Идейные истоки и политические предпосылки Реформации.
Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с её первоначальными канонами. Помимо религиозных Реформация также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Один из исходных пунктов лютеровского учения – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви. Только лишь богу обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Властвует целесообразно, управляет разумно тот монарх, который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский правитель должен считать себя слугой, а не господином народа.
Основной причиной Реформации являлось недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви. Ее юридическая система остро нуждалась в преобразованиях, а недееспособность и коррумпированность церковной бюрократии была общеизвестна. Нравы духовенства часто были распущенными, что приводило в смущение паству. Духовенство (даже на самом высоком уровне) часто отсутствовало в своих приходах и епархиях. Назначение на высшие церковные должности производилось сомнительными средствами: внимание, в основном, уделялось политическому или финансовому положению кандидатов, а не их духовным качествам. На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, церковная иерархия была полным отражением иерархии светской. Церковь являлась крупным феодалом и владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных. Таким образом, церковь формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности и справедливости этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.
Феодальная католическая церковь могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем и политику. Новому классу, буржуазии, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: буржуазии деньги были нужны для того, чтобы вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением.
Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Эпоха Возрождения позволила по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.
По мнению таких мыслителей, как Лютер (Виттенберг) и Кальвин (Женева), Церковь потеряла из виду свое интеллектуальное наследие. Настала пора возрождения идеалов "золотого века"христианской Церкви. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира 1648 года, по итогам которого религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике. Реформаторы: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Томас Мюнцер, Филипп Меланхтон. Вклад идей Реформации в развитие современного общества: Протестантская трудовая этика, Зарождение капитализма, Права человека, Возникновение естественных наук.