Необходимость и случайность. Осмысление выводов синергетики для углубления понимания этих категорий.

. Данная пара категорий, её функционирование тесновато связано с предшествующей парой. Так, Гегель писал: "Случайность... Есть действительное в значении чего-то только возможного" . Когда реальность выступает в значении чего-то только возможного? Тогда, когда она берется абстрактно, когда развивающийся предмет находится еще на первых стадиях собственного возникновения и становления, когда он - еще только неоформленная сущность, вещь-в-себе, из которой неведомо что еще получится в дальнейшем (способности и невозможности его судьбы многообразны и равносильны). таковая случайность носит внешний характер, основание её - вне её самой. На самый серьезный учет конкретно таковых состояний делает упор новая наука синергетика. Уже на этом уровне случайное нужно, а нужное случаем, но их взаимопроникновения еще нет. Иную картину мы видим, когда реальность приобретает форму осуществленной способности. Тут функция основания переносится на внутреннюю для развивающейся системы необходимость. Прослеживая разные стадии развития необходимости, Гегель называл их относительной, настоящей и абсолютной необходимостью. Но даже в самом развитом состоянии необходимость проявляет себя не по другому, как через случайность.

52. Категории "возможность" и "действительность".

Всякая новая необходимость не возникает в готовом, сформировавшемся виде, а сначала существует лишь в возможности, которая превращается в действительность только при наличии благоприятных условий. При этом сначала создаются лишь определённые предпосылки для возникновения нового. Затем эти предпосылки зреют, развиваются и в силу действия объективных законов появляется новый предмет или явление.

Предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем, называются возможностью. Например, всякий зародыш обладает возможностью развития, превращения во взрослый организм. Развившийся из зародыша взрослый организм становится действительностью.

Таким образом, действительностью называется осуществлённая, реализованная возможность.

Следует различать прогрессивные (положительные) и реакционные (отрицательные) возможности. Например, любая социальная революция содержит и положительную возможность победы прогрессивных сил, и отрицательную возможность победы сил реакционных. Победа реакционных сил, как правило, носит временный характер. Например, временной была победа реакции в революции 1905-1907 годов в России. Прошло несколько лет, и в 1917 году пролетариат в союзе с крестьянством одержал победу сначала над царизмом, а затем и над буржуазией. Это – типичный пример борьбы противоположностей, которая постоянно происходит, в силу действия объективных законов развития общества.

Возможности (как и всё в мире) развиваются, движутся. Одни из них растут, расширяются, другие сокращаются, свёртываются. Например, непосредственно после победы Октябрьской социалистической революции в советской стране наряду с возможностью победы социализма имелась и возможность реставрации капитализма. В ходе роста могущества СССР возможность победы социализма непрерывно росла и была превращена в действительность. Социализм стал в СССР реальной действительностью. С успехами социалистического строительства возможность реставрации капитализма непрерывно сокращалась.

Исчезла ли при этом возможность реставрации капитализма в СССР? Конечно, нет.

Ошибочной следует считать позицию некоторых руководителей СССР, которые утверждали, что «победа социализма в СССР является полной и окончательной» и что «возможности реставрации капитализма более не существует». Ибо борьба противоположностей вечна. А объективные законы действуют независимо от нашего сознания.

Нельзя забывать о том, что одни возможности растут, расширяются, другие сокращаются, свёртываются. Нельзя забывать и о том, что всякая возможность, при наличии определённых условий, может стать действительностью.

Реставрация капитализма в СССР в конце XX века из возможности, превратилась в действительность из-за искусственного создания реакционными силами соответствующих условий. Это было сделано путём «оболванивания и одурачивания» советских людей по специально разработанной программе подрывной деятельности.

Категории целого и части.

Абстрактно-рассудочное понимание данных категорий является как бы количественным, большим: "целое больше части", "целое равно сумме частей" и т. Д. Но действительное целое - это далеко не лишь совокупность и взаимодействие частей, а процесс самопорождения и самосозидания себя как целого и всех форм собственного существования и развития. Характеризуя целое как характеристику сферы сущности, Гегель отмечал: "Истинное есть целое, но целое есть лишь сущность, завершающаяся через свое развитие" . Как это ни феноминально звучит для обыденного сознания, но диалектика целого и частей заключается в том, что лишь одна из частей целого составляет сущность всех остальных частей, лишь она в собственном развитии производит свои остальные части как формы собственного собственного существования. В последних она, эта порождающая целое часть, имеет себя же, но в другой форме.



Наши рекомендации