нам результат соединения четырех элементов, что субъект № 1 и субъект №4 (дружелюбная сила и враждебная сила) попытаются захватить власть —№1 для того, чтобы помочь другим, №4 потому, что он не может представить у руля никого другого. №1 уступит №4, так как хочет, чтобы все шло хорошо в интересах других, а это невозможно, если №4 не окажется наверху. №2, дружелюбную слабость, не интересует, кто — №1 или №4 — будет у власти, лишь бы кто-то другой принимал решения. А №3, также независимо от того, кто будет у власти, будет жаловаться (и жаловаться, и жаловаться), в то же время избегая любых действий, требующих личной ответствен­ности.

Те же политические решения были бы приняты четверкой шимпанзе или собак, если бы их импринтные квадранты соот­ветствовали нашему гипотетическому примеру.

Социобиологи, которые отлично знакомы с этими четырьмя квадрантами, присутствующими как в человеческих, так и в животных обществах, утверждают, что каждый организм рож­дается с генетической предрасположенностью к одной из этих ролей. Критики социобиологии (а они обычно догматические либералы), объявляют эту идею чудовищной. Мы не будем пы-

таться решить этот сложный вопрос здесь, так как любая попыт­ка определить, какие аспекты поведения обусловлены генети­чески, а какие приобретены в процессе обучения уже после появления на свет, всегда сводится к идеологической метафи­зике ввиду отсутствия, в большинстве случаев, реальных дан­ных. Мы просто скажем, что, независимо от того, рождаемся ли мы с предрасположенностью к определенному квадранту, все организмы появляются на свет с предрасположенностью к им­принтной уязвимости, а импринт, будучи установленным в ней­росистеме, действует так же автоматически, как любая генети­ческая жестко заданная программа.

Каким образом можно изменить импринты, мы обсудим позже. Упражнения, которые вы выполняете в конце каждой главы, уже слегка ослабляют ваши импринты и делают их более гибкими.

Верхние два квадранта сетки Лири — дружелюбная сила и враждебная сила — приблизительно соответствуют тому, что Ницше называл моралью господ, этикой правящих классов. Действительно, враждебная сила — это воплощение ницшеан­ской «белокурой бестии», примитивного типа пирата-завоева­теля, который обнаруживается на заре любой цивилизации. Ницше также называл эту силу «животной» или «несублимиро­ванной» формой воли к власти.

(Дружественная сила, с другой стороны, не соответствует, разве что очень слабо, ницшеанской «сублимированной воле к власти». В этом мы убедимся позже, когда подойдем к пятому (нейросоматическому) контуру — этапу сознательной эво­люции.)

Нижние два квадранта — дружелюбная сила и враждебная слабость — соответствуют ницшеанскому понятию морали ра­бов, тех, кто принадлежит к «низшей» касте или к «низшему» классу. Ницшеанская концепция «злопамятности» — скрытого мотива мести в «альтруистических философиях» — наделяет элементом враждебности даже квадрант дружелюбной слабос­ти, т. е. общепринятую «христианскую этику», символом кото-

рой является «кроткий Иисус, смиренный и мягкий». Этот па­радокс (под личиной дружелюбного слабака скрывается враж­дебный слабак, Дитя Цветов является потенциальным роботом-убийцей из банды Мэнсона) получил второе рождение в совре­менной клинической терминологии в качестве концепции «пассивной агрессии». Оккультисты на своем странном жарго­не называют подобных типов «психическими вампирами».

Вот почему Ницше утверждал, что св. Павел уничтожил евангелие (благую весть) Иисуса, заменив ее дисангелием (дурной вестью). В представлении Ницше евангелие Иисуса было субли­мированной волей к власти, Путем сознательной эволюции к Свехчеловеку. Дисангелие же св. Павла было традиционной мо­ралью рабов — «Рабы, повинуйтесь вашим господам», но лелей­те свою злопамятность в твердой уверенности, что вы «хороши», а они «плохи», и в конце концов вы будете наслаждаться, на­блюдая, как они горят в вечном огне ада. По мнению Ницше, все, что прибавил к этому Маркс, заключается в идее сжигания и наказания правящего класса здесь и сейчас (вместо того, чтобы ожидать, пока Бог займется ими в посмертии).

Та же идея присутствует в незабываемом куплете э. э. кам­мингса* о коммунистической интеллигенции 1930-х:

Наши рекомендации