Аристотелевская теория государственных переворотов.

Процесс переворотов.

Итак Аристотель полагает, что первоначально в государствам устанавливалась монархическая форма правления. Затем, в силу некоторых обстоятельств монархии перерождались в аристократии. В «Политике» он пишет: «Может быть, в прежние времена люди управлялись царями именно вследствие того, что трудно было найти людей, отличающихся высокими нравственными качествами, тем более что тогда вообще государства были малонаселенными. Кроме того, царей ставили из-за оказанных ими благодеянии, а их оказывали хорошие мужи. А когда нашлось много людей, одинаково доблестных, то, отказавшись подчиняться власти одного человека, они стали изыскивать какой-нибудь общий вид правления и установили политию”.

Далее по предположению А. происходил переход к олигархии(неправильной формы правления-противоположной аристократии) : «Когда же, поддаваясь нравственной порче, они(доблестные мужи) стали обогащаться за счет общественного достояния, из политии естественным путем получались олигархии, ведь люди стали почитать богатство.»

Далее происходит дальнейшая трансформация: «Из олигархий же сначала возникли тирании, а затем из тираний – демократии: низменная страсть корыстолюбия правителей, постоянно побуждавшая их уменьшать свое число, повела к усилению народной массы, так что последняя обрушилась на них и установила демократию. А так как государства увеличились, то, пожалуй, теперь уже нелегко возникнуть другому государственному устройству, помимо демократии.»

Причины переворотов, методы предотвращения.

Тезисы:

-Гарантом аристократии и политии является средний класс

-плохие государственные устройства являются извращенными формами хороших, однако последние произошли от 1ых.

-демократия + олигархия=положительное устройство)"-"на "-" = "+"

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии надлежащего равенства и как следствие в непропорциональности государства. Поводом к перевороту является любая мелочь, но причины, как правило, другие. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа полит.справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других – равенством по достоинству. Подобные ошибки в исходных принципах гос. форм и ведут к дальнейшим мятежам и междоусобицам. Не знание того, что существует 2 вида справедливости( уравнивающая – эконом. и хоз. часть общества; распределяющая – воздаяние каждому в соответствии с его природой).

Проблемой будет также и лишение большой части граждан политических прав. Так ,Аристотель в «Политике» обсуждает вопрос, кто должен обладать верховной властью в государстве и кто должен иметь политические права. Он признает, что несправедливо, чтобы масса под предлогом того, что они большинство начали делить имущество бедных или наоборот, чтобы богатые забирали имущество у бедных. При этом он допускает, что масса, каждый член которой не обладает достаточными добродетелями, все же в целом может выступать как один разумный человек со многими руками и ногами(от каждого по отдельности ему достается какая-то добродетель). И хоть не для всех народных масс-это справедливо, он допускает признание этого в отношении массы, которую он гипотетически представляет. А. также говорит, что если признать верным утверждение, что править должны наидостойнешие и только им должны принадлежать политические права, то возникает проблема-получается, что те же, кто правит , обладают политическими правами, остальные же их лишены и не имеют к ним доступа. Такая ситуация опасна для государства, поэтому он заключает, что, хоть и нельзя допускать людей из масс к управлению обществом, но все же необходимо давать им участвовать в делах государства, а именно голосовать и т.д. При этом, если принять во внимание, что судить о деле лучше всего может профессионал, то нельзя давать народу решающий голос при выборах, но с другой стороны есть моменты, когда не сведущие в искусстве могут оценить не хуже, чем он. Так, например о доме могут судить те, кто в нем живет, а не только тот, кто его строит. Далее А. делает вывод: «Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица – будь это одно или несколько – должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ, так как не легко вообще дать вполне определенные установления касательно всех отдельных случаев.»

Ещё одной причиной переворотов Аристотель называет разноплемённость. Лучше, чтобы граждане были из одного племени, и тогда не будет межличностных конфликтов.

В аристократии и монархии правители пользуются большими правами и это вызывает недовольство народа. При тирании – что он плохо относится к народу, всем надоело терпеть , его свергают.

Методы предотвращения переворотов: 1) распределение блага между людьми. Сохранение баланса.2) сделать так, чтобы государственные лица не наживались 3)Если власть легитимна среди среднего класса, тогда переворот не случится 4) главное, чтобы большинство поддерживало режим.

Для сохранения стабильности в государстве необходимо создать средний класс, который будет выступать в положении – богаче бедных, беднее богатых. Они должны быть многочисленным классом. Там, где будет господствовать такой класс, будет правильная форма правления (полития). Правильная, т.к. во главе общее благо, что в свою очередь ведёт к стабильности.

Наши рекомендации