Теории происхождения государства в ближневосточной мифологии.

Монотеистические черты выражались в том, что в таких крупных центрах, как Гелиополь, Мемфис и Фивы сложились очень своеобразные представления о происхождении богов и, соответственно, самой природы. Более древняя гелиопольская система возводит все существующее к некоему богу Атуму, что значит "совершенный". Он ни кем не сотворен, он сотворил себя сам. Он создал первичную девятку богов (эннеаду), которая, в сущности, является его проявлениями. Совершенный Атум рождает первую пару: Шу и Тефнут (воздух и влага воздушная). Те, в свою очередь, рождают следующую пару: Геб и Нут (земля и небо). А Геб и Нут рождают 2 пары: Осирис и Исида, Сет и Нефтида.Если первые 2 пары - стихии, то последние четыре - антропоморфные божества. Все они являются проявлениями Атума. Когда Мемфис стал столицей Египта в эпоху Древнего Царства,. Верховный бог Мемфиса был Птах. Оттуда до нас дошел мемфисский богословский трактат, который был записан ок. 700 года до н.э. на каменной плите, но был переписан, как сказано в самой надписи, с очень древнего папируса, который хранился в мемфисском храме, и по просьбе жрецов фараон повелел высечь этот текст на камне, чтобы он не погиб. Эту надпись, к сожалению, постигла беда: когда Египет был завоеван арабами, то из этой плиты с надписью был сделан мельничный жернов, и часть текста безвозвратно утрачена. Сейчас этот камень в таком поврежденном виде хранится в Британском музее. Содержание этого трактата. Бог Птах представлен демиургом: творцом мира, богов и людей. Чтобы как-то скрасить противоречие с гелиопольской системой, она была включена в этот трактат таким образом: Птах создал Атума, а Атум все остальное. Текст интересен тем, что впервые в религиозной мысли прозвучала мысль о том, что мир творится богом словом. Птах задумывает в сердце (Сердце считалось седалищем мыслей), и когда Птах произносил, это получало бытие. Т.о. здесь впервые появляется идея творящей мысли – логоса. . То, что не произнесено божественными устами, ещё не существует. Парралель с бытием- закончил – остался доволен «и сказал бог что это хорошо» Впоследствии, после распада Древнего Царства, когда столица была перенесена в Фивы, столицу Нового Царства, то постепенно значение Мемфиса потерялось в политической истории государства, и, естественно, эта религиозная система стала только уделом жрецов, поэтому они и просили, чтобы это было вырезано на камне, чтобы сохранить как можно дольше. Никакого развития эти идеи в египетской религии не получили, потому что в Фивах верховным богом почитался Амон. Представления об Амоне тоже носят явно монотеистический характер, особенно в последние периоды Нового Царства он вообще считался единственным, и хотя другие боги тоже существовали, но только "на народном уровне". Но и в древности, когда был расцвет этих богословских систем, они тоже были уделом фактически одних жрецов, народ этого ничего не знал.Формирование политико-правовой мысли как на Древнем Востоке (в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Персии) связано с той стадией развития общественного способа производства, когда появляется классовая дифференциация общества и возникает государственность.В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели отделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения. Земные порядки – неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей – словом, всего того, что им позволено и что им запрещено.Божественный первоисточник существующих социальных и политико-правовых порядков – основная идея и тема древних мифов по интересующему нас социально-политическому и этико-правовому аспекту их содержания, но в мифах различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Различные версии этой связи, по существу, обусловлены своеобразием того строя и тех порядков, мировоззренческое оправдание которых дается в мифе.Так, по древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом – лишь проводники личной власти правителя.В Египте, Вавилоне, Индии встречается несколько иная версия мифа, по которой боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых народов (особенно египтян, а затем и греков), боги выступают также и в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.





9. Политическая мысль древнего Шумера.

В конце IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии складываются первые города-государства, создавшие высокоразвитую для своей эпохи цивилизацию.Шумер не представлял собой единого государства, он состоял из множества мелких городов-государств - номов, существовавших на территории Древнего Двуречья, то есть на территории от Персидского залива к северу вдоль рек Евфрат и Тигр. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.Правитель нома носил титул энси, а если он получал верховную власть в двух или более номах, то он присваивал себе титул лугаль , то есть царь. В XXIV веке до н.э. правители многих номов, таких как Лагаш, Киш, Акшак, Ур и многих других, носивших титулы энси или лугаль, боролись за гегемонию в стране. Шли постоянные войны, заключались и распадались различные союзы. Ученые считают, что «история начинается в Шумере». Шумеры раньше египтян научились проводить воду на поля, осушать болота. Они изобрели лук, плуг и колесо, первыми начали выращивать пшеницу и лен. Шумеры рассказали о сотворении человека из глины, о древе познания добра и зла, они описали всемирный потоп и то, как одному из людей удалось спастись, построив ковчег и взяв в него свою семью и по паре всех животных.Но больше всего изумляет современников шумерская литература. В «Поэме о Гильгамеше» содержатся все известные легенды из Библии, первооснова опыта человечества, образы мира и представления древних о месте человека в этом мире. В литературном памятнике II тысячелетия до н.э.сохранились свидетельства существования институтов первобытной демократии.мВ поэме рассматриваются проблемы нравственного выбора, любви, служения долгу. Гильгамеш, царь города, юный и гордый, проходит через различные испытания, находит в борьбе друга, отвергает любовь богини, побеждает разъяренного быка, переживает смерть друга, получает траву вечной юности, но не успевает ею воспользоваться. В поэме «Гильгамеш и Ака» рассказывается, о том как Ака потребовал, чтобы город подчинился его власти. Гильгамеш обсуждает ультиматум Аки на совете старейшин, они решают подчиниться требованиям Аки. Недовольный Гильгамеш созывает граждан города и на народном собрании добивается обратного решения. И когда, наконец, герой поэмы, пройдя через все испытания, понял, что человеку важно не бессмертие тела, а бессмертные дела, все заботы его стали направлены на благо родного Урука. В поэме подчеркивается важность общественных устремлений личности, осуждается деспотизм правителя.Предания о судьбе библейского Моисея, персидских и римских царей также берут начало в Шумере. Когда историки открыли древний Шумер, стало ясно, что именно шумеры стоят у истоков человеческой культуры.

10. Политические идеи в Легенде о Гильгамеше.

Миф о Гильгамеше Гильгамеш, царь города, юный и гордый, проходит через различные испытания, находит в борьбе друга, отвергает любовь богини, побеждает разъяренного быка, переживает смерть друга, получает траву вечной юности, но не успевает ею воспользоваться. В поэме «Гильгамеш и Ака» рассказывается, о том как Ака потребовал, чтобы город подчинился его власти. Гильгамеш обсуждает ультиматум Аки на совете старейшин, они решают подчиниться требованиям Аки. Недовольный Гильгамеш созывает граждан города и на народном собрании добивается обратного решения. И когда, наконец, герой поэмы, пройдя через все испытания, понял, что человеку важно не бессмертие тела, а бессмертные дела, все заботы его стали направлены на благо родного города Урука. В поэме подчеркивается важность общественных устремлений личности, осуждается деспотизм правителя.Сегодня многие ученые считают, что «история начинается в Шумере». Шумеры раньше египтян научились проводить воду на поля, осушать болота. Они изобрели лук, плуг и колесо, первыми начали выращивать пшеницу и лен. Шумеры рассказали о сотворении человека из глины, о древе познания добра и зла, они описали всемирный потоп и то, как одному из людей удалось спастись, построив ковчег и взяв в него свою семью и по паре всех животных.Но больше всего изумляет современников шумерская литература. Одним из ценнейших памятников древнешумерской литературы является «Миф о Гильгамеше». В этом произведении содержатся все известные легенды из Библии - первооснова опыта человечества, образы мира и представления древних о месте человека в этом мире.«Миф о Гильгамеше» относится ко II тысячелетию до н. э.

В «Мифе» сохранились свидетельства существования институтов первобытной демократии. В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.В «Мифе о Гильгамеше» рассматриваются также проблемы нравственного выбора, любви, служения долгу.

Наши рекомендации